Рефераты. Технико-тактические действия соревновательной деятельности волейболистов

Технико-тактические действия соревновательной деятельности волейболистов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ



Исполнитель:

студент Токмаков А.В. гр. 8150.

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Н.И. Санникова




Ханты-Мансийск 2010



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1 Анализ соревновательной деятельности волейболистов

1.2 Критерии оценки технико-тактической деятельности

1.3 Характеристика методик статистического анализа соревновательной деятельности в волейболе

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ЮГОРСКОГО КОЛЛЕДЖА-ИНТЕРНАТА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ UTILIUS VS

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ


Качественные и количественные характеристики игрового соревновательного противоборства являются элементами единой системы, и ее функционирование зависит от эффективности каждого составляющего, поэтому необходим системный подход к исследованию соревновательной деятельности.

В настоящее время широко представлен анализ технико-тактических действий в соревновательной деятельности волейболистов. Уже давно разработаны различные варианты условно-кодированной записи игр, позволяющие фиксировать технико-тактические действия, выполняемые волейболистами в ходе игры [21].

Условно-кодированная запись игры позволяет изучать следующие компоненты соревновательной деятельности: содержание и объем технико-тактических действий, эффективность технико-тактических действий, загруженность зон в атаке и эффективность нападения в различных игровых ситуациях (после приема и в «доигровке»). Многочисленные исследования показывают, что современный волейбол характеризуется значительным увеличением интенсивности игры за счет повышения скорости развития атак, использованием игроков задней линии в нападении [6].

С развитием компьютерной техники появились новые информационные технологии, расширяющие возможности записи технико-тактических действий в процессе игр. Разработаны качественные компьютерные программы, позволяющие записывать технико-тактические действия в наиболее полном объеме, оценивать не только эффективность технических приемов, но и определять такие показатели, как направление нападающего удара, загруженность зон в атаке и прочее. [7].

При анализе результативности и эффективности технико-тактических действий в соревновательной деятельности особый интерес вызывает сравнительная характеристика данных показателей у победителей и побежденных. Подобные исследования позволяют выявить наиболее весомые факторы, определяющие победу одной команды над другой. Это необходимо для определения приоритетов в тренировочном процессе высококвалифицированных волейболистов и ближайшего резерва [28].

Одним из существенных недостатков предлагаемых вариантов оценки технико-тактических действий в соревновательной деятельности является недостаточно полная характеристика действий в защите. Во всех вариантах записи игр фиксируется только успешный блок и успешное действие в защите. Более детальной оценки защитных технико-тактических действий не осуществляется.

Данная тенденция, возможно, является одной из предпосылок того, что в современном волейболе наблюдается явное преобладание атаки над зашитой. Да и количество работ посвященных совершенствованию командных технико-тактических действий значительно больше, чем совершенствованию защитных действий [28].

Новая система подсчета очков в волейболе повысила требования к психологической подготовленности волейболистов. Ситуации, когда любая ошибка приводит к начислению очка команде соперника, приводит к тому, что усиливается напряженность игры, особенно в «концовках» партий, не говоря уже о пятых партиях. Поэтому в тренировочном процессе необходимо использовать средства и методы для повышения психологической выносливости в критических ситуациях [21].

Проанализировав структуры различных методик анализа соревновательной деятельности, нами не были найдены элементы выполненных технических действий по зонам. Имея данный материал, тренерский состав мог бы видеть более подробную карту игры, как команды, так и игрока в частности. Это способствовало бы более результативному планированию тактической подготовки в соревновательной деятельности, а именно: загруженность зон в нападении; слабые и сильные зоны в защите и в блоке противников; качество выполнения нападения игрока с определенной зоны; вероятность нападения противника в определенную зону.

Имея эти знания, тренер может выгодно построить тактические действия команды индивидуально к каждому противнику.

Объект исследования - спортивная подготовка волейболистов Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры.

