Рефераты. Совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания иностранных туристов в Санкт Петербурге

В зависимости от объемов продаж инкамингового туроператора, стратегии его рыночного поведения, а также от особенностей национальной правовой базы международного туризма, продажа туристического продукта на иностранном рынке может осуществляться тремя способами: в форме прямой продажи туристического пакета; в форме продажи «наземного обслуживания» в составе туристического пакета и в форме продажи единичных туристических услуг.

Прямая продажа туристического продукта на иностранном туристическом рынке состоит в передаче права продажи укомплектованного туристического пакета иностранным туристическим агентствам. При прямой продаже российский инкаминговый туроператор организует весь комплекс туристических услуг (включая услуги основных перевозчиков), а иностранные агентства выполняют только посредническую роль, получая прибыль за счет комиссионного вознаграждения.

Прямая продажа национального туристического продукта на зарубежных рынках имеет ряд бесспорных преимуществ. Во-первых, это самая прибыльная для организующего тур субъекта рынка форма торговли, позволяющая получение дохода как с услуг основных перевозчиков, так и с услуг, входящих в состав так называемого «наземного обслуживания». Во-вторых, продажа полностью укомплектованного туристического пакета существенно облегчает условия работы иностранных туристических фирм (они полностью освобождаются от туроператорских функций) и процесс контроля качества оказываемых туристических услуг с российской принимающей стороны. Наконец, прямая форма продажи национального туристического продукта неизбежно ведет к формированию обширной и эффективной агентской сети за рубежом, что в перспективе будет способствовать увеличению доли российского туроператора на рынке выездного туризма зарубежной страны.

Главными факторами, лимитирующими выход российский туроператоров на иностранные туристические рынки, являются дороговизна (высокие входные барьеры), протекционистские меры иностранных государств, а также специфичная для России проблема нехватки транспортных средств мирового уровня качества.

Прямая продажа туристического продукта за рубежом требует обязательного включения в состав туристического пакета услуг основных перевозчиков и, в первую очередь, авиалиний. Низкое качество услуг российских авиакомпаний на фоне довольно высоких авиатарифов, как и ограничения на осуществление чартерных перевозок в Россию и обратно, существующие в большинстве развитых государств мира, практически исключают возможность прямого выхода российских турфирм на иностранные рынки, вынуждая их либо прибегать к сотрудничеству с иностранными основными перевозчиками (что подрывает ценовые преимущества отечественных туроператоров перед иностранными, могущими иметь более льготные авиатарифы и возможность организации чартерных перелетов), либо к рисковым формам работы с российскими же авиакомпаниями (например, покупка жестких блоков мест на регулярных авиалиниях). Последнее в свою очередь приводит только к снижению авиатарифов и росту рискованности туроперейтинга, но никак не к повышению качества услуги авиаперевозки.

По этим причинам наиболее распространена вторая форма организации продажи национального туристического продукта на зарубежных рынках, смысл которой в предоставлении иностранным туристам только части турпродукта, так называемого «наземного обслуживания». В состав «наземного сервиса» входят туристические услуги, оказываемые иностранному туристу на территории России с момента его прибытия до момента отправления на родину, то есть за вычетом услуг основного перевозчика. При второй схеме продажи турпродукта российский инкаминговый туроператор выполняет функции meet-компании или принимающей стороны, обеспечивая организацию туристических услуг прибывшим в Россию иностранцам, оставляя право окончательной комплектации туристического пакета иностранному аутгоинговому туроператору.

Продажа «наземного обслуживания» более дешевая в отличие от прямой торговли схема, дающая российской туристической фирме возможность большей концентрации усилий на производстве туристического продукта, а не на его продвижении среди зарубежных потребителей. Производимый туристический продукт в случае продажи «наземного сервиса» более гибкий (может адаптироваться под любые сроки и графики заездов, предлагаемые иностранными туристическими фирмами) и качественный (российский принимающий оператор ведет деятельность только в привычных ему условиях рыночной среды).

