МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
«Влияние компьютера на организм человека»
Выполнил:
Ученик 9А класса
Сафонов Андрей
Руководитель:
Учитель биологии
Гаврюшенко Г.Н.
Консультант:
психолог моу сош № 31
Королева В.Е.
Тверь, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………… 4
ГИПОТЕЗА ИЛИ ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ………………………………………. 5
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………… 6
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………………………………....8
1.1. Основные вредные факторы при работе за компьютером…………. 8
1.2. Профилактика возможных заболеваний при работе за компьютером..15
2. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.22
2.1. Анкетирование учащихся……………………………………………...22
2.2. Обсуждение результатов анкетирования……………………………..24
3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………26
3.1. Изучение влияния компьютера на устойчивость внимания
школьников 5 – 8 классов…………………………………………………….26
3.2. Обсуждение полученных результатов………………………………..29
3.3. Изучение влияния компьютера на устойчивость внимания
школьников 9 – 11 классов………………………………………………….. 30
3.4. Обсуждение полученных результатов………………………………. 31
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….34
Приложения………………………………………………………………….. 35
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время обеспеченность компьютерами современных школьников достигла почти максимальных величин. Представить себе современную жизнь без компьютера сейчас очень сложно. Для некоторых – это его работа, источник дохода, для других – это проcто приятное времяпровождение, для третьих – хорошие оценки в школе. В нашей семье – это и первое, и второе, и третье. р дставить себе современную жизнь без компьютера сейчас очень сложно. стиглао Г.Н.
По сей день идут многочисленный дискуссии, каково влияние компьютера? Вредно ли это? И если да, то насколько? Опаснее ли компьютер телевизора, или в нем вреда не больше, чем в обыкновенных электронных часах?
К сожалению, в последнее время мы стали замечать какой-то дискомфорт в нашем молодом и сильном организме. Поэтому решили сами, без подачи информации взрослыми рассмотреть, как же влияет компьютер на здоровье, если влияет, конечно. Именно поэтому мы и выбрали для исследования данную тему.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Цель работы
Изучение влияния компьютера на организм школьника.
Задачи работы:
1. Выяснить обеспеченность компьютерами учащихся средней общеобразовательной школы № 31.
2. Выявить основные вредные факторы влияния компьютера на организм подростка.
3. Выяснить морфологическое и психологическое влияние компьютера на организм.
4. Определить влияние компьютера на зрение учащихся.
5. Определить влияние компьютера на психологические процессы в организме: внимание, память, и т.п.
ГИПОТЕЗА ИЛИ ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ
В наше время жизнь без компьютера стала невозможной, и он стал необходим в работе, учебе. Не так давно считалось, что раз воздействие компьютера не видно, то значит, компьютер не влияет на организм вообще. Но в наше время было проведено множество исследований, тестов и опросов, а также наши собственные наблюдения говорят о том, что, скорее всего, компьютер приносит существенный вред здоровью.
МЕТОДИКА ИСЛЕДОВАНИЯ
Данная работа проводилась в два этапа.
1 этап: анкетирование и анализ анкет.
Объект исследования: ученики средней образовательной школы № 31 (с пятого по одиннадцатый класс).
Предмет исследования: обеспеченность школьников компьютерами, работа за компьютерами и самочувствие школьников после работы на компьютере.
Методическая процедура исследования: данное социологическое исследование имеет не сплошной, а выборочный характер, так быстро исследовать всю совокупность учеников школы № 31 нереально, да и к тому же не все дети имеют дома компьютер. Имеет смысл опросить по несколько человек из различных классов, чтобы получить общее развернутое представление по исследуемому вопросу.
Выборка:
Генеральная совокупность – ученики (с 5-го по 11-й класс) средней общеобразовательной школы № 31.
Выборочная совокупность – 22 человека: по 2 ученика из каждого класса.
Возраст респондентов – от 10 до 18 лет.
Социальные группы – школьники средней школы.
Образование – незаконченное среднее.
Инструментарий опроса: анкета.
2 этап: исследование внимания у 22 школьников (по два человека из каждого класса (с 5-го по 11-й) до работы на компьютере, после одного часа работы, после трех часов работы по методикам, подробнее описанным в соответствующих главах.
Оборудование и материалы: таблицы исследования внимания[1], секундомер.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Основные вредные факторы при работе за компьютером[2]
К основным вредным факторам при работе за компьютером относят: сидячее положение в течение длительного времени, воздействие электромагнитного излучения монитора, нагрузка на зрение, перегрузка суставов кистей, нарушение нормального течения беременности, стрессы различного генеза, заболевания органов дыхания, аллергии[3].
1.1.1. Сидячее положение в течение длительного времени. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Остеохондрозом называют заболевание, при котором происходит разрушения межпозвоночных дисков, которое может привести к грыже диска (выпячиванию его в какую либо сторону). Грыжа диска может повредить как спинной мозг так и нервные отростки от него исходящие. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными: от болей в спине, конечностях и внутренних органах, до паралича конечностей и смерти. Остеохондроз может начать развиваться как в юности так и в более позднем возрасте, хотя чаще поражает пожилых людей. Одной из основных причин развития остеохондроза является недостаточное питание межпозвоночных дисков, это может быть вызвано разными причинами, однако главная из них - дистрофия мышц спины, с помощью которых и осуществляется обмен веществ в дисках. Таким образом, человек, ведущий в основном сидячий образ жизни, и ни как не укрепляющий мышцы спины, вполне может уже иметь остеохондроз. Признаками наличия этого заболевания могут быть: были или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов.
Еще одним грозным осложнением при длительной работе за компьютером является ожирение[4]. Ожирение стало серьезной проблемой для жителей развитых стран. Лишний вес вызывает многие заболевания. Ожирение появляется из-за нарушения (ослабления или замедления) обмена веществ. Основные причины, вызывающие ожирение: нерациональное питание; недостаточная подвижность, малая физическая активность; неадекватная реакция на стрессовые ситуации; чрезмерно долгий сон, сон в дневное время; применение гормональных препаратов.
Основное воздействие ожирения сводится к перегрузки нашего организма пищевыми жирами. При этом происходят следующие изменения: в печени – прогрессирующие повреждение гепатоцитов, а это в свою очередь приводит к стеатозу, образованию желчных камней; в эритроцитах и лейкоцитах снижается активность Na – K – АТФазы и возникают дефекты обменной, транспортной и других функций; снижается насосная функция сердца из-за изменения его положения в грудной клетке и возрастания нагрузки (изменение конфигурации и положения сердца в грудной полости возникает в результате накопления жировой ткани в эпикарде, жировой инфильтрации его клеток и высокого стояния диафрагмы; возрастание нагрузки на сердце связано с увеличением объема плазмы, повышением венозного возврата и сердечного выброса). Кроме того, при нарушении метаболизма жиров, увеличивается содержание в крови экзогенного холестерина, в следствии чего происходит его отложение на стенках сосудов, что в конечном итоге приведет к развитию такого заболевания как атеросклероз. Повышенное скопление жира внутри грудной полости кроме влияния на сердце также влияет и на функцию органов внешнего дыхания, что приводит к появлению одышки и нарастающей гипоксии органов и тканей.
Страницы: 1, 2, 3, 4