Костанайский государственный педагогический институт
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Контрольная работа
по дисциплине "История международного туризма"
Выполнила:
студентка II курса заочного отделения
специальность "Туризм"
Кинжигужина Н.В.
Проверил: Огиенко И.В.
Костанай, 2010
Содержание
1. История туризма как наука
2. Развитие международного туризма в XX веке и до нашего времени
3. Пути повышения эффективности туризма как современного социального явления
Заключение
Список использованных источников
Туризм – это сложное многогранное проявление общественной жизни. Как комплексное явление туризм стал объектом междисциплинарных исследований. В настоящее время идет процесс становления новой науки – туризмологии (рекреалогии), вклад в развитие которой вносят в первую очередь такие дисциплины, как география, экономика, социология, психология, медицина, юриспруденция, архитектура и градостроительство, районная планировка, а также другие естественные и технические науки. Среди этого комплекса наук ведущее место принадлежит истории.
В качестве предмета исследования данной науки Шаповал Г.Ф. называет следующее: "История туризма определяется как наука, изучающая "путешествия (походы, экскурсии), начиная с самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени" [1].
Воронкова Л.П. уточняет этот момент: "Применение исторического подхода к туризму осуществляется с целью определить причины возникновения и логику развития рассматриваемого явления" [2]. Другими словами, история туризма своими корнями уходит в историю путешествий и развития традиций гостеприимства. При этом история туризма прослеживает, как влияли путешествия на развитие человеческой цивилизации и культуры в разные периоды истории и определяли цели и характер путешествий.
Исходя из общей цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели, задачи и социокультурные последствия.
2. Рассмотреть историю туризма в связи с определённым типом культуры, выявив особенности мотивации путешествий.
3. Проследить изменения в географии туризма и традиций гостеприимства в разные периоды истории.
4. Показать направления формирования системы гостеприимства и достижения гостиничной индустрии на современном этапе.
5. Выявить объективные предпосылки и причины становления организованного туризма и понять тенденции его развития и национальную специфику.
6. Раскрыть особенности туризма в разных странах в историческом разрезе до современного этапа.
7. Показать географию современного международного туризма, основные тенденции и перспективы его развития.
Таким образом, история туризма – наука, изучающая различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей "человека путешествующего", а также с целью изучения влияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма [2].
История туризма пользуется общетеоретическими и частными методами историко-культурных исследований: историографический, историко-сравнительный, биографический, статистический и др.
В данной науке можно выделить определённый понятийный аппарат. Основные понятия, которыми оперирует история туризма: путешествие, путешественник, туризм, турист, туристская услуга, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, турпродукт, гостеприимство и др.
Возможные разночтения в толковании терминов связано с тем, что наука о туризме постоянно развивается. В настоящее время вокруг толкования туристских терминов продолжаются дискуссии. Это приводит к усложнению туристской деятельности. Так отмечается, что "толкование и применение искажённых терминов в ведомственных нормативных актах приводит к возникновению трудностей в туристских формальностях… Применение неправильных толкований, а также использование без учёта экономической и политической сущности явлений приводит к серьёзным осложнениям, которые возникают в оценке показателей статистики туризма и их анализе" [3].
Задача каждого историка не просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить его основные этапы и периоды. В современной литературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизации истории туризма и гостеприимства.
Американский учёный Дж. Уокер связывает периодизацию с развитием транспорта и выделяет пять периодов:
1) предындустриальный (использование примитивных средств передвижения);
2) век железных дорог;
3) век автомобиля;
4) век реактивных авиалайнеров;
5) век круизов на морских лайнерах [4].
В.Б. Сапруновой история туризма делится на четыре этапа, взяв за основу технико-экономические и социальные изменения в обществе, а также целевые функции туризма на разных этапах:
1) до начала XIX века (предыстория туризма);
2) XIX век (становление и развитие элитарного туризма, зарождение турпредприятий);
3) первая половина XX века (становление социального туризма);
4) конец Второй мировой войны по настоящее время (развитие массового туризма, формирование туриндустрии) [5].
Отечественный учёный С.Р. Ердавлетов ссылаясь на Унцикера, Мариотти, Пжеславского и др., выделяет следующие периоды:
1. Туризм до конца XVIII века:
а) туризм в древности;
б) туризм во времена средневековья и Возрождения;
в) туризм в XVII и XVIII вв.
2. Туризм в XIX и XX вв. – до начала второй мировой войны.
3. Туризм современный [6].
Одним из основных методов классификации и сравнения исторических событий является типологизация. Сам процесс типологизации связан с выделением в системе различных объектов и группировкой с помощью определённой модели. Типология позволяет выявить то общее, что объединяет культуры разных стран и народов, показать присущие им общие черты.
В качестве критериев типологизации могут браться:
· географический,
· материально-экономический,
· религиозный,
· национально-этнический [2].
Наиболее распространённой в научной литературе является историческая типология культур. Она и положена в основу периодизации истории туризма, в процессе изучения которой сопоставляются типы культур и типы "человека путешествующего", характерные для определённой эпохи и народа.
Базируясь на достижениях прикладной культурологи, история туризма рассматривает эволюцию "человека путешествующего" в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно изучив особенности самой культуры.
Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.
По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами [7].
Одним из важных моментов для развития туризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта. Практически во всех индустриально развитых странах продолжается строительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны заставляли совершенствовать железнодорожный и автомобильный транспорт, кроме того, для перевозок стали использовать авиацию.
Расширению географии международного туризма способствовало строительство Суэцкого и Панамского каналов и переоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских пассажирских судов шло по пути создания огромных лайнеров.
Длительная история развития авиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается созданием удобных многоместных самолётов. Первые регулярные рейсы совершались в Германии по маршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня известной как Lufthansa,
Появившийся ещё в конце XIX века автобус к 1915 году стал доступным и распространённым транспортом. Стали изготавливаться туристские автобусы большой вместимости – до 5 человек. Стал развиваться автомобильный туризм. В 20-е годы первые туристические площадки впоследствии превратились в мотели.
Все эти факторы развития различных видов транспорта позитивно влияет на становление международного туризма [2].
Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Развитие железных дорог и авиатранспорта привело к созданию системы питания на вокзалах и привокзальных/ аэропортовых гостиниц. Развитие автотранспорта привело к появлению системы придорожных пунктов питания. Появились закусочные "драйв-ин", когда туристы обслуживались, не выходя из машины.
Страницы: 1, 2, 3