K важным сторонам деятельности агентства CzechTourism относится выпуск печатных информационно-пропагандистских материалов на 17 языках. Они рассылаются в зарубежные страны с целью мотивировать их общественность к посещению Чешской Республики.
Созданию медиального имиджа страны помогла исторически первая телевизионная рекламная кампания Чешской Республики в 2004 году. Кампания под названием "Come to slow down" не осталась единственной. За ней последовали целенаправленные рекламные акции в некоторых соседних странах (например, в Польше, Австрии, Германии, Словакии).
В 2006 году уже приглашали туристов в Чешскую Республику на телеканалах CNN, CNBC и Eurosport новые рекламные споты "Чешская Республика - симфония впечатлений". В 2007 году агентство направило свои усилия на привлечение в ЧР туристов из Венгрии, а затем состоялась презентация новых веб-страниц www.czechtourism.com, рекламная кампания в 16 европейских странах. В 2008 году прошел roadshow в нескольких российских городах.
Агентство CzechTourism готовит и проводит много других мероприятий.
Среди них старейший в мире фестиваль кино и мультимедийных печатных изданий по туристической тематике TOURFILM, (www.tourfilm. cz), участвует в совместных проектах по продвижению стран Вышеградской четверки (Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Польша) на международных рынках (www.european-quartet.com), проводит конкурсы на лучшее знание Чешской Республики среди зарубежных туристических канцелярий, предлагающих туры в ЧР, организует общегосударственный проект для учащихся начальных и средних школ "Приветствуем туристов" и многое другое.
CzechTourism прикладывает все возможные усилия к созданию туристического имиджа Чешской Республики.
Несмотря на наличие всех необходимых предпосылок для развития туризма в Беларуси современное состояние этой отрасли в стране не на высшем уровне, Беларусь существенно уступает по параметрам въездного туризма остальным странам Европы.
Беларусь занимает очень выгодное рекреационно-географическое положение, это вызвано и соседством с европейским рынком. По трансъевропейскому коридору Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва территорию Беларуси пересекают около 10 млн. человек. Этот факт сказался на формировании благоприятного имиджа Беларуси как объекта туризма.
Природные комплексы и историко-культурное наследие Беларуси по своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяют разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальных туристический продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические, сельские, охотничьи, этнические, фольклорно-этнографические, программы кратковременного обслуживания транзитных и трансграничных потоков, специализированные туры.
Однако использование туристического потенциала осложняется в связи с радиоактивным загрязнением окружающей среды. Это делает практически невозможным развитие популярного сейчас экологического туризма в стране. А в Чехии наоборот активно развивается этот вид туризма.
В Беларуси нет единой системы государственного управления регулирования сферы туризма и его правового обеспечения, в отличии от Чехии, где эти вопросы четко отрегулированы. В отличии от Беларуси - Чехия давно перешла на международные стандарты качества туристических услуг и обслуживания туристов.
В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.
Начиная с 1994 года, когда в Чешской Республике было открыто посольство Беларуси, была сформирована законодательная база наших двусторонних отношении в экономической сфере. Ее основу составляют межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Республикой Беларусь и Чешской Республикой, о взаимной защите и поощрении инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в области промышленной собственности, о международном автомобильном движении, о безвизовых поездках граждан обеих стран. Подготовлены соглашения между министерством промышленности и торговли Чешской Республики и министерством внешних экономических связей Беларуси. В стадии разработки находятся соглашение между министерствами промышленности Чехии и Беларуси и рядом других ведомств наших стран. Все это создает стабильные условия для сотрудничества чешских и белорусских компаний и заводов, а так же развития туристического обмена между нашими республиками.
Многие чешские предприятия, которые раньше шли только на запад, сегодня признали, что Беларусь, да и все страны восточного рынка представляют большой интерес для Чехии. Экономические и туристические отношения начали очень интенсивно развиваться.
После вступления Чехии в Европейский Союз отношения между странами немного охладились, так как сама Беларусь еще не вступила в этот Союз и это немного осложняет взаимоотношения этих стран. Сейчас Чехия надеется на то, что парламентские выборы в Беларуси будут демократичными, и Европейский Союз признает их результаты.
Из всех областей сотрудничества торгово-экономические отношения между нашими странами развиваются наиболее интенсивно. К концу текущего года товарооборот между Чехией и Беларусью достигнет 400-450 млн. долларов. За последние три года он уже увеличился вдвое. По данным чешской статистики, за 7 месяцев текущего года объем взаимной торговли составил 255 млн. евро, что на 65% больше, чем за соответствующий период 2007 года.
Хотелось бы отметить, что многие крупные белорусские предприятия создавались в конце 60-х - 70 - годах прошлого века с участием чешских заводов и фабрик. В новых условиях и с новыми технологиями они возвращаются в Беларусь, чтобы помочь в реконструкции и модернизации этих производств.
Что касается чешских инвестиций в белорусскую экономику, то их рост в определенной степени зависит от продвижения экономических реформ в Беларуси, прежде всего, от прозрачности процессов при приватизации.
Интерес чешских компаний к Беларуси растет. На белорусский рынок стремятся выйти сотни чешских фирм, и десятки из них успели добиться хороших результатов. Существует возможность финансирования поставок в Беларусь продукции чешских фирм за счет кредитов Чешского экспортного банка и Общества по гарантированию и страхованию экспорта.
