а) 1 час б) 2 часа в) 3 часа г) более
4. Какую работу ты выполняешь за компьютером
а) в учебных целях
б) играешь
в) сидишь в Интернете
г) другие варианты
5. Знаешь ли ты правила работы с компьютером
а) да б) нет
6. Соблюдаешь ли ты эти правила
6. Считаешь ли ты, что сидение за компьютером влияет на успеваемость в школе
7. Как влияет компьютер на успеваемость
а) оценки лучше
б) оценки хуже
в) иногда компьютер помогает, иногда мешает учебе
8. Считаешь ли ты, что сидение за компьютером влияет на твое здоровье
в) затрудняюсь ответить
9. Если да, то беспокоит ли тебя ухудшение твоего здоровья после работы за компьютером
10. Что ты чувствуешь после работы за компьютером
а) болит голова
б) болят или хуже видят глаза
в) головокружение
д) болит спина
е) болят или немеют руки
ж) другие варианты
Большое спасибо за оказанную помощь в проведении данного социологического исследования!
2.2. Обсуждение результатов анкетирования
1. Обеспеченность компьютерами учеников школы № 31
В анкетировании приняли участие 153 человека. Домашние компьютеры имеют 83 учащихся (83 %). Кроме того, еще 16 человек пользуются компьютерами у родителей на работе, у друзей или родственников (6 %). Итого обеспеченность компьютерами в школе № 31 составляет 89 % !!!
2. Как часто ты сидишь за компьютером
98 % респондентов ответили – 2-3 раза в неделю. 0,5 % - изредка, 1,5 % - каждый день.
3. Сколько времени ты проводишь за компьютером
На этот вопрос ответы были самые разнообразные: от 30 минут, чтобы заглянуть в Интернет до 8-10 часов.
Подавляющее большинство опрашиваемых ( 99 %) назвали все три варианта ответа и только 1 % опрашиваемых сказали, что они не подключены к Интернету.
6. Знаешь ли ты правила работы с компьютером
84 % правила работы с компьютером не знают. Остальные ответили, что знают, но наши вопросы об этих правилах ответить ничего не смогли. Только 1 человек правильно назвал основные требования, предъявляемые к работе за компьютером.
Все 100 % опрашиваемых ответили, что иногда компьютер помогает (например, в написании рефератов), а иногда мешает учебе.
Только 31 % уверенно ответили, что компьютер влияет на здоровье, остальные затруднились ответить на этот вопрос.
16 % учащихся беспокоит собственное здоровье, в основном, это ученики 11-х классов.
Болит голова
Болят или хуже видят глаза
Головокружение
Болит спина
Болят или немеют руки
Другие варианты
83 %
91 %
0,5 %
94 %
1 %
-
Сумма указанных процентов не равна 100 , так разрешалось отмечать несколько вариантов.
Таким образом, даже в маленькой школе рабочей окраины, где в основном проживают дети не очень обеспеченных родителей, количество пользователей компьютером составляет 89 %.
Кроме того, мы провели дополнительное исследование зрения учеников с 5-го по 11-й класс. Из 153 человек имеют плохое зрение 49 человек, что составляет 32 %. Примерно треть из них (16 человек) связывают ухудшение зрения с долгим сидением за компьютером.
3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА
НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ УЧАЩИХСЯ
3.1. Изучение влияния компьютера на устойчивость внимания
у школьников 5-8 классов[5]
Для выполнения этой части работы мы использовали методику Ландольта. Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Последнее обстоятельство немаловажно в том случае, если проводится психодиагностика подростков, которые чрезвычайно подвижны и, как правило, не в состоянии длительное время без отвлечения внимания выполнять относительно мало интересные тестовые задания.
Исследуемая группа состояла из 12 человек. Исследование проводилось в три этапа.
1 этап – контрольный.
2 этап – после одного часа работы за компьютером.
3 этап – после трех часов работы за компьютером.
Каждое исследование проводилось 1 раз в неделю для чистоты эксперимента.
Методика оценки распределения и устойчивости внимания
с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых 25-значных таблиц, представленных на рис. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры - от 1 до 25.
Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу и находит, указывая в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребенка.
Для того, чтобы по этой же методике оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.
А.
9
5
11
23
20
14
25
17
1
6
3
21
7
19
13
18
12
24
16
4
8
15
2
10
22
Б.
В.
Г.
Д.
А, Б, В, Г, Д – Матрицы к методике оценки распределения и устойчивости внимания.
