Рефераты. Военно-спортивные игры в патриотическом воспитании студентов

Игры на местности в составе юнармейского батальона «Зарница» имеет задачу подвести итог определенному периоду (осенний, зимний, весенний) в занятиях юнармейцев. В этих играх проверяются полученные юнармейцами знаний и умения, слаженность батальона, определяется лучший отряд в батальоне.

Игры на местности проводятся также на районных, областных, краевых, республиканских и всесоюзных финалах военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». Они предназначаются для подведения итогов подготовки юнармейцев и определения лучших отрядов, отделений, взводов, рот.

Игры на местности в пионерском, военно-спортивном лагере. Условия воспитательной и оздоровительной работы в лагере представляют особенно благоприятные возможности для организации игр на местности. Игры в лагере являются логическим продолжением тех игр, которые проводились в течение учебного года по планам «Зарница» и «Орленок» [9,23 c].

В условиях лагеря ребята проводят игры в составе временных пионерских дружин и отрядов, подразделений, создаваемых на лагерный период.

Формы организации военно-спортивных игр в лагере разнообразны. Игры проводятся регулярно согласно составленному плану (расписанию) на сборах звеньев и отрядов, как эпизодические мероприятия в составе двух или нескольких отрядов, в масштабе лагеря.


РАЗДЕЛ II ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ


Подчеркивая необходимость военно-патриотического воспитания от других направлений воспитательной работы, важно видеть его своеобразие как специфического аспекта целостного воспитательного процесса. Этой специфике, к сожалению, не уделяется должного внимания в педагогической теории и практике [1,28 c].

Под военно-патриотическим воспитанием иногда понимается все, что прямо или косвенно способствует воспитанию у ребят любви к Родине, привязанности к родным местам, формированию патриотических чувств. Нетрудно заметить, что при такой трактовке военно-патриотического воспитания утрачивается его специфика, оно становится неуправляемым аморфным процессом. Прежде чем объединить военно-патриотическое воспитание с другими направлениями воспитательного процесса, важно выявить его собственную природу, его самостоятельные функции в формировании личности, определить, каково содержание военно-патриотической деятельности и соответствующего общения, какие ситуации, какая мотивация, какие условия жизнедеятельности наиболее благоприятствуют развитию личности патриота, интернационалиста, стойкого, мужественного и умелого защитника Родины.

Совершенствование военно-патриотического воспитания в современных условиях необходимо начать более глубокого осмысления его сущности, целей и задач. У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира [1,30 c].

Требования к личности, подготовленной к защите Отечества, определяются сегодня не только характером ратного труда, но и системой человеческих ценностей, к защите которых готовится будущий воин. Изучение, анализ деятельности и образа жизни воина выступают в этом случае в качестве одного из методологических оснований для совершенствования подготовки учащейся молодежи к защите Родины. Исследования В.С. Ильина, В.А. Кулько, Г.И. Школьника и других ученых показывают, что изначально планируется такая динамика (последовательность частей) процесса воспитания, которая соответствует этапам внутреннего (имманентного) развития формируемого качества, в нашем случае - готовности к защите Родины [3,21 c].

В настоящее время имеется ряд работ, в которых определяются критерии военно-патриотического воспитания (А.А. Аронов, Н.П. Аксенова, Н.М. Конжиев, В.С. Чудный и др.). А.А. Аронов, в частности, выделяет в качестве критериев военно-патриотического воспитания: наличие у учащихся знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокую дисциплинированность будущих защитников Отчизны, непосредственную военно-патриотическую деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; сознательный выбор юношами - выпускниками школ военных профессий, самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.

«Военно-патриотическое воспитание молодежи» - сейчас это выражение полузабыто, хотя еще десять-двадцать лет тому назад оно было, что называется, на слуху: ежегодно проходили десятки конференций, где обсуждались проблемы подрастающего поколения, это выражение мелькало на страницах газет и журналов, его можно было услышать по радио и телевизору. И хотя те времена еще свежи в памяти среднего поколения, ныне о нем практически не вспоминают, и оно порой кажется анахронизмом, извлеченным из старых запасов памяти.

Но, удивительное дело, чем дальше в прошлое уходит время, тем все чаще возникает к нему интерес. На экраны страны выходит фильм «Ворошиловский стрелок», а подростки засыпают родителей вопросами, что такое пионерская организация, ГТО, Осоавиахим, ДОСААФ, скаут.

Ныне порой модно говорить, что эти понятия были зловещим порождением тоталитарного режима, проявлением духа милитаризма, стремления поставить всех и вся под ружье.

С одной стороны, формально это вроде бы и верно. Если взять, скажем, пионерскую организацию, то внешние формы этой структуры, созданной 19 мая 1922 года и рассчитанной на школьников от 9 до 14 лет, полностью повторяют строение военной организации. Сами названия составных частей пионерии (дружина, отряд, звено) имеют военный оттенок. Даже салют - пионерское приветствие - является не менее строгим, чем отдание воинской чести. Салют отдавали при исполнении гимна, у памятника Ленину, при обращении к старшим, при встрече с вожатым Каждая дружина, районная и городская организация юных пионеров имела знамя так же, как и всякая воинская часть имеет свой почетный символ. На парад, торжественные сборы, слеты пионеры должны были являться в парадной пионерской форме: белая рубашка или блузка, темные брюки или юбка, пионерский галстук и значок с призывом «Всегда готов». Каждая пионерская дружина и отряд имели свой горн и барабан. Каждому пионеру должны были быть известны подаваемые горнистом сигналы: «Внимание», «Сбор», «Встреча», «Подъем флага», «Походный марш» и другие, а барабан являлся спутником отряда на демонстрациях и шествиях (Приложение 1) [8,45 c].