Кроме того, частичная продажа национального туристического продукта, при которой докомплектацией пакета имеют возможность заниматься иностранные туристические фирмы, может привести к общему удешевлению турпродукта и его популяризации за рубежом (иностранные турфирмы, избравшие данную схему сотрудничества с российскими туроператорами, получают как комиссионное вознаграждение с реализуемых ими услуг «наземного сервиса», так и с организуемой основной перевозки своих туристов в Россию, а, следовательно, они более заинтересованы в продвижении российского туристического продукта на своем рынке).

Негативные последствия применения данной схемы продажи туристического продукта на зарубежном рынке заключаются в снижении прибыли российских инкаминговых туроператоров (из-за выхода услуг основных перевозчиков из состава продаваемого за рубеж комплекса услуг), рост зависимости отечественных турфирм от политики иностранных аутгоинговых туроператоров, возможность искажения информации о качестве туристических услуг иностранным туроператором и сокращение возможностей для контроля за качеством туристических услуг российской турфирмой.

Продажа единичных туристических услуг является наименее привлекательной формой работы российского инкамингового туроператора, поскольку на самом деле сводит его роль к посредничеству между российским туристическим поставщиком и иностранным туристическим оператором. Иностранный аутгоинговый туроператор в этой форме сотрудничества становится непосредственным производителем туристического продукта, формирует турпакет из единичных туристических услуг, в том числе и купленных у российского туроператора.

Нежелание иностранным туроператором прямого сотрудничества с российскими поставщиками туристических услуг (отели, дополнительные перевозчики, экскурсионные фирмы) может основываться как на простом незнании его работниками русского языка, его недоверии к национальным туристическим поставщикам отсутствием у него информации о поставщиках, так и более выгодными ценами российского туроператора на услуги поставщиков (в силу например большого комиссионного вознаграждения или сотрудничества российского туроператора с поставщиком на рисковых схемах).

Продажа единичных туристических услуг иностранным туроператорам — самая малоприбыльная форма сотрудничества, превращающая российскую туристическую фирму в простого агента, выводящая ее из сферы производства турпродукта.


1.6 Принципы государственного регулирования


Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.

Стандарты туристского обслуживания составляют часть государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма, гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.

Цели стандартизации в сфере туристского бизнеса заключаются в обеспечении заявленного уровня качества и безопасности потребления турпродукта или отдельной туристской услуги, защиты интересов потребителей туристских услуг от недобросовестной конкуренции на рынке.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.

Стандарт как нормативный документ представляет собой один из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов и потребителей туристских услуг.

Стандарт предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т. п.

Объект стандартизации — услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К последним относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие предприятия, услуги которых относятся к сфере материальных услуг (транспортные компании, предприятия питания и др.).

При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), региональные стандарты, национальные стандарты других стран, а также правила Европейской законодательной комиссии и других международных организаций.

Базу стандартизации в сфере туризма и гостиничного хозяйства Российской Федерации в настоящее время составляют следующие государственные стандарты:

ГОСТ Р 50690—2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;

ГОСТ Р 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

ГОСТ Р 50644—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и определения»;

ГОСТ Р 50691—94 «Модель обеспечения качеств услуг (аутентичный текст ИСО 9002-87)»,

ГОСТ Р 51185—98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

В соответствии со стандартом ГОСТР 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (см. приложение 2) проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

• установление нормируемых характеристик услуги;

• разработка технологической документации;

• определение методов контроля качества;

• анализ проекта, утверждение проекта.

Непосредственно проектирование услуги «Туристское путешествие» включает в себя такие пункты, как:

• описание маршрута путешествия;

• перечень туристских предприятий — исполнителей услуги;

• период предоставления туров каждым предприятием-исполнителем;

• состав экскурсий и достопримечательных объектов;

• перечень туристских походов, прогулок;

• комплекс досуговых мероприятий;

• продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

• число туристов, участвующих в путешествии;

• вид транспортного обслуживания для внутримаршрутных перевозок;

• потребность в кадрах для данного путешествия;

• характеристику рекламной кампании и др.

При определении объектов стандартизации в сфере туризма исходят из того, что качество и надежность турпродукта в значительной степени определяются технологиями, используемыми туристскими предприятиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.