Рефераты. Сравнительная эффективность различных комплексов ЛФК при нарушении осанки и плоскостопия у школьников

С этиологической точки зрения различают 5видов плоской стопы: врожденную, рахическую, паралитическую, травматическую и статическую.

Врожденная плоская стопа встречается крайне редко.

Рахитическое плоскостопие - является следствием перенесенного рахита - мягкость костей при рахите, и ослабление мышечно-связочного аппарата приводят к уплощению стопы под влиянием нагрузки тела ребенка.

Паралитическое плоскостопие - является следствием полиомиелита.

Травматическая плоская стопа - является следствием различных переломов.

Статическое плоскостопие - самый распространенный вид плоскостопия.

Основными причинами его считаются:

а) слабость мышечного тонуса

б) несоразмерность обуви

В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться. Причинять много неприятностей (усталость, боли) и даже привести к искривлению позвоночника. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно появилось, своевременно его лечить.

В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. [23]

В младшем школьном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Причинами плоскостопия обычно бывают слабость мышечных стоп и чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, поэтому необходимо включить в занятия специальные упражнения и чередовать их пребывание ребенка на ногах с отдыхом. А также причиной плоскостопия может служить плохой выбор обуви.

Большое значение в формировании стопы у детей младшего школьного возраста имеет обувь. Обувь не должна стеснять движений и затруднять кровообращение.

Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью мышц и к стойкому упущению сводов. [16]

Исходя из вышесказанного, основными задачами формирования свода стопы являются: нормализация двигательных функций, повышение общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей, физической работоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку; в комплексы гимнастических упражнений включаются корригирующие (исправляющие) упражнения. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.

Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой: Более выраженные и стойкие изменения требуют специальных занятий и лечения. [19]

 

1.2 Изучение опыта педагогов-практиков по профилактике нарушения осанки и плоскостопия


Изучение психолого-педагогической литературы убедительно показывает взаимосвязь между здоровьем ребенка и его психологическим развитием. Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который в свою очередь не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

“Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей ”[3]

Таким образом мы видим, что здоровье ребенка является основой для формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Истоки стремления людей к гармонии следует искать на грани палеолита и неолита. Именно тогда “древний человек впервые учился сопоставлять и сравнивать предметы и явления. Это порождало стремление к лучшему миру, к лучшей жизни и, наконец, к лучшему человеку". [4]

В Древней Греции в основу воспитательной системы эллинов была положена идея о гармоническом развитии человека. Считалось, что люди должны быть одинаковы совершенны как в духовном, так и физическом отношении. Древнегреческий философ Платон называл “хромым" каждого, у кого разум и тело были развиты неодинаково.

Один из выдающихся мыслителей древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, заметил: “гимнастика есть целительная часть медицины". [5]

В XVI веке появилось много педагогических произведений по вопросам физического воспитания и практических руководств преимущественно по гимнастике.

К XVIII веку в Западной Европе уже наметились два направления в гимнастике. Представители одного из них считали главной целью гимнастики укрепление здоровья, а второе - овладение сложными движениями тела на специальных снарядах.

В XVIII и XIX веках большое влияние на развитие педагогической и гигиенической гимнастики оказали выдающиеся педагоги Жан-Жак Руссо (1712-1778), И. Песталоцци (1746-1827).

Руссо считал, что укрепление и закаливание - необходимое условие для развития сил и возможностей человека. По его мнению, упражнение органов нашего тела готовит человека к жизни, содействует его умственному развитию и укреплению здоровья. ''Так же как мастер перед началом работы должен подготовить свои инструменты, человек в начале жизни должен подготовить свое тело''. [6]

По мнению Песталоцци главной целью воспитания является развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, но эти способности нужно упражнять, иначе они так и останутся задатками. Лучшими физическими упражнениями Песталоцци считал упражнения в овладевании движениями в суставах, поскольку из них складываются любые сложные действия.

