Туристские организации Республики Казахстан могут вступать в международные туристские организации в целях: международного туристского обмена; развития экономического и технического сотрудничества по укреплению материальной базы и инфраструктуры туризма; развития международного сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности туристов; обмена информацией по туризму; проведения совместных научных исследований в различных областях международного туризма; по другим вопросам международного сотрудничества в сфере туризма.
Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту представляет Республику Казахстан в специализированных учреждениях и программах ООН по мировому туризму.
В качестве глобальных региональных тенденций развития мирового туризма были названы:
1. Распределение долей межрегионального туризма в соотношении с общим объемом прибытий к 2020 г. определится следующим образом: Южная Азия - 85%; Ближний Восток - 63%; Африка - 43%; Америка - 38%; Европа - 15%.
2. Важнейшими сегментами туристского рынка к 2020 г. будут: солнце и пляж, спортивный туризм; приключенческий туризм; природный туризм; культурный туризм; городской туризм; сельский туризм; круизы; тематические парки; конгрессный туризм; дальние поездки; специальные сегменты; комбинированные поездки; зимние виды спорта; водные виды спорта.
3. Сочетание глобализации и локализация туристских программ; господство электронны технологий; поляризация туристских предпочтений.
4. Ориентация рынка на три аспекта туристского продукта: развлечение, острота ощущений, просвещение; внимание туристских центров к своему "имиджу"; заинтересованность всех в туристах из Азии;
5. Обеспечение устойчивого развития туризма и "справедливой торговли" в туризме; противоречия между растущим социально-экономическим сознанием потребителей и стремлением активно потреблять туристские продукты;
6. Главными приоритетами национальный туристских организаций (НТО) на ближайшие десятилетия XXI века будут: а) усиление, повышение нацеленности и агрессивности маркетинга; б) постоянное стремление обеспечить конкурентные преимущества посредством дифференциации продуктов, их качества и/или цены; в) признание необходимости обеспечить устойчивое развитие туризма в целях долгосрочного благосостояния; г) уменьшение государственного контроля, расширение государственно-частных партнерств;
7. Обследование ВТО среди НТО выявило: а) 78% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность на ключевых направляющих туристских рынках; б) 77% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность на наиболее подходящих сегментах рынка; в) 88% НТО расширили маркетинговую деятельность за границей; г) 90% НТО расширили кооперативный маркетинг с частным сектором; д) 77% НТО ведут более агрессивную маркетинговую политику [8].
3. Пути повышения эффективности туризма как современного социального явления
Как известно, в теории и практике туризма различаются понятия "туризм социальный" и "туризм экономический". Соответственно, различаются и критерии оценки эффективности туризма как мирового социально-экономического явления.
Современная роль туризма, в конечном счете, определяется эффективностью воздействия на качество и продолжительность жизни людей. Поэтому в туризмоведении используются понятия медико-физиологической, экономической и социальной эффективности туризма.
Под эффективностью медико-физиологической подразумевается оценка влияния туризма на профилактику заболеваний населения. Одним из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни, является гиподинамия в сочетании со значительным эмоциональным напряжением. За истекшие сто лет доля физической работы в жизни человека сократилась в 20 раз [10].
Туризм в силу высокой интенсивности, способности за единицу времени удовлетворить максимум рекреационных потребностей обладает более высокой профилактической эффективностью, чем другие виды занятий. Pдесь нужны взаимные усилия врачей и соблюдение профилактических мероприятий пациентами. Идеальный вариант таких взаимных усилий - это случай, когда объектами профилактики являются туристы. Ведь туристы, во всяком случае, многие из них, изначально начинали заниматься туризмом из оздоровительных (профилактических) мотивов.
При рациональной организации туризма можно снизить общую заболеваемость населения на 30% [11]. Для Республики Казахстан медико-физиологическое и социальное значение туризма особенно велико. Туризм как рекреационное средство для жителей южной столицы Казахстана гораздо важнее и эффективнее всех видов активного отдыха и спорта и других медико-профилактических мероприятий, проводимых в черте города.
