Однако же, как отмечал путешественник и исследователь Марков, в саду бывало довольно значительное количество пьющего и поющего народа. Ботанический сад, как и другие, был местом публичного гулянья, где большей частью кутили тифлисские "кинто" - уличные разносчики, торговцы. В саду можно было услышать грузинскую музыку, однако оркестр из различных национальных инструментов и музыка без мелодии и гармонии нравилась, скорее, лишь самим грузинам.
Третий, наиболее известный сад – Александровский располагался почти в самом центре города, состоял из двух отдельных садов: нижнего – более обширного и верхнего – меньших размеров. Средняя и верхняя части сада имели различное назначение в более раннее время: верхняя часть сада служила кладбищем, а средняя находилась в частном пользовании. Сад был обустроен в 1859 г. при наместнике князе Барятинском, которым были скуплены эти участки, вошедшие в состав Александровского сада. Публика очень полюбила построенный Барятинским сад, и там всегда можно было встретить массу гулявших; но в конце 80-х гг. часть деревьев на верхней площадке, примыкавшей к Головинскому проспекту, вырубили для Военно-исторического музея; сад же стал излюбленным местом прислуги, солдат и т.п. Сам сад был густо засажен деревьями разнообразных пород и украшен во многих местах клумбами цветов. При входе в главные ворота ютилась небольшая часовня изящной архитектуры во имя св. Благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая в память спасения царской семьи на станции Борки в 1888 г. Весь сад был обнесен красивой железной решеткой и содержался в образцовом порядке и производил, по отзывам, крайне приятное впечатление.
Также в обоих концах Тифлиса с предместьями Вера – с северной стороны, Орточалы – с южной, городские жители содержали сады и имели много духанов для продажи напитков и съестных припасов. В Орточалах садов было гораздо больше, были и те, которые снабжали город фруктами и овощами, в некоторых выделывалось вино, но не очень высокого качества.
3.3 Музеи Тифлиса
В Александровском саду находился упомянутый выше Военно-исторический музей. Он был заложен в конце 80-х гг. XIX в. в увековечение подвигов русской армии при завоевании Кавказа. Здание музея выходило фасадом на Головинский проспект; это было тяжелое по своей архитектуре сооружение, освещавшееся через стеклянную крышу; фасад здания был украшен десятью большими досками с изображением на них золотыми буквами важнейших событий Кавказской войны, и двумя другими с выписками из ноты грузинского посольства 1800 г. и манифеста императора Александра I 1801 г. Перед фасадом музея был разбит красивый палисадник с решеткой, поддерживаемой вместо столбов турецкими медными пушками с сидящим на них сверху двуглавыми золотыми орлами. В музее были собраны различные трофеи войны, картины Рубо, Айвазовского и других художников, изображавшие выдающиеся моменты борьбы России на Кавказе, портреты героев войны и т.д. Вход в музей был бесплатным.
До 90-х гг. в Тифлисе из музеев существовал лишь Кавказский естественно-исторический музей. Музей находился на углу Голвинского проспекта и Николаевской улицы, был открыт в 1867 г. Инициатива его основания принадлежала члену Кавказского Отделения императорского Русского географического общества В.А. Сологубу, поднявшему этот вопрос на заседании общества в 1852 г. Тогда же из среды членов общества была избрана Дирекция для организации будущего музея. 21 мая того же года были ассигнованы деньги для приобретения естественно-исторических коллекций. Ощущая крайний недостаток в материальных средствах, Дирекция обратилась к общественному участию. Но с 1857 г. интерес к музею стал падать, причиной этому послужили отчасти военные действия на западном Кавказе; в 1861 г. Дирекция была упразднена. В 1864 г. по окончанию военных действий внимание вновь было обращено к учреждению. Результатом было приглашение для руководства музеем Г.И. Радде (известного натуралиста и путешественника по Азии), которому музей всецело был обязан своим превосходным устройством и полнотой содержания. 2 января 1867 г. музей был официально открыт наместником Великим князем Михаилом Николаевичем.
Музей, по мнению посетителей, мог бы составить украшение любой европейской столицы того времени. Он помещался в удобном и красивом здании на видном месте. Маленький дворик был украшен мраморным бюстом Берже – ученому-археологу, неутомимому исследователю Кавказа. В садике находились громоздкие памятники древней истории Кавказа, каменные истуканы, плиты и т. п. Находились здесь и туземцы гор и лесов, громадные орлы, кондоры, грифы и др. Сам музей представлял собой два яруса светлых обширных зал, со вкусом декорированных в грузинском стиле; потолки были расписаны пестрыми узорами персидских ковров, на полу и на стенах находились настоящие ковры. Парадная лестница была расписана превосходными фресками. Даже просто пройтись по этим залам было большим удовольствием для туриста. И, конечно, здесь находилась масса естественноисторического материала, наполнявшего шкафы и витрины.
Музей заключал в себе следующие отделы: геологический, ботанический, этнографический и археологический. Особенным богатством отличался зоологический отдел, преимущественно его орнитологическая часть. Подробный обзор выставленных предметов имелся в путеводителе, составленном директором, но этот путеводитель зачастую вводил в заблуждение осматривавшего музей (путеводитель продавался у входа за 30 коп.). Представители науки, однако, не совсем одобрительно отзывались о научной стороне музея, а публика не могла многому в нем научиться в виду принятой в музее системы обозначения всех названий на латыни без соответствующего перевода на русский язык.
Музей был открыт по вторникам, пятницам и средам с 10 утра до 15 часов, плата за вход составляла 20 коп.