3.2. Обсуждение полученных результатов
1 этап – контрольный:
Среднее время работы с ячейкой А
Среднее время работы с ячейкой Б
Среднее время работы с ячейкой В
Среднее время работы с ячейкой Г
Среднее время работы с ячейкой Д
42 сек
36 сек
35 сек
38 сек
39 сек
Полученные результаты находятся в пределах возрастной нормы. Устойчивость внимания – хорошая.
2 этап – после одного часа работы за компьютером:
56 сек
58 сек
67 сек
71 сек
Время, затраченное на работу с каждой ячейкой, достаточно существенно увеличилось. Устойчивость внимания – хорошая.
3 этап – после трех часов работы с компьютером:
69 сек
115 сек
114 сек
116 сек
Время, затраченное на работу с каждой ячейкой, существенно возросло. Кроме того, разница во времени при работе с каждой последующей ячейкой, составляет 11 и более секунд, что свидетельствует об очень сильном утомлении. Один ребенок, ученик 5б класса, даже не смог доделать данную работу до конца и среднее время работы мы считали без него.
3.3. Изучение влияния компьютера на устойчивость внимания
у школьников 9 - 11 классов
Для выполнения этой части работы мы использовали методику Мюнстенберга[6]. Методика направлена на определение избирательности внимания, может также использоваться для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.
Инструкция. Среди набора букв имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, найти и подчеркнуть эти слова
Исследуемая группа состояла из 10 человек. Исследование проводилось в три этапа.
Бланк методики Мюнстенберга
Бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщизщшкуцисмфактукгнэкзаменфыльшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлачашщшщуахоккейитроицалодоыэвшкщетелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщакшенгшгфтышщщийштцчлэвосприбюерадостьжидвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшутдилудлждлждлрепортажэшвшггншэщгшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшггнгвнцерпуофгфышнвшфнышгэпрплаваниеоыдловдоадыолдечьсюябкомедиявлжалживдалотчаниедылжвэлорждвлащчшатукетмдлывлабораториялждалждлукшэщшшгщшгащыоснованиелыолдфллвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялэвдэллжфылдвжддажыопроалопршгрпйхйзшщц
3.4. Обсуждение полученных результатов
Среднее время, затраченное на выполнение данной работы - 186 секунд. Пропущенных слов не было.
2 этап – после одного часа работы на компьютере.
Среднее время, затраченное на выполнение данной работы, – 244 секунды. Среди десяти испытуемых было 3 ненайденных слова.
3 этап – после трех часов работы на компьютере.
Среднее время, затраченное на выполнение данной работы – 441 секунда, т.е. более семи минут!
Таким образом, работа за компьютером существенно влияет на психические процессы школьника, в частности на распределение и устойчивость внимания.
4. ВЫВОДЫ
1. Обеспеченность компьютерами даже в маленькой школе, расположенной на окраине г. Твери (в Затверечье), где семьи имеют, как правило, небольшой доход – 89 %.
2. К основным вредным факторам при работе за компьютером относят: сидячее положение в течение длительного времени, воздействие электромагнитного излучения монитора, нагрузка на зрение, позвоночник, перегрузка суставов кистей, стрессы различного генеза, заболевания органов дыхания, аллергии, нарушение психических процессов.
3. 32 % учащихся 5 – 11 классов имеют плохое зрение, примерно 10% их называют причину ухудшения зрения – длительное «сидение» за компьютером.
4. Работа за компьютером существенно влияет на психические процессы школьника, в частности на распределение и устойчивость внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа у всех учеников нашей школы вызвала чрезвычайный интерес. Может быть, кто-либо перед своими одноклассниками и слукавил, говоря о том, что у него есть компьютер. Но, все равно, мы совсем не ожидали такой обеспеченности компьютерами современного школьника. В других школах, более «элитных», скорее всего эта цифра приближается к 100 %.
Ребята всей школы проявляли интерес к данной работе, и сами в процессе исследований убедились в том вреде, который наносит компьютер здоровью и психике ребенка.
Кроме того, многие наконец-то узнали правила работы за компьютером, что делает нашу работу еще более ценной и актуальной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Просвещение. – 1987.
2. Михайлов В.В. Основы патологической физиологии. – М.: Медицина. – 2001.
3. Немов Р.С. Психология, т. 3 «Психодиагностика» - М. : Владос – 2001.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос – 1996.
5. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта. – Киев: Олимпийская литература. – 2001.
6. Экология человека. Методические указания для самостоятельной работы студентов по биологии, ч. 4 – Тверь, ТГМА – 2007.
7. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос – 1996.
[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Михайлов В.В. Основы патологической физиологии. – М.: Медицина. – 2001.
[4] Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта. – Киев: Олимпийская литература. – 2001.
[5] Немов Р.С. Психология, т. 3 «Психодиагностика» - М. : Владос – 2001.
[6] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос – 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4