В 1-ой половине XIX века сложились три национальные системы гимнастики - немецкая, французская и шведская. В трех названных системах отражены три основных направления гимнастики, а именно:

Гимнастика, направленная на овладение сложными движениями, преимущественно на специальных гимнастических снарядах. В дальнейшем из нее сформировалась спортивная гимнастика - немецкая система гимнастики.

Гимнастика, направленная на овладение прикладными навыками, преимущественно военно-прикладного характера, в дальнейшем из этого направления сформировалась военно-полевая и специальная гимнастика - французская система гимнастики

Гимнастика, направленная на развитие двигательных качеств, преимущественно силы - шведская система гимнастики.

К середине XIX века современная гимнастика сложилась и продолжала совершенствоваться. К этому времени появились и новые разновидности гимнастики: индивидуальная, гигиеническая, лечебная, несколько позднее - -художественная и атлетическая.

Интерес к гимнастике, а так же неудовлетворительное состояние ее в России побудили некоторых ученых и общественных деятелей создать научно - обоснованную систему гимнастики. Эту задачу успешно выполнил П.Ф. Лесгафт. В педагогической системе Лесгафта физическое образование занимает весьма выдающееся положение. Свою систему физических упражнений Лесгафт называет физическим образованием в отличие от физического воспитания. Физическое образование не только не исключает, а наоборот, немыслимо без физического воспитания, подразумевая под последним гигиеническое, оздоровительное значение физических упражнений Лесгафт основывает на анатомо-физиологических данных и стремится такими упражнениями, постепенно и последовательно усложняя и разнообразя их, достигнуть целесообразного развития человеческого организма и его органов, а также увеличения физических сил человека, непременно соединяя физическое развитие с развитием умственным, нравственным и трудовым. Лесгафт положил в России начало науке о физическом воспитании, как особому отделу педагогической науки. Заслуга Лесгафта прежде всего в том, что он, создавая самостоятельную систему физического воспитания и образования, сумел для этого привлечь достижения целого ряда естественных и гуманитарных наук: анатомии, физиологии, психологии и других.

Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного возраста внесла Л.И. Чулицкая. Опираясь на научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения, и ввела эти нормы в практику детского сада.

Под нормой двигательной активности в дошкольном возрасте признана такая величина, которая полностью удовлетворяет биологические потребности в движениях, соответствуют возможностям растущего организма, способствует его развитию и укреплению здоровья.

Дети при искусственном ограничении двигательной активности в течение некоторого времени существенно увеличивали ее в оставшееся время суток (Пирогова Е.А., Ивашенко Л.Я., Страпко В.К. и др.).

Ходьба босиком как средство закаливания, укрепления здоровья и даже лечения некоторых болезней использовалась с незапамятных времен.

В Древней Греции, где физическая культура стояла на большой высоте, ''босохождение'' являлось своего рода культом. Оно было обязательно для воинов и входило в систему их закаливания.

Известно, что участники древних олимпиад соревновались босиком, причем отдельные историки считают, что по некоторым видам, например прыжкам в длину и метанию диска, их результаты превышали современные олимпийские достижения.

По свидетельству древнегреческого писателя Плутарха, философ Сократ ''в целях обострения мысли'' постоянно ходил босиком и требовал того же от своих учеников. Известный педагог - гуманист XVII столетия Джон Локк одним из основных средств физического воспитания молодежи считал ходьбу босиком. Многие авторы (Урицкая В.П., Волкова С.С., Алиев М.Н. и др.) занимались разработкой корригирующих упражнений для профилактики дефектов стопы у детей. Саркисян А. и Овакимян Г. изучали последовательность выполнения упражнений для предупреждения и коррекции плоскостопия. По мнению вышеназванных авторов, корригирующие упражнения для формирования свода стопы следует сочетать с обще развивающими и с упражнениями на воспитание правильной осанки с учетом состояния здоровья и физического развития.


1.3 Средства ЛФК при нарушении осанки и плоскостипия у школьников с точки зрения различных авторов


Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза и при нарушении осанки является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза, а также при нарушении осанки включает:

лечебную гимнастику;

упражнения в воде;

массаж;

коррекцию положением;

элементы спорта.

ЛФК по мнению И.К. Котешевой сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. [14]

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.