Диаграмма 1 – Средние показатели спирометрии в контрольной и экспериментальной группах
январь 2007 года
Диаграмма 2 – Средние показатели пробы Штанге и Генчи в контрольной и экспериментальной группах январь 2007 года
Исследование физиологических показателей дыхательной системы по окончании эксперимента было проведено январе 2008 года. Данные представлены в таблице 4, на диаграммах 3 и 4.
Таблица 4 – Показатели дыхательной системы детей 5-6 лет январь 2008 года
№ п/п
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Спиромет-рия, мл
Проба Штанге, сек
Проба Генчи,
сек
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1480
1500
1420
1520
1530
1550
1540
1450
23
24
27
25
28
26
29
1560
30
32
Сред.
показа-тель
Диаграмма 3 – Средние показатели спирометрии в контрольной и экспериментальной группах январь 2008 года
Диаграмма 4 – Средние показатели проб Штанге и Генчи в контрольной и экспериментальной группах январь 2008 года
2.5 Динамика основных показателей дыхательной системы
Таблица 5 – Динамика показателей дыхательной системы у детей 5-6 лет январь 2007 года – январь 2008 года
Методы исследования
2007
2008
Спирометрия, мл
1480±17,2
1500±14,8
1470±13,2
1550±10,6
23±1
25±1
22±0,8
30±0,4
Проба Генчи, сек
12±0,8
14±0,4
11±0,6
17±0,4
Диаграмма 5 – Динамика показателей спирометрии у детей 5-6 лет январь 2007 года – январь 2008 года
год
2007 год
Диаграмма 6 – Динамика показателей пробы Штанга у детей 5-6 лет январь 2007 года – январь 2008 года
2008 год
Диаграмма 7 – Динамика показателей пробы Генчи у детей 5-6 лет январь 2007 года – январь 2008 года
3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные результаты мы обсуждали, основываясь на принципах сравнительного анализа.
Эффективность влияния комплекса закаливающих процедур и дыхательной гимнастики на организм детей оценивалась нами по двум категориям (показатели здоровья детей, показатели дыхательной системы: спирометрия, пробы Штанге и Генчи).
Анализируя таблицу 1, мы видим, что исходные данные заболеваемости в экспериментальной группе превышали общий уровень заболеваемости в контрольной группе на 9 случаев и на 5 случаев простудными заболеваниями.
За период исследования заболеваемость снизилась в обеих группах (см. таблицу 2). В экспериментальной группе, где дети занимались закаливанием, уровень простудных заболеваний снизился в 2 раза, что составило 30 случаев, тогда как у сверстников контрольной группы – только на 9, составив в итоге 47 случаев простудных заболеваний.
Анализируя данные таблицы 3, мы видим, что средний исходный показатель спирометрии в контрольной группе на 10 мл больше, чем в экспериментальной и составил 1480 мл, а в экспериментальной группе – 1470 мл (см. диаграмму 1).
Несмотря на данное обстоятельство, динамика этого показателя за период исследования значительно изменилась: в экспериментальной группе среднее значение показателя спирометрии увеличилось на 80 мл и составило 1550 мл, тогда как у сверстников в контрольной группе – только на 20 мл, составив в итоге 1500 мл (см. таблицу 4, диаграмму 5).
Подобная тенденция между обеими группами наблюдалась в динамике темпов прироста показателей пробы Штанге и Генчи. При более низких средних исходных значениях в экспериментальной группе, показатели пробы Штанге и Генчи на 1 сек меньше, чем в контрольной группе (см. таблицу 3, диаграмму 2). Эти показатели увеличились здесь за период исследования: пробы Генчи – на 6 сек, пробы Штанге – на 8 сек и составили с итоге 17 сек и 30 сек соответственно (см. таблицу 4, диаграмму 2), в то время, как в контроле средние значения проб Штанге и Генчи оказались менее выраженными – 25 сек и 14 сек соответственно (см. диаграмму 4).
Таким образом, за период исследования темпы прироста средних значений показателей дыхательной системы (спирометрия, пробы Штанге и Генчи) оказались в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе (см. таблицу 5, диаграммы 5, 6, 7).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник, 2002.
2. Береснева З.И. Оздоровительная программа ДШО, 2004.
3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Медицина, 1986.
4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей, 2000.
5. Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка, 1994.
6. Головин О.В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2000.
7. Давыдов В.Ю. Теория и практика физической культуры, 1995.
8. Дошкольное воспитание №2, 1997.
9. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми, 1989.
10. Змановский Ю.Ф. Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях. – М.: Педиатрия, 1989.
11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, 1978.
12. Кончиу Н.С. Теория и практика закаливания, 1999.
13. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДШО, 2003.
14. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – Москва, 2005.
15. Лысенко И.М. Частые респираторные заболевания у детей различных экологических регионов. – М.: Медицина, 1996.
16. Островская Л.Ф. Пусть ребенок растет здоровым / Пособие для воспитателя, 1979.
17. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста, 1988.
18. Пуртов И.И. Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте. – М.: Медицина, 1994.
19. Романцов М.И. Реабилитационное лечение детей, часто болеющих респираторными заболеваниями. – М.: Медицина, 1992.
20. Саулина Т.Ф. Принципы закаливания детей в дошкольно-образовательных учреждениях, 2003.
21. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. – Москва, 2005.
22. Сестринское дело №1, 2005.
23. Спиридонова Л.Б. Физическая культура детей дошкольного возраста, 1990.
24. Спирина В.П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1978.
25. Студеникин М.Я. Окружающая среда и здоровье детей, 1989.
26. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – Москва, 1991.
27. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ, 1992.
28. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Ради здоровья детей, 1985.
29. Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1973.
30. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Медицина, 1978.
31. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста, 1980.
32. Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1978.
33. Янес Х. Приемные часы для здоровых
ПРИЛОЖЕНИЕ
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышами.
Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция – создавать отрицательное давление в рудной полости и положительное - в брюшной.
В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
нижнее или «брюшное», диафрагмальное – в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного – средняя;
среднее или «реберное» - в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимется вверх; диафрагма также слегка поднимается;
верхнее или «ключичное» - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного – средняя часть;
смешанное или «полное дыхание йогов» - объединяет все вышеуказанные типы дыхания; равномерно вентилируются все части легких.
Значит вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком – помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей, и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
- доступность степени сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. «Подыши одной ноздрей»
И.П. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох.
2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3, 4 – то же другими ноздрями.
Повторить 3 – 6 раз.
2. «Ежик»
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом, короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через е полуоткрытые губы.
Повторить 4 – 8 раз.
3. «Губы трубкой»
1 – полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
2 – губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
3 – сделать глотательное движение (как бы глотая воздух).
4 – пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4 – 6 раз.
4. «Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4 – 5 раз.
5. «Пускаем мыльные пузыри»
1 – при наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2 – поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3 – не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4 – Выдох спокойный чрез нос с опущенной головой.
Повторить 3 – 5 раз.
6. «Язык трубкой»
1 – губы сложены «трубкой» как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2 – медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
3 – закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 секунд.
4 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
После комплекса упражнений подышать тихо, спокойно и плавно (8).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7