Третий музей, который стоило посетить в Тифлисе, находился в конце Михайловской улицы, в описанном выше саду Муштаид. Это Шелководственный музей и станция, учрежденные в 1887 году, для ознакомления с шелководческой промышленностью в крае и поднятия её уровня. В 1889 г. была открыта чревоводня, а затем лаборатория, музей, библиотека и проч. В музее было собрано все относящееся к разведению шелка, имевшее тот или иной интерес. Кроме шелководства, станция занималась пчеловодством и рыболовством. При ней были учреждены практические и теоретические курсы для учителей народных школ.
Главное здание станции находилось почти при самом входе в сад и представляло собой красивый двухэтажный корпус в русском стиле. В этом здании сосредотачивались все помещения административного характера, многочисленные лаборатории, библиотека с читальней, аудитория и сам музей станции. Все коллекции музея заключали в себе более 18 тысяч предметов, распределенных по отделам естественной истории и патологии червя; по выкормке, гренажу и замариванию коконов; по размотке и обработке шелка; по тутоводству и пчеловодству. Помимо этого в музее также были собраны богатые коллекции шелка, тканей и различных изделий из шелка; многочисленные модели пособий для наиболее рационального ведения операций. Указания и способы работы на станках любезно демонстрировались мастерами в часы обычных работ. Для распространения знаний по шелководству и пчеловодству на станции весь год проводилось бесплатное практическое обучение; летом читались курсы. Существовало, однако мнение, что это казенное дело казалось рассчитанным на его внешнюю представительность, а широкие затраты представлялись не соответствующим той пользе, которую оно в состоянии было принести.
Станция с охватывавшей ее богатейшей растительностью Муштаида заслуживали подробного осмотра любого туриста. Обозрение было доступно каждый день, за исключением праздничных с 9 до 15 часов.
3.4 Библиотека и театры Тифлиса
Тифлисская Публичная библиотека также представляла собой одну из достопримечательностей города. Она была основана в 1846 г. при кн. М.С. Воронцове и заключала в себе до 30 тысяч томов, содержавших информацию по большей части о Кавказе и близлежащих странах. Она была одной из богатейших библиотек Азии того времени. В фундамент книжных богатств библиотеки легли, главным образом, книги из знаменитой когда-то библиотеки князей Никиты и Александра Меншиковых, принесенных в дар генерал-адъютантом кн. В.А. Меншиковым. Затем следовали весьма ценные пожертвования Кавказского Горного управления и Кавказского Статистического комитета.
Пользование библиотекой было затруднено неудобным временем (между 12 и 18 часами), когда вся интеллигенция Тифлиса находилась на службе в различных учреждениях; по праздникам и в вечерние часы библиотека была закрыта. Публичная библиотека помещалась напротив дворца Главнокомандующего в казенном доме, симметрично Кавказскому естественно-историческому музею.
Сверх указанных достопримечательностей приезжие обычно посещали дом, в котором жил Пушкин в 1829 г., помещавшийся на Пушкинской улице напротив заднего крыльца караван-сарая Тамамшевых. Это был старый двухэтажный дом с мраморной доской с надписью: "Александр Сергеевич Пушкин жил в этом доме в 1829 году".
Из увеселительных мест Тифлиса конца XIX - начала XX вв. можно выделить театр.
Начало театральных представлений на русском языке в Тифлисе относится ко времени наместничества на Кавказе генерала Нейдгарта в 1844 г. Первый тифлисский антрепренер был отставной губернский секретарь Г.П. Яценко. Театр помещался в частном доме и был до крайности плох. С приездом на Кавказ наместником Воронцова был организован театр в здании казенного манежа; начались работы по его устройству и организации. Казенный театр располагался на Головинском проспекте и был открыт в 1896 г. при Главнокомандующем генерал-адъютанте С.А Шереметеве. Роскошное здание театра в мавританском стиле поражало гармоничным сочетанием грандиозности с общей легкостью всей постройки. Весь передний фасад здания был украшен скульптурной орнаментацией в том же стиле; художественность рисунка и тонкость техники в исполнении самых мельчайших деталей орнаментов – не оставляли, по сведениям, желать лучшего. Внутренняя отделка вестибюля, зрительного зала и всех остальных помещений были исполнены с не меньшей художественностью, красотой и выдержанностью общего стиля.
Так как казенный театр существовал благодаря постоянным казенным субсидиям, его назвали казенным. Театр сдавался частным антрепренерам на определенных условиях, и в нем ставились оперы и драмы. Труппы большей частью бывали вполне удовлетворительными, и некоторые из тифлисских артистов попадали на императорские сцены. Стоимость самых дорогих лож в театре на оперу составляла 13 руб., драму – 11 руб., стулья первых рядов – 1, 10 руб. и 1, 20 руб., места же в галерее – 47 и 37 коп.
Помимо Казенного театра в Тифлисе существовал Театр грузинского дворянства (театр Дворянского Земельного банка) на Дворцовой улице, где иногда играли местные труппы; и Театр тифлисского Артистического общества.
Кроме театров в Тифлисе существовало постоянное помещение для цирка в конце Головинского проспекта. Постоянной труппы в цирке не было, но почти каждую зиму давала представления труппа Никитина. В остальное время в цирке иногда давали представления заезжие фокусники и концерты хоров.
Глава 4. Памятники древностей Тифлиса
Памятников глубокой старины в Тифлисе находилось не столь много, как это можно было бы ожидать по его 1500-летнему существованию. Причина этому лежала как в тех многочисленных разрушениях, которым он подвергался в течение своего существования, так и в том, что при этом все перенесенные Тифлисом нападения неприятелей носили характер фанатичной религиозной борьбы. Каждый из неприятелей старательно уничтожал все, что оставалось от предыдущих времен касательно политической и религиозной обособленности страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5