Рефераты. Современная туристическая одежда

Упаковки для сплава. Это весьма специфическая для российского рынка продукция, поскольку разборные суда и необходимость их переноски почти не встречаются больше нигде в мире. Рюкзаки-упаковки производят изготовители самих плавсредств, например, фирма Тритон. Это весьма объемные (более 140 литров) рюкзаки упрощенной конструкции. Особенность – широкий вход сбоку, позволяющий удобнее укладывать сложенную лодку или катамаран. Для длительной переноски по пересеченной местности упаковки не очень удобны из-за примитивной подвесной системы, и на протяженной пешей заброске чаще пользуются большими экспедиционными рюкзаками.

Встречается еще один вариант – отдельная система пояс+лямки для переноски полиэтиленового каяка. На каяке система крепится стропами, каяк несут вертикально, что конечно не очень удобно, даже если это короткая родео-модель длиной 2,5 метра. Но все-таки такой способ дает возможность совершать автономные переходы с реки на реку. Вещи укладывают в кокпит каяка, вес получается приличный. Подвесные системы для переноски каяков производят западные фирмы, специализирующиеся на аксессуарах для экстремального сплава.

Драйбэги. В переводе на русский – это непромокаемый рюкзак. Этот специфический продукт находит применение в водном туризме при сплаве на рафтах или катамаранах, – средствах сплава, позволяющих размещать объемный груз. Фактически, это большая гермоупаковка с лямками. Применяются драйбэги и в таком экзотическом виде спорта как каньонинг – прохождение речных каньонов пешком и самосплавом в гидрокостюме, с использованием альпинистской техники. Рюкзак-драйбэг должен быть абсолютно непромокаемым (шьется из плотной ткани с ПВХ-покрытием), стойким к истиранию. Лямки в таких рюкзаках не пришивают, а приклеивают, чтобы не нарушить герметичность. Верх мешка закручивают несколько раз и фиксируют пряжкой – как и в обычных гермоупаковках для сплава по бурной воде.

Рюкзаки для автостопа. Около 20 лет назад был разработан специальный рюкзак для поездок автостопом. Он отличается необычной формой – это подобие блина, молния по кругу, лямки крепятся на репшнуре, пущенном по периметру рюкзака. Размеры рассчитаны таким образом, чтобы в машине можно было убрать рюкзак под ноги. Объем небольшой – не больше 40 литров, но больше автостопщикам обычно и не требуется. Снаружи нашиты светоотражающие ленты, ночью хорошо заметные в свете фар.

Велосипедные рюкзаки. Велорюкзаки бывают двух видов – заплечные для коротких поездок и малых грузов, и рюкзаки – "штаны" для перевозки на багажнике велосипеда. Заплечные велорюкзаки имеют следующие особенности конструкции: улучшенную вентиляцию спины (проблема актуальна, поскольку велосипедист едет в стойке с согнутой спиной, и рюкзак сильно к ней прижат), из специального кармана вынимается непромокаемая накидка, закрывающая мешок от дождя и грязи, часто встраивают кэмэлбэг, ременные крепления или большой карман из сетки для шлема. Велорюкзак должен быть обязательно обильно снабжен светоотражающей лентой для езды в темное время суток. Но возить на спине больше нескольких килограмм неудобно, поэтому для велосипедных походов применяют специальные рюкзаки, которые крепятся на багажник. Они имеют форму штанов, их так и называют – "велоштаны". Объем – от 60 до 80-90 литров. Эти рюкзаки бывают однообъемные или многосекционные. Первые вмещают больше вещей и применяются для более длительных поездок, вторые – позволяют более эффективно подобрать нужный объем для конкретной поездки (в коротких выездах можно использовать только боковые емкости, оставив верхний клапан дома). Велосипедные рюкзаки должны быть прочными, желательно непромокаемыми, с возможностью крепления дополнительного груза снаружи. Обязательны светоотражающие элементы, поскольку большой рюкзак закрывает подседельную мигалку, и ее не видно водителям попутных машин. Немаловажная деталь – наличие или отсутствие лямок для переноски велорюкзака на спине. Для больших и сложных походов лямки просто необходимы, поскольку в тех местах, где приходится идти пешком, на переправах через реки, подъемах на трудные перевалы рюкзак перекочевывает на спину путешественника. Лямками снабжают однообъемные велорюкзаки, а многосекционные обычно лямок не имеют.