Из вышесказанного можно сделать два предварительных вывода. Во-первых, физическая реабилитация человека как биологического вида по оптимальному пути возможна через его древние двигательные технологии и в экологически чистой среде, т.е. через активные туристские путешествия. Во-вторых, медико-физиологическая эффективность туризма первична по сравнению с эффективностью экономической, так как она имеет важное значение для сохранения человека как биологического вида и социального существа.
Экономическая эффективность туристской индустрии заключается также в высокой степени автономности развития по сравнению с другими секторами экономики. В свою очередь, автономность туристской отрасли заключается в возобновляемости ресурсов и относительной независимости туризма от других отраслей экономики. Эффективность туризма по сравнению с другими секторами экономически очень важна для определения промышленной политики Республики Казахстан в XXI веке. Развитие туризма – длительная, экономически выгодная перспектива.
Мексику, Бразилию, Перу, Аргентину, Кению, Египет не отнесешь к самым развитым странам. Однако власти здесь давно поняли, что отличный туристский сервис, налаженный с помощью государства, способствует подъему всей экономики. Примеры последних лет – успехи в туризме Китая, Таиланда, Индонезии. В Кении туризм стал чуть ли не единственным источником получения средств на сохранение самобытности, ремесел и охрану природы. Министерство туризма есть даже на Сейшельских островах.
Мировая туристская индустрия переживает сейчас настоящий бум. На прошедшей в Стамбуле конференции Всемирной туристской организации (ВТО) отмечалось, что в 1997 г. общая численность путешественников достигла 592 миллионов человек. Это в несколько раз больше, чем в середине 80-х годов, когда планету в очередной раз охватывала туристская лихорадка. Однако, по прогнозам, в начале будущего тысячелетия Землю поразит невиданная "эпидемия" туризма. Ожидается, что в 2020 году зарубежные вояжи к памятникам истории и культуры, по известным городам и на популярные курорты совершат 1 миллиард 800 миллионов землян. Такой прогноз означает, что миллионы людей, жаждущих работы, получат ее в сфере туризма. По состоянию на конец 1997 г. в мировой туристской индустрии работают 255 миллионов человек [12].
По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению деловых поездок и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.
3. Увеличилось число наемных рабочих и служащих в развитых странах и повысился их материальный и культурный уровень.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между регионами и внутри них.
6. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
7. Были ослаблены ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощены пограничные формальности [8].
Исследованием факторов влияющих на современное развитие туризма занимаются как западные специалисты, так и специалисты туристской индустрии стран Содружества независимых государств.
Американские специалисты по международному туризму Г. Харрис и К. Кац к факторам, влияющим на развитие международного туризма относят:
1. Совершенствование маркетинговых мероприятий (учет воздействия рекламы "из уст в уста"; распространение рекламной информации о туристско-рекреационных ресурсах тех регионов принимающих стран, которые плохо известны или неизвестны в мире).
2. Совершенствование технологии международного туризма (соблюдение основных условий гостеприимства принятых в мире, создание привлекательного образа достопримечательностям данного региона, составление указателей экскурсионных объектов на европейских языках и т.п.).
3. Подготовка и отбор на работу в индустрию туризма персонала понимающего суть проблем отрасли, умеющего планировать технологию производства туристских товаров и услуг и осуществлять эффективный поиск путей финансирования затрат на туризм и руководство всем процессом [13].
Российские специалисты называют две группы факторов, определяющих общие направления развития международного туризма:
1. Экзогенные переменные, включающие демографические, социальные политические, экологические, торговля, технологии и транспорт.
2. Факторы, непосредственно связанные с туризмом и характеризующие спрос, предложение и распределение [14].
При этом в каждой из перечисленных групп факторов интерес представляет несколько наиболее важных для стран СНГ аспектов. Так, в политическом аспекте существенно влияют открытие границ стран СНГ и Восточной Европы. Создание Европейского союза без внутренних границ, с унификацией налоговой политики, свободным перемещением товаров, услуг и людей дает возможности для все общего развития туризма. С 1 января 2002 г., когда была введена единая денежная единица ЕС евро, указанные возможности еще больше расширились.
Политическая коньюктура влияет на изменение визового режима различных государств, а это в свою очередь значительно регулирует туристские потоки из одних стран в другие. Так, постепенное понимание властными структурами Республики Казахстан значения международного туризма привело к ослаблению визового режима для граждан Казахстана выезжающих за рубеж.
