Рефераты. Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра















ТЕМА

Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

СОДЕРЖАНИЕ


1. Общие сведения о возрастном развитии человека

2. Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

Список используемой литературы


1.      
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму «резервных мощностей» основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма.

Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле. Они лежат в основе приспособляемости - способности живых органов сохранять и совершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.

Неспецифическая сопротивляемость - общее биологическое свойство для всего живого на земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки, может неограниченно совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Под развитием организма понимают 3 основных процесса:

1. Рост - увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;

2. Дифференцирование органов и тканей;

3. Формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы взаимосвязаны.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т.е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:

1-10 дней - новорожденный;

10 дней-1 год - грудной возраст;

1-3 года - раннее детство;

4-7 лет - первое детство;

8-12 лет М и 8-11 лет Д - второе детство;

13-16 лет М и 12-15 Д - подростки;

17-21 год - юноши и 16-20 девушки - юношеский;

22-35 первый зрелый;

35-60 М и 35-55 Ж - второй зрелый;

60-74 - пожилой;

75-90 - старческий;

90 и более -долгожители.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст (до 6-7), младший школьный (до 9-10); средний (до13-14); старший возраст (до 17).

Особо отмечают период полового созревания (переходный или пубертатный период). В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения.

Гетерохронность (греч. гетерос - другой, хронос - время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают.

Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в т.ч. педагогическим и тренерским. Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие физических качеств - силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Сенситивные периоды для различных физ. качеств развиваются гетерохронно. Сенситивный период развития мышечной силы - 14-17 лет; развития быстроты - 11-14л; выносливости - 15-20л; гибкости 3-15л; ловкости 7-15.

 

2.       ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА


Динамика физического развития и анализ контрольных показателей на этапе начальной спортивной специализации дают возможность определить два периода, в соответствии со спецификой заданий и возрастными особенностями, имеющих характерные для них уровни физической, технической и функциональной подготовленности юных толкателей ядра:

- период становления двигательных навыков (возраст 11-12 лет) - начальное обучение технике физических упражнений: медико-биологические показатели и их влияние на развитие физических качеств;

- период стабилизации двигательных навыков (13-15 лет) - формирование техники толкания ядра: показатели уровня физической, технической подготовленности и их взаимосвязь с функциональной подготовленностью юных атлетов.

В силу возрастной вариативности к модельным характеристикам физического развития юных толкателей ядра относят, прежде всего, те, которые отображают влияние вида спорта на особенности строения тела и опорно-двигательного аппарата. В первую очередь, это - весоростовые показатели. В этот период особенное значение приобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокими темпами полового созревания. Поэтому, о функциональной подготовленности юных атлетов в целом можно судить лишь на основании результатов комплексного тестирования, которое предоставляет возможность определять модельные показатели юных толкателей ядра в возрасте 11-12 лет.

Особое значение придается функциональной подготовленности и физическому развитию, что, в свою очередь, влияет на развитие физической подготовленности юных атлетов. В результате проведенных исследований, как пример, в табл. 1. приведены математико-прогностические модельные характеристики показателей физического развития, функциональной подготовленности и физической подготовленности для 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.

Второй период (возраст 13-15 лет) - период стабилизации двигательных навыков (формирование техники толкания ядра), определяется активным развитием физических качеств и специальной работой на усовершенствование двигательных навыков, специальными физическими качествами, необходимыми для участия в соревнованиях.


Таблица 1. Математико-прогностические модельные показатели 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации

Показатели

Девушки

Юноши


Х±δ

низкие

средние

высокие

Х±δ

низкие

средние

высокие

Длина тела, см

161,8±10,7

151,1

161,8

172,5

170,3±5,1

165,2

170,3

175,4

Масса тела, кг

60,4±11

49,4

60,4

71,4

72±11,7

60,3

72

83,7

Динамометрия правой кисти

22,2±3,0

19,2

22,2

25,2

27,2±3,5

23,7

27,2

30,7

Динамометрия левой кисти

21,1±3,1

18

21,1

24,2

26,2±3,4

22,8

26,2

29,6

ЧСС до нагрузки

70,2±4,7

65,5

70,2

74,9

67,7±1,4

66,3

67,7

69,1

ЧСС после нагрузки

102±3,5

98,5

102

105,5

100±3,5

96,5

100

103,5

V02

42,9±1,1

41,8

42,9

44

44,5±0,4

44,1

44,5

44,9

PWC170

933±23,4

909,6

933

956,4

1235±72,1

1162,9

1235

1307,1

АТmax до нагрузки

102±2,3

99,7

102

104,3

108±5,6

102,4

108

113,6

АТmin до нагрузки

65±3,2

61,8

65

68,2

65,8±3,4

62,4

65,8

69,2

АТmax после нагрузки.

121±6,2

114,8

121

127,2

130±14,1

115,9

130

144,1

АТmin после нагрузки

67±5,1

61,9

67

72,1

66±3,4

62,6

66

69,4

Бег 30 м с в/с

5,2±0,4

5,6

5,2

4,8

4,8±0,1

4,9

4,8

4,7

Прыжок в длину с места

177,5±7,8

169,7

177,5

185,3

198,7±15,7

183

198,7

214,4

3-ой прыжок в длину с/м

532±28,5

503,5

532

560,5

648±18,1

629,9

648

666,1

Жим штанги лежа

30±5,9

24,1

30

35,9

50,8±3,4

47,4

50,8

54,2

Приседание со штангой





54,2±4,5

49,7

54,2

58,7

Рывок штанги





40±4,1

35,9

40

44,1

Прыжок вверх

27,7±1,8

25,9

27,7

29,5

33,8±1,5

32,3

33,8

35,3

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.