Рефераты. Технико-тактические действия соревновательной деятельности волейболистов

Изучение особенностей тренировочного процесса в командах юношей и высококвалифицированных мастеров выявило отсутствие научно обоснованной системы взглядов на тренировочный процесс. Недостаток объективной информации порождает множество точек зрения на характер игры, не исключает педагогических просчетов, а вместе и в целом не обеспечивает системности взглядов на тренировочный процесс, поскольку отсутствует знание причинных факторов, обеспечивающих эффективность спортивно-соревновательной деятельности [22].

Об эффективности соревновательной деятельности можно судить по спортивному результату на соревнованиях. Однако спортивный результат как интегральный показатель не всегда детально информирует о составе и структуре тех или иных технико-тактических действий. Победа или поражение сами по себе не дают конкретной информации об управлении подготовленностью игроков и планировании тренировочных нагрузок. Этим целям служат частные показатели, которые можно получить в процессе регистрации соревновательной деятельности при анализе ее состава (из каких элементов состоит) и структуры (как эти элементы связаны друг с другом).

Структуру соревновательной игровой деятельности следует рассматривать как совокупность технико-тактических приемов, операций, объединенных в целостную систему результативных действий. При этом, прежде всего, следует выделить элементарный набор технико-тактических действий в игре спортсменов и умение эффективно применять их с учетом игровых ситуаций [6].

Предлагаемая Г.В. Барчуковым и Ю.Н. Лоховым (1998) методика оценки в игровых условиях психической, функциональной и технической подготовленности теннисистов позволяет составлять на них технико-тактический паспорт, сравнивать игроков по уровню готовности, планировать индивидуальную тактику игры с учетом текущего состояния спортсмена, прогнозировать успешность выступления в конкретном соревновании, индивидуализировать технико-тактическую подготовку игрока с учетом слабых и сильных сторон на основе четкого дозирования нагрузок и сложности тренировочных упражнений [3].

В волейболе кодирование и анализ показателей соревновательной деятельности спортсменов имеют некоторые отличительные особенности, обусловленные выбором клуба, тренера либо статиста. Каждый, из которых во многом унифицировал свою методику регистрации показателей. Однако, остаются малоизученными вопросы создания унифицированной методики регистрации показателей эффективности действий спортсменов и команды в целом. Остаются нерешенными вопросы, связанные с определением вклада каждого спортсмена в действия команды в отдельные промежутки игры.


1.2 Критерии оценки технико-тактической деятельности


Любой творчески работающий специалист физического воспитания, будь то студент факультета физической культуры, пишущий курсовую или дипломную работу, аспирант, докторант, научный сотрудник, анализирующий научные данные, учитель физической культуры, тренер, в ходе своей работы получают фактический экспериментальный материал (первичный цифровой массив). Если эти данные не будут корректно обработаны с помощью методов математической статистики, то их работа теряет всякий теоретический и практический смысл [26].

Однако, несмотря на важность изучения соревновательной деятельности в литературе преобладают работы по теории и методике спортивной тренировке, тогда как структура соревновательной деятельности представлена фрагментарно.

Одной из причин незначительного количества фундаментальных работ, посвященных анализу соревновательной деятельности в спортивных играх, является ее сложность. Спортивный результат в волейболе зависит от множества факторов, как стабильных, прогнозируемых, так и случайных, незапланированных.

В волейбольной практике большинство тренеров придерживаются примерно единой стратегии. Эти стратегии отражены в работах А.В. Ивойлова (1997), В.К. Лисянского (1981), С.С. Ермакова (2004), Э.Ю. Дорошенко (2006) и др.

А.В. Ивойлов (1997)представляет способ определения интегрального показателя технико-тактического мастерства волейболистов с учетом амплуа по формуле:


,


где h - эффективность i-го приема, n - количество приемов, K1 - коэффициент специфичности приема, К2 - коэффициент ценности приема.

Этой же позиции придерживается и Э.Ю. Дорошенко, отмечая, что современное состояние развития теории и методики спортивной тренировки, системы подготовки квалифицированных волейболистов нуждается в новых способах определения технико-тактического мастерства отдельных игроков и команд в целом, которое позволит оптимизировать процессы учебно-тренировочной деятельности в волейболе и повысить ее эффективность.

В пляжном волейболе В. Костюков [22] для повышения объективности оценки предлагает использовать показатель - коэффициент игровой подготовленности (КИП):


КИП = (а1+а2+а3+а4+а5)/n,


где, а1-а6 - оценка выполнения отдельных групп игровых действий, n - число групп игровых действий, выполняемых спортсменом.

По данным А.Н. Колумбета, Д.С. Ельцова, Н.Ю. Максимовича 2006г. интересен и полезен для других спортивных игр подход в отношении количественных показателей технико-тактических действий в виде показателя технико-тактического разнообразия [24]. Под разнообразием деятельности команды или игрока понимается ее способность использовать с одинаковой частотой и мастерством весь арсенал технико-тактических приемов. В качестве численной меры разнообразия ведения атакующих действий может быть использована величина энтропии распределения использованных командой или игроком приемов. Эта величина характеризует степень неопределенности, с которой встречается команда соперника. В соответствии с определением, энтропия (Н) определяется:


,


где М3i- вероятность применения i- го приема; L - количество приемов.