26 июля 2001 года правительство РК подписало историческое в своем роде постановление об отмене выездных виз для граждан Казахстана. Новые правила не распространяются на сограждан решивших навсегда покинуть пределы родины, а так же тех, кто имел доступ к государственным секретам. Последние, как и прежде должны согласовывать свои намерения с органами внутренних дел республики. Доброе начинание Казахстана было и замечено и одобрено ОБСЕ. Такой важный шаг расценили как предоставление казахстанским гражданам более полной свободы передвижения.
В технологическом аспекте важна компьютерная система бронирования билетов на основной туристский транспорт; возникшая на ее основе система глобального распределения турпродуктов; усиливающаяся роль таких видов наземного транспорта для туристов, как автомобильный и железнодорожный.
В экологическом аспекте следует отметить, что в среде специалистов утверждается мнение, что экотуризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. Именно эта точка зрения отстаивалась в нашем докладе на международном семинаре ВТО "Экотуризм - инструмент устойчивого развития в 21-м веке для переходных экономик стран СНГ, Китая и Монголии", состоявшейся 17-19 октября 2001 г. в г. Алматы. Важность данной проблемы подчеркивается тем, что 2002 г. был объявлен Международным годом экотуризма.
В системе туристского образования и подготовки кадров специалистами СНГ отмечаются следующие аспекты: усиление роли образования персонала потому, что туризм становится все более технологичной и контактной сферой; проникновение в туристский сектор таких приоритетов управленческой деятельности как регулярная оценка и эффективные методы коммуникации [8].
Швейцарские специалисты туризма считают, что "школы будущего станут институтами, в которых не только будут давать знания, но которые должны превратиться а интегрированные центры образования, культуры, отдыха" [14]. Таким образом, подготовка и отбор квалифицированных кадров является определяющим фактором, влияющим на развитие международного туризма.
Заключение
Интерес к исследованию истории туризма резко возрос после того, когда с начала 90-х годов XX века правительства почти всех стран СНГ предпочли развивать экономический, а не социальный туризм.
История международного туризма как научная дисциплина имеет объект исследования (человека) и предмет исследования (человека в его туристской деятельности). Поэтому потребовалось создание дисциплины, объединяющей историю именно международного туризма.
Эта ситуация потребовала анализа многовекового международного опыта организации туристских путешествий. Именно поэтому был стимулирован исследовательский процесс в области не только современных теорий, но и отечественной и всеобщей истории туризма. Историей (от греч. - рассказ о минувшем, познанном; знание) называется комплекс взаимосвязанных общественных наук, изучающих эволюцию человеческого общества в отдельных аспектах и в целом [8].
История туризма – наука, изучающая различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей "человека путешествующего", а также с целью изучения влияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма [2].
Задача каждого историка не просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить его основные этапы и периоды.
ХХ век, как и другие периоды истории туризма, имеет свои особенности, достижения:
1) начало XX века ознаменовалось становлением массового народного и социального туризма;
2) бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта;
3) появляется новая система хозяйствования – франчайзинг;
4) решается вопрос системы профессионального образования;
5) вводятся системы классификации отелей, среди которых самой распространённой является система звёзд;
6) переход от конвейерного к дифференцированному туризму одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей;
7) во второй половине ХХ века идёт развитие такой системы, как таймшер;
8) к началу 60-х на Западе появляются первые автоматизированные системы бронирования;
9) развивающийся туристский бизнес потребовал объединения организаций, которые им занимаются не только в национальных рамках, но в мировом масштабе.
Список использованных источников
1. Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск, 1999.
2. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 1999.
4. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство/ Пер. с англ. – М., 1999.
5. Сапрунова В.Б. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. – М., 1998.
6. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. М., 1999.
7. Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. Алматы, 2002.
8. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. М., 2001.
9. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М., ФиС, 1987.
10. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М-Афины, 1994.
11. Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях. Алматы, 1999.
12. Харрис Годфри, Кац Кеннет Стимулирование международного туризма в XXI веке. М., Финансы и статистика, 2000.
13. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М., Финансы и статистика, 1998.
Страницы: 1, 2, 3