В этом году белорусов ждет новое широкомасштабное знакомство с чешской культурой. Правительство Чешской Республики приняло решение профинансировать в 2010 году презентацию достижений чешского изобразительного искусства во всех странах, в которых аккредитованы чешские дипломатические миссии. Посольство Чехии в Беларуси с энтузиазмом поддержало идею проведения в течение года в Минске нескольких выставок работ чешских художников различных жанров и художественных направлений.
Кроме того, в этом году в Минске пройдет органный концерт с участием чешских исполнителей. Обсуждаются планы по налаживанию сотрудничества с Белгосфилармонией и оркестром Национальной белорусской оперы, а также с Национальным художественным музеем соответствующих чешских учреждений культуры.
Думаю, что наряду с живописью, в Беларуси можно было бы представить чешскую архитектуру, дизайн, изделия из стекла, бижутерию, церковное искусство. Для этого необходима поддержка спонсоров, и мы будем ее искать.
В последние годы нам удалось издать несколько книг чешских авторов в переводе на белорусский язык. Но у нас есть ещё более амбициозные планы. Мы надеемся, что в ближайшем будущем белорусские читатели смогут собрать целую библиотеку чешских книг, включая произведения Карела Чапека, Ярослава Гашека и других наших писателей. Однако о финансовом аспекте этого вопроса, наверное, следует позаботиться белорусской стороне.
Из мастеров белорусской художественной школы, с творчеством которых мне хочется познакомить чешскую публику, я бы выделил пейзажистов. У вас замечательная школа пейзажистов. Я хотел бы помочь в налаживании контактов между белорусскими и чешскими художниками, а также между художественными музеями наших стран для сотрудничества в плане обмена экспозициями.
Чешская Республика стала любимым местом пребывания для гостей из Беларуси.
В прошлом году посольство Чехии в Минске выдало почти 23 тысяч виз, в этом году уже около 13 тысяч виз. Однако точное количество белорусов, посетивших Чехию, назвать невозможно. Поскольку с 21 декабря 2007 года Чешская Республика вступила в шенгенскую зону, в нашу страну можно въехать с любой действительной шенгенской визой.
Отмечается постоянный рост количества индивидуальных туристов, которые путешествуют самостоятельно без помощи туристических компаний. Туристы из Беларуси едут в Чехию на протяжении всего года, особенно активно весной и летом, а также в новогодние праздники.
Чешских граждан, въезжающих в Беларусь, намного меньше, но точной статистикой мы не располагаем.
Факты свидетельствуют о том, что в минувшем десятилетии между Беларусью и Чехией складывались весьма обнадеживающие торгово-экономические отношения. Сейчас две страны вошли в фазу определенного политического охлаждения, что совершенно не отменяет развития деловых связей. А в нынешних условиях, возможно, именно этот сегмент двустороннего белорусско-чешского сотрудничества и должен развиваться особенно интенсивно с учетом уже сложившихся традиций и накопленного опыта.
Углубляется и прямое сотрудничество чешских экспортеров с отдельными министерствами, торговыми палатами и союзами предпринимателей, экспортными и инвестиционными агентствами "Czech Trade" и "Czech Iuvest". Например, в минувшем году наше министерство промышленности и торговли создало новую интегрированную систему информирования предпринимателей и экспортеров - #"_Toc267870199">Заключение
В Республике Беларусь необходимо сформировать и развивать высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала).
Необходимо уделить внимание следующим направлениям:
формирование имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта;
формирование национального туристического продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;
комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.
В соответствии с данными направлениями следует сосредоточить внимание на первоочередных задачах:
обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;
усиление роли государства в управлении туристской отраслью, через уполномоченный республиканский орган государственного управления;
совершенствование нормативной правовой базы развития туризма, механизма государственного регулирования в этой сфере;
принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;
продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг;
обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере;
создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.
Выполнение данной программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект - в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.
Реализация данных мероприятий также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, а также подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.
Предполагается, что выручка за организацию туризма к 2010 году возрастет до 870141,2 млн. рублей, прибыль от туризма к 2010 году составит 18706,9 млн. рублей.
Разработанные мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
1. Закон Республики Беларусь "О туризме" № 206-3 от 9 сентября 2007 г.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации".
3. Указы Президента и постановления правительства
4. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь".
5. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь".
6. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2005 годы.
7. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
Научная и учебная литература:
8. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М., Аспект Пресс, 2002.
9. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристической отрасли. - Спб.: Издательский дом "Герда", 2007. - 464с.
10. География международного туризма: страны СНГ и Балтии / авт. - сост.Л.М. Гайдукевич [и др.]. - Мн., 2004.
11. Герчикова И.Н. "Международное коммерческое дело": М., 2001. С.415.
12. Горбилева З.М. Экономика туризма: Учеб. пособ. - Мн.: БГУ, 2004. - 478с.
13. Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010-2020 гг. / под ред. В.Ф. Логинова. – Мн., 2004.
Периодические издания:
14. Антоненко Е. Современное состояние мирового туризма. http/www.inostranets.ru
15. Журнал "Директор", октябрь, 2006 г.
16. Журнал "Международное право и международные отношения", № 4, 2007.
17. Журнал "Все о туризме", Маринин М.М. "Туристические формальности и безопасность в туризме", № 1, 2010 г.
18. Интернет-газета "Эксперт-центр", #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Российская газета от 26 ноября 1996 г.
[2] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М. 2001 . с.415
[3] Интернет-газета «Эксперт-центр» - #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Маринин М.М. «Туристические формальности и безопасность в туризме», журнал «Все о туризме», № 1, 2010 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6