Вероятность применения i-того приема (M3i) оценивается как отложение количества раз применения данного технического приема ко всему количеству технических приемов:


M3i =Mi/M,


где Мi - количество применения i-го приема; M - количество всех технико-тактических приемов.

Введение этих понятий в оценку технико-тактических действий волейболистов позволяет наиболее объективно судить о мастерстве команды и игрока, и вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный и соревновательный процессы [21].

Кандидат педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой спортивных игр Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета М.Д. Ашибоков считает, что способы оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов устарели в связи с изменениями правил игры, а соответствующие расчетные формулы нуждаются в усовершенствовании (в частности, из-за отмены правила перехода подачи без начисления очка). Им определены критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов, которые включают 18 количественных и 14 качественных показателей (прил. 1).

С использованием приведенных формул были рассчитаны качественные и количественные показатели подготовленности команд высшей лиги (МСМК и МС), коллективов физической культуры (КМС и I разряд), выпускников ДЮСШ (массовые разряды) и разработана зависимость квалификаций спортсменов от качественных и количественных показателей (прил. 2). Данный подход к оценке количественных и качественных показателей позволяет определить не только количество выполненных технико-тактических действий за партию, за матч, но и выявить успешность применения отдельных элементов игры, а также "вклад" каждого элемента в успешность действий команд в целом.

Высокие достижения ведущих национальных команд были бы невозможны без современного технического оснащения, в частности, без компьютерной поддержки. Компьютерная техника дает возможность получения индивидуальных показателей каждого игрока, видеозапись и компьютерное моделирование являются незаменимыми средствами анализа уже проведенных игр и прогнозирующего конструирования предстоящих [17].

Отсутствие квалифицированной научной помощи и современного технического обеспечения сдерживает процесс подготовки и соревновательной деятельности волейболистов.

Изменение правил игры способствует поиску новых путей в методике спортивной тренировки и в организации игры [19].

Прогрессивные методики и современные передовые технологии всегда стояли на службе достижения в спорте превосходства и лучших результатов. Современные методы и новейшие технологии позволяют выявить наиболее перспективные и экономичные методы тренировок, определить наиболее рациональные варианты техники, тактики, разрабатывать информационные и формализованные модели, производить быстрый статистический анализ комплексных данных, хранить большой объем информации.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов в волейболе предполагает достаточно широкое информационное обеспечение тренировочного и соревновательного процесса. Современному тренеру для достижения высоких результатов необходимо применять научно обоснованные методы тренировок, знать и использовать последние технические достижения и технологии, иметь качественный и быстрый анализ результатов диагностики, тестовых показателей и статистических данных [26].

1.3. Характеристика методик статистического анализа соревновательной деятельности в волейболе.

Использование компьютеров и специальных программ позволяет определять оптимальные варианты стратегии и тактики ведения игры, выполнять экспресс обработку статистических показателей, создавать специализированные базы данных.

В современном волейболе применяются различные программы и методики оценки результативности и эффективности соревновательной деятельности, что составляет информационное обеспечение тренировочного и соревновательного процесса. Данные используются при анализе динамики спортивных достижений, определении соревновательного потенциала спортсменов и команд, подборе и комплектовании национальных сборных [25].

Как говорит статист сборной России по волейболу Владимир Хроменков, в России большое внимание точным цифрам и грамотно составленным техническим отчетам стали уделять не так давно. Пальму первенства в этой спортивной науке держат итальянцы. Впрочем, в России тоже имеются специалисты высочайшего уровня, готовые уже сейчас соперничать с законодателями мод.

Исследования соревновательной деятельности в спортивных играх, и в волейболе в частности, носят, как правило, односторонний характер. Изучаются либо количественные стороны игрового соревновательного противоборства, либо его качественные характеристики, как отдельные, не взаимосвязанные показатели.

Необходим системный подход к исследованию соревновательной деятельности, поскольку качественные и количественные характеристики игрового соревновательного противоборства являются элементами единой системы, и ее функционирование зависит от эффективности каждого составляющего.

Наиболее широко представлен анализ технико-тактических действий в соревновательной деятельности волейболистов. Уже давно разработаны различные варианты условно-кодированной записи игр, позволяющие фиксировать технико-тактические действия, выполняемые волейболистами в ходе игры [28].

Условно-кодированная запись игры позволяет изучать следующие компоненты соревновательной деятельности: содержание и объем технико-тактических действий, эффективность технико-тактических действий, загруженность зон в атаке и эффективность нападения в различных игровых ситуациях (после приема и в «доигровке»). Многочисленные исследования показывают, что современный волейбол характеризуется значительным увеличением интенсивности игры за счет повышения скорости развития атак, использованием игроков задней линии в нападении [26].

Ведение статистического анализа специалистами производится с помощью различных средств: от блокнота с карандашом до специализированных компьютерных программ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.