2.3 Конструкция

Форма. Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, – будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность "роста" вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку. Объем рюкзаков измеряют в литрах. Измеряют литры по-разному. Самый простой способ – перемножить высоту, ширину и толщину. Однако, это дает верный результат только при прямоугольной форме мешка. Более продвинутый способ, которым пользуются западные фирмы – в тестовый образец насыпают песок литровыми кружками. Сколько влезло – такой и объем. Еще момент – учитывается, объем карманов и клапана, или нет. Фирмы поступают на свое усмотрение. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит. Обычно рюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчает укладку вещей, с другой – содержимое как бы прессуется при переноске. Кроме того, таким образом немного повышается центр тяжести. Но иногда можно увидеть обратную картину – расширяющиеся книзу рюкзаки. Объяснение простое: бывают случаи, когда высокий центр тяжести опасен, – например, при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее. Есть еще один вариант – когда емкость рюкзака образует своего рода наплывы на поясной ремень. Это частично решает указанную выше проблему: центр тяжести низко, но все равно максимально совмещен с центром тяжести человека. Однако, укладывать такой рюкзак сложнее, и в эти острые углы положить удается только какие-то мягкие вещи, не имеющие большого веса и в итоге не влияющие на общее распределение массы. В сечении рюкзаки бывают круглые (на самом деле – овальные), и прямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачно разместить свернутый по кругу коврик, заменяющий каркас. Большинство каркасных рюкзаков имеет прямой край со стороны спины. Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечье нижнюю часть называют "подвалом". Для доступа в "подвал" вшивается отдельная молния, а разделяющая перегородка ("диафрагма") застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в виде тубуса. "Подвал" теряет смысл в случае, если в мягкий рюкзак вставлен по кругу коврик – открыв молнию, вы не сможете проникнуть внутрь. У разделения на емкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство "подвала" полностью нивелируется снижением прочности, – любой элемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывает весьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака. В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани – это позволяет при необходимости дополнительно увеличивать объем.

В специфических областях применения бывают конструкции с возможностью доступа в основную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упаковки для байдарок и прочих средств сплава; примерно также устроены рюкзаки для переноски парапланов и кайтов.

Подвесная система. Подвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу – то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможность регулировки и т.п. В настоящий момент подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на некоего "среднего" покупателя, и необходима индивидуальная подгонка под фигуру. Чаще всего регулируется только один параметр – высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкам верхней оттяжки (в одной старой книжке это называлось "ремни противооткидывания верха рюкзака"). Совсем редко встречается регулируемая высота точки крепления поясника относительно дна рюкзака. Многие фирмы дают своим подвесным системам непонятные аббревиатурные имена, типа "ABS-system" , "Ergo Back System". На самом деле все подвесные системы примерно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры. В случае если какая-нибудь "system" будет впиваться между лопаток, то звучность имени отойдет на задний план. Для того, чтобы этого не происходило, конструкторы придумывают всевозможные подушки-накладки в области поясницы. К подвесной системе отнесу также грузовую петлю рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак можно подвесить или просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда – и с обратной стороны, и с боков. Главное, чтобы она была очень прочной и хорошо пришитой.

В самодельных моделях, специально спроектированных для лыжных походов, пришивают еще одну грузовую петлю на поясник со стороны спины. Петля направлена вниз, и к ней цепляют санки-волокуши. Если пришить такую петлю просто на рюкзак, то санки будут тянуть его назад, нарушая центр тяжести системы "человек-рюкзак". При правильном расположении на пояснике вся нагрузка приходится на бедра человека, и тянуть санки гораздо легче; кроме того, можно снять поясник с рюкзака и использовать полностью независимо, просто как упряжь для волокуши, а рюкзак полностью убрать в санки. Так поступают на простых участках, например при подъеме по ровным наледям сибирских рек.

Лямки. Лямки должны отвечать основному требованию – быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака.

Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где приходится бегать или совершать резкие движения. Форма лямок – серповидная, или S-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч. Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок представляет собой многослойный сэндвич из разных материалов. Очень ответственный узел конструкции лямок – точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, к дну рюкзака, на поясной ремень. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Сейчас наиболее распространено крепление лямок на стык спины и боковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани. Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.

Как уже было отмечено, современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.

Поясник. Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах (а для этого они должны быть, так что стоит сесть на диету). Поясники бывают пришитые и съемные. Второй вариант предпочтительнее. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, желательно анатомической формы, облегающей бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок. Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака – это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка поясника легко затягивается в рукавице – пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.