Предмет исследования – методика анализа соревновательной деятельности волейболистов высшей лиги «Б» Чемпионата России.

Гипотеза исследования – предполагается, что анализ соревновательной деятельности с использованием программного обеспечения Utilius VS позволит дополнить оценку соревновательной деятельности волейбольных команд.

Цель работы - исследование соревновательной деятельности волейболистов высшей лиги «Б» с применением современных информационных технологий.



ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1 Анализ соревновательной деятельности волейболистов


Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена,так и команды в целом. Эти показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.

Известно, что совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки [4, 5, 8]. Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, который предусматривает практическую реализацию различных видов контроля, в том числе и оперативного, применяемого для получения объективной информации [14].

В работе Э.Ю. Дорошенко 2006г. отмечается, что в структуре контроля соревновательной деятельности основными функциями является оценка выполнения освоенных движений, овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями в нападении и защите, эффективность применения изученного в процессе соревновательной деятельности волейболистов. Не менее важными составляющими является анализ и интерпретация количественных и качественных показателей, полученных в процессе соревновательной деятельности [12].

В волейболе различные действия в соревновательных условиях выполняются не одинаково часто и в различной степени влияют на итог игры. Следовательно, необходимо учитывать не только качество выполнения отдельных действий, но и частоту их повторения в игре. Введение этих понятий в оценку технико-тактических действий волейболистов позволяет наиболее объективно судить о мастерстве команды или игрока и вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный и соревновательный процессы [14].

Успешная работа тренера во многом зависит от умения: записывать игровую деятельность игроков; анализировать полученные данные; методически грамотно строить учебно-тренировочный процесс команды. При этом модельные показатели соревновательной деятельности волейболистов различного амплуа служат ориентиром в учебно-тренировочном процессе, позволяют дифференцированно подбирать упражнения с целью совершенствования индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий. Сравнение полученных данных с модельными характеристиками соревновательной деятельности высококвалифицированных игроков позволяет тренеру своевременно исправлять ошибки и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс [20].

В волейболе, одним из важнейших направлений совершенствования системы тренировочного процесса является применение научно обоснованных методик изучения структуры и особенностей технико-тактической деятельности на основе аналитико-синтетических подходов.

Спортивная техника – это сознательное, целеустремленное выполнение спортсменом движений и действий, направленных на достижение определенного эффекта в соревновательной деятельности [21].

В каждом виде спорта, в том числе и в волейболе, существует эталон наиболее совершенной техники. Этому эталону (как основе) и обучают студентов.

В теории и практике волейбола сложилась определенная классификация техники игры, состоящей из частей, взаимодействующих друг с другом.

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты [10].

Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).

Стойки – приобретение готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая. В зависимости от предстоящих действий игрок выполняет стойку, рациональную для определенного вида деятельности. Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди, вторая чуть сзади, туловище слегка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевых суставах, ладони рук на уровне пояса, ноги переступают [18].

Перемещение – выбор места для выполнения технического приема. Подача – средство введения мяча в игру и средство нападения. По данным исследований, «чистый» выигрыш от подач составляет 7–10 %, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35–60 % случаев.

Верхняя передача мяча. Передача (при тактической реализации как вторая передача) – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара.

Нападающий удар (НУ) – технический прием тактики, заключается в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки

Техника защиты. Защитные действия волейболистов складываются из техники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи, от нападающих ударов и блокировании).

Блок – технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящего после атакующих действий противника, с помощью поднятых рук над верхним краем сетки.

Педагогический анализ технико-тактической деятельности сборных и клубных команд высокой квалификации на крупнейших мировых и континентальных соревнованиях позволяет из всей массы факторов, влияющих на значимость игры команд, выделить особенности, которые играют ведущую роль. На их основании путем определения количественных характеристик могут быть созданы модельные характеристики волейболистов различных игровых специализаций по видам соревновательной деятельности, отдельных звеньев команды, линий нападения или защиты, команды в целом [19, 21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.