Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга [15].
Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов [2].
Эффективное управление товарным ассортиментом позволяет фармацевтическому предприятию:
· сократить количество продаж, утраченных вследствие отсутствия необходимых товаров;
· ускорить товарооборачиваемость;
· уменьшить излишки товаров;
· снизить риск списания товаров в связи с окончанием срока годности;
· минимизировать суммарные затраты, связанные с запасами [5].
С точки зрения логистики, управление товарными запасами — это процесс балансирования между двумя взаимоисключающими тенденциями: сокращением суммарных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечением наличия запасов, достаточных для безотказной реализации. При этом увеличение товарных запасов по качеству и количеству целесообразно до тех пор, пока экономический эффект превышает затраты на содержание дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств [20].
Для реализации ассортиментной политики необходимо постоянно осуществлять контроль товарных запасов. Он состоит в подсчете имеющихся в конкретном месте запасов, а также в отслеживании процесса их увеличения или уменьшения [14].
С целью осуществления желаемой политики управления товарными запасами необходимо разработать процедуры контроля. Они должны определять частоту проверок, уровень запасов и сравнение с параметрами запасов, которые, в свою очередь, будут влиять на время и объем повторного
заказа.
Глава 2. Управление ассортиментом антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации
2.1. Концепция исследования ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации
Для изучения ассортимента антацидных средств можно использовать методы маркетинга, приведенные в концепции (рис.1)
Матрица БКГ
Динамика продаж
Сущность товара
Рис. 1 Концепция исследования
2.2. Анализ ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации
По состоянию на 10 октября 2008г. в "Государственном реестре ЛС", с учетом производителя и без учета лекарственных форм, зарегистрировано 18 торговых наименования антацидов производителями из 9 стран. Группа антацидов включает в себя 8 МНН.
Ассортимент антацидных лекарственных средств, представленных в фармацевтической организации, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Ассортимент антацидных лекарственных средств, представленных в фармацевтической организации
Торговое название
МНН
Форма выпуска
Производитель
Страна
Номер РУ
Дата РУ
Альмагель
Алгелдрат+Магния гидроксид
суспензия для приема внутрь 150, 200 мл
Balkanpharma-troyan AD
Болгария
ПN012741/01
24.04.2005
Гастал
Гидроталцит+Магния гидроксид
таблетки (блистеры)
Pliva Krakow, Pharmaceutical Company S.A
Польша
ПN014448/01
29.12.2006
Гевискон
-
суспензия для приема внутрь [мятная] (флаконы темного стекла) 100, 150, 300 мл
Reckitt Benckiser Healthcare (UK) Limited
Великобритания
ЛС-002444
Маалокс
Таблетки жевательные (блистеры)
Aventis Pharma S.p.A.
Италия
П N014986/01
19.02.2004
суспензия для приема внутрь (флаконы темного стекла) 250 мл
П N014986/02
26.08.2004
суспензия для приема внутрь (саше) 15 мл
Pharmatis (for Laboratoire Theraplix)
Франция
П N016126/01
23.03.2005
Ренни
Кальция карбонат+Магния карбонат
Таблетки жевательные [апельсиновые] (блистеры)
Bayer Sante Familiale
ЛСР-005201/08
03.07.2008
П N012507/01
23.12.2005
Таблетки жевательные мятные без сахара (блистеры)
П N012507/02
Фосфалюгель
Алюминия фосфат
гель для приема внутрь 20% (пакетики многослойные термосвариваемые) 16, 20 г
Yamanouchi Europe B.V. [the Netherlands], manufactured by Pharmats
П N012655/01
06.02.2006
2.3. Трехуровневый анализ ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации
Сущность товара – удовлетворение потребности человека в лечении язвенной болезни желудка двенадцатиперстной кишки, острых и хронических гиперацидных гастритах и других желудочно-кишечных заболеваниях, при которых показано уменьшение кислотности желудочного сока.
Фактический товар - комбинированные препараты, выпускаются в виде суспензии для приема внутрь или таблеток для рассасывания или разжевывания. Первичная упаковка - флакон из пластмассы с навинчивающейся крышкой, контурная ячейковая упаковка или пакеты из полимерного материала. Вторичная упаковка – картонная коробка. Мерная ложка прилагается в упаковке для удобства и точности дозирования. Лист-вкладыш в упаковке с утверждением информации для врачей и потребителей.
Упаковка имеет яркий заметный цвет и привлекательный дизайн. Препараты отпускается без рецепта врача.
Добавленный товар – информационные проспекты, буклеты с рекламой.
Трехуровневый анализ лекарственного препарата «Маалокс»
Лекарственное средство «Маалокс» - комбинированный антацидный препарат, содержит гидроксид алюминия и гидроксид магния. Выпускается в форме таблеток для разжевывания и суспензии для приема внутрь.
Сущность товара – удовлетворение потребности человека в лечении язвенной болезни желудка двенадцатиперстной кишки, острых и хронических гиперацидных гастритах и других желудочно-кишечных заболеваниях, при которых показано уменьшение кислотности желудочного сока. Сочетание компонентов обеспечивает более высокий антацидный эффект и продолжительность действия по сравнению с альмагелем.
Фактический товар - комбинированный препарат содержит гидроксид алюминия и гидроксид магния; выпускается в двух лекарственных формах: в виде таблеток для разжевывания номером 40, в виде суспензии для приема внутрь во флаконах по 250 мл и пакетиках по 15 мл; первичная упаковка –контурная ячейковая упаковка из полимерного материала, флакон из стекла с навинчивающейся крышкой, пакеты из полимерного материала; вторичная упаковка – картонная коробка; лист-вкладыш в упаковке с утверждением информации для врачей и потребителей; упаковка имеет привлекательный дизайн; отпускается без рецепта врача.
Добавленный товар – информационные проспекты, буклеты, ручки, календари с рекламой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5