Рефераты. Сравнительная эффективность различных комплексов ЛФК при нарушении осанки и плоскостопия у школьников

Рис.1. Отпечатки стоп у взрослых:

а - нормальная стопа,

б - плоская стопа.


В силу отмеченных уже анатомо-физиологических особенностей у детей при определении плоскостопия по отпечаткам подошвы может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными (рис.1). И если возникают сомнения в определении характера плоскостопия, ребенка (больного) следует направить на консультацию к специалисту - врачу-ортопеду. Поэтому, помимо жалоб больных, наиболее правильным является определение расположения костно-хрящевого скелета стопы.

Признаки, которые могут быть проявлениями плоскостопия.

При плоскостопии наблюдается отсутствие амортизирующих свойств стопы, что является причиной быстрого утомления при ходьбе, болей в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.

после физической нагрузки стопа побаливает (первая стадия болезни);

к вечеру стопы устают и отекают;

боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава (вторая стадия плоскостопия);

на третьей стадии заболевания начинает болеть поясница, а ходьба (в обуви) становится мучением. Боли в ногах могут сочетаться с упорными головными болями;

Стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части.

нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше;

стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли;

на старой обуви каблуки стоптаны с внутренней стороны.

При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной.

Для выявления заболеваний можно применять следующие методы:

Тест для простого теста на плоскостопие понадобятся две вещи - жирный крем и листок бумаги. Смазать кремом подошву ноги и наступить на бумагу. Стоять ровно, опираясь на всю стопу, иначе результат может быть ошибочным. Теперь внимательно рассмотреть след. В норме по внутреннему краю стопы идет выемка (отпечатка здесь нет), которая посередине занимает больше половины стопы. Если этой выемки нет вовсе или она узкая (половина стопы и меньше) - это указывает на плоскостопие.

Визуально-пальпаторный метод.

Антропометрический метод. Для определения физического развития используется индекс Кетле, индекс Риса-Айзенка.

Педометрия (высота подъема стопы оценивается по индексу Фридланда).

Плантография и плантометрия (индекс Чижина, индекс Штритера).

В самой ранней стадии заболевания плоскостопием, при несостоятельности связочного аппарата стопы, лечение сводится к назначению покоя, временному запрещению занятиями физкультурой и спортом. Применяются массаж и теплые ножные ванны. Хороший результат получают при применении массажа подошвы в ванной. Для этого на дно таза кладут примерно пригоршню речной гальки и наливают воду температуры 40-45°. Пациент погружает ноги в воду и, двигая стопами, перекатывает камешки по дну ногами (стопами). Этот простой и весьма эффективный метод лечения легко выполним в домашних условиях. После исчезновения болей рекомендуется лечебная гимнастика для укрепления мышц подошвы и голени.

При плоскостопии 1-2-й степени с выраженным болевым синдромом для разгрузки связочно-мышечного аппарата и создания покоя стопе целесообразно применение иммобилизации съемными гипсовыми шинами на 2-3 недели. Одновременно назначают массаж и теплые ванны. В случаях выраженной деформации после стихания болей может быть произведена коррекция стопы с последующей фиксацией гипсовой повязкой на 2 недели. Затем назначается лечебная физкультура, массаж, фарадизация мышц голени. Больного снабжают ортопедической обувью, изготовленной по индивидуальному слепку: возможны более точная выкладка внутреннего свода стопы, прямой внутренний край для предотвращения отведения переднего отдела стопы, широкий каблук.

В некоторых случаях, при не резко выраженном плоскостопии, после устранения болевого синдрома больные могут быть снабжены вкладными стельками-супинаторами. Рекомендация пользоваться стельками является ответственным назначением. Если стопа развивается нормально, а диагноз плоскостопия установлен ошибочно, назначение вкладной стельки может оказать прямо противоположное действие: перегружается наружный свод стопы, и это влечет за собой уплощение внутреннего продольного свода. Развивается прогрессирующий болевой синдром - "стелечные инвалиды" (Р.Р. Вреден). Детям до 5 лет назначение стелек не рекомендуется вообще, так как у них от давления наступает атрофия мышц и связок, поддерживающих свод (Т.С. Загорная). Вкладная стелька-супинатор должна быть изготовлена по индивидуальному слепку подошвы, чтобы рельеф ее соответствовал характеру деформации стопы. Стелька должна несколько пружинить, а больной - ощущать удобную устойчивость. С наружного края пластинка стельки должна охватывать пятку, чтобы предупреждать ее отклонение кнаружи. Пяточная часть может быть несколько углублена. Из стандартных стелек, для лечения плоскостопия, наиболее соответствуют предъявляемым требованиям кожаные супинаторы Московской фабрики ортопедической обуви - с резиновыми регулируемыми по высоте вкладышами в области внутреннего свода.

При юношеской мышечно-спастической стопе назначают иммобилизацию гипсовыми шинами на 4-6 недель. После исчезновения болей рекомендуется массаж, лечебная гимнастика, постепенная нагрузка, снабжение стельками и трудоустройство.

К оперативному лечению статического плоскостопия у детей прибегают очень редко, при резко выраженной деформации и не ранее 9-10-летнего возраста.


2.2 Методы диагностики нарушения осанки у школьников


Широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами сколиоза, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий (Н.А. Шнек) глубоко ошибочно. При тщательном обследовании чаще всего удается установить причину сколиоза.

Частой причиной сколиоза в детском возрасте, которой уделяется недостаточное внимание, является короткая нога.

Разница в длине ног - частое явление. При рентгеновском обследовании 1446 школьников в возрасте от 6 до 17 лет было обнаружено, что у 80%из них разница в длине ног составляет не менее 0,16 см, у 3,4% - от 1,3 см и более

Вероятность разницы в длине ног у детей увеличивается с возрастом. Так, среди группы школьников начальных классов ноги разной длины были выявлены у 75%, а среди группы студентов высшей школы - у 92% (Klein 1969). Компенсация в разнице длины ног достигается в основном за счет искривления позвоночника. Нескорректированная разница имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.

Интересно отметить, что скорректированная в детстве разница в длине ног с возрастом уменьшается.

Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата может быть проведено с помощью комбинированного визуального инструментального исследования.

Тест для выявления нарушений осанки.

Данное тестовое обследование включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 1).


Таблица 1

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

1. Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью

Да Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично

Да Нет

Грудная клетка “сапожника", “деформированная”

Да Нет

4. Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

Да Нет

5. Чрезмерное отставание лопаток

Да Нет

6. Чрезмерное выпячивание живота

Да Нет

Нарушение осей нижних конечностей

(О-образное, Х-образное)

Да Нет

8. Неравенство треугольников талии

Да Нет

9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток

Да Нет

10. Явное отклонение в походке

Да Нет


Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:

нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы

некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно

значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза.

К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией, или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в двух положениях: спереди и сзади.

При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах позвоночника.

 

Выводы по главе II


Во второй главе были рассмотрены различные методы диагностики и выявления у детей нарушения осанки и плоскостопия.

Таким образом мы приходим к выводу, что диагностика нарушения осанки и плоскостопия необходима с младшего возраста, т.к выявив первоначальные признаки, заболевания можно предупредить и провести коррекцию различными средствами ЛФК.

Следовательно, активное использование различные средств ЛФК при плоскостопии и нарушении осанки у детей, приводит к тому, что процесс профилактики и коррекции заболеваний становится наиболее эффективен.

В приложении даны комплексы ЛФК для профилактики плоскостопия и нарушения осанки у младших школьников.


Заключение


В ходе выполнения работы можно сделать следующие выводы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.