Контент - анализ нравственных законов юных разведчиков выявил те же патриотические качества: любовь к Родине, порядочность, честность, интернационализм и дружелюбие, дисциплинированность, смелость, решительность, целеустремлённость, аккуратность, чистоплотность, скромность.

В этих заповедях органично сочетается глубокое нравственное содержание с доступной детям притчевой формой. По замыслу «отцов» русского скаутизма, этика скаута должна была его побудить помогать ближнему делом и словом, утешать страждущего, приходить на помощь обездоленному. И все это только ради выполнения своего нравственного долга перед людьми. Рыцарски благородное служение человечеству должно было составлять краеугольный камень скаутизма. Руководители первых скаутских отрядов воплощали в движении свою веру в создание нового типа личности российского гражданина. Скаут поступал носителем всего лучшего, что может быть в человеке, и служит символом нравственной и физической чистоты.

Тонкое знание детской психологии отличает и текст обычаев разведчика.

Большое значение в скаутском движении придается и физическому совершенствованию подростка.

Возьмем Союз «Московский Скаут», охватывающий столицу, Московскую область и Поволжье. Среди ориентировочных программ этой организации, кроме тех, что связаны с природой (туризм, экология), интересны и программы по укреплению физического и психологического здоровья (Приложение2).

Скаутское движение выработало основы методики патриотического воспитания подростков, выразившееся в документе «Советы скаутмастерам». Уже в них были сформулированы такие требования, как индивидуализация подготовки, воспитание в коллективе и коллективом, создание актива, педагогический такт.

Реформы 1990-х годов свели практически на нет это важное дело воспитания идущего на смену нам нового поколения. Оглядываясь на уходящий век, мы должны забрать в новое столетие самое ценное из нашего прежнего опыта. И мы уже видим, что снова начинают возникать военно-патриотические кружки, снова пробиваются новые ростки важного дела воспитания настоящих патриотов своей страны, уже лишенные прежней идеологической оболочки и содержания.

Специфика военно-патриотической деятельности определяется ее предметным содержанием. Эта деятельность не принадлежит к разряду материально-производственных, но и не может рассматриваться как чисто духовная. Она многоаспектна: материальный аспект - различные формы начальной военной подготовки, шефской работы, военно-профессиональные операции, усвоение общественно выработанных способов действий с объектами материальной культуры (создание уголков и музеев боевой, трудовой славы, оформление военно-спортивных клубов, шефство над памятниками, обелисками, мемориальными комплексами и т.д.); духовный аспект - освоение и созидание духовных ценностей - любви к Родине, жизни, гуманистических общечеловеческих и социальных принципов, выработка норм гражданского и воинского поведения, отношения к военной истории, ее конкретным носителям - ветеранам войны, к современным Вооруженным силам России и т.д. Важнейший компонент духовной сферы военно-патриотической деятельности -социально коммуникативный: общение с ветеранами, героями войны, воинами - интернационалистами.

Исходя их наших данных, можно сделать вывод, что военно-патриотическая деятельность содержит в себе некоторый инвариант особых проявлений личности, которые в разных видах деятельности выглядят по-разному [2,13 c].

Военно-патриотическая активность своеобразно проявляется в общественно полезном труде, в военно-спортивной игре, в физической самоподготовке и т.д. Обобщение опыта подготовки Российской молодежи к защите Родины позволяет говорить о различных формах и уровнях проявления военно-патриотической деятельности, свидетельствует о том, что она вариативна по содержанию. Рассмотрим далее наиболее значимые уровни.

Психологический уровень. Это уровень проявления военно-патриотического сознания, на котором обеспечивается осознание субъективного смысла того объективного значения, которое имеют та или иная деятельность и ее продукт (знания, опыт, материальная ценность), ее содержание и конечный результат для защиты Отечества.

Уровень (разработки) педагогического процесса. Для такого проекта характерно единство цели и средств, содержательной и процессуальной сторон военно-патриотического воспитания. При подготовке и проведении конкретных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения готовности к защите Родины, мы не должны потерять основное, инвариантное содержание военно-патриотического воспитания. Если же задано определенное содержание (знания, опыт, черты личности), то мы должны найти адекватные способы - формы и средства его реализации. В противном случае процесс патриотического воспитания размывается, разрушается или сводится к другим направлениям воспитания [10,31c ].

Уровень реальной деятельности воспитателя и воспитанников предлагает включение личности в объективные военно-патриотические связи с общественными организациями, с Российской Армией и т.д. в том числе в отношения, имеющие реальный патриотический смысл, расширяющие связи личности с высшими общественными ценностями (оборона Родины, воинский долг, защита мира, сохранение жизни на Земле, утверждение социальной справедливости и т.д.). При переходе от проекта к реальному процессу военно-патриотического воспитания необходимо найти пути, отобрать виды деятельности и ситуации, формы общения, отношения ответственной зависимости в которых проявлялись бы реально структуры военно-патриотического осознания и поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.