Рефераты. Сердечнососудистый ответ на стандартную мышечную нагрузку у мальчиков младшего школьного возраста

И.п. ДАД (рис. 3.2.б) у испытуемых достоверно не отличается (8 лет – 58,27±1,45 мм рт. ст., 9 лет – 60,96±2,17, 10 лет – 60,06±1,61 мм рт. ст.). После выполнения пробы II и до конца 5‑й мин восстановления ДАД достоверно не изменялось у 8‑ми и 9‑тилетних. У 10‑тилетних ДАД стало достоверно выше и.п. на 7,4% на 1‑й мин восстановления и держалось на этом уровне до конца 2‑й мин восстановления.

И.п. частоты сердечных сокращений (ЧСС) (рис. 3.2.в) у испытуемых достоверно не отличается: у мальчиков 10‑ти лет 84,63±1,78 уд/мин; у 8‑ми – 87,77±2,34 уд/мин; у 9‑тилетних – 88,46±2,07 уд/мин. После выполнения пробы II ЧСС достоверно повысилась у 8‑милетних на 45,4%, у 9‑тилетних – 55,5%, у 10‑тилетних – 63,1%. У 8‑милетних ЧСС была достоверно ниже других возрастных групп. На 1‑й мин восстановления ЧСС достоверных отличий между возрастными группами не было, но показатели били достоверно выше исходных. На 2‑й мин восстановления показатели всех возрастных групп приблизились к исходным и оставались на этом уровне до конца 5‑й мин восстановления.

 


Рис. 3.3. Изменение показателей сердечнососудистой системы в зависимости от возраста на пробуIII (3 мин бег на месте в темпе 180 шагов в минуту): а – изменение систолического артериального давления; б – изменение диастолического артериального давления; в – изменение частоты сердечных сокращений


И.п. САД (рис. 3.3.а) достоверно ниже у 8‑милетних (92,067±1,73 мм рт. ст.). У 9‑ти (101,1±2,14 мм рт. ст.) и 10‑тилетних (100,3±1,61 мм рт. ст.) достоверно не отличаются. После выполнения пробы III (3 мин бег на месте с интервалом 180 шагов в минуту) достоверно повысилось САД у всех возрастных групп (8 лет – на 12,5%, 9 лет – 15,5%, 10 лет – 13,6%). Достоверно высокое САД у испытуемых было до конца 3‑й мин восстановления.

И.п. ДАД (рис. 3.3.б) у испытуемых 9‑ти (61±1,58 мм рт. ст.) и 10‑ти (62,76±1,54 мм рт. ст.) лет достоверно не отличается, но достоверно выше 8‑милетних (56,167±1,72 мм рт. ст.). После выполнения пробы III ДАД достоверно повысилось у всех возрастных групп (8 лет на 16,9%, 9 лет – 20,5%, 10 лет – 17%) и на этом уровне достоверно сохранялось до конца 2‑й мин восстановления у 9‑тилетних, до конца 3‑й мин у 8‑ми и 10‑тилетних. На 4‑й мин и до конца 5‑й мин восстановления САД у всех возрастных групп достоверно не отличалось от исходного.

И.п. ЧСС (рис. 3.3.в) у испытуемых достоверно не отличался (8 лет – 90,93±2,19 уд/мин, 9 лет – 88,9±2,07 уд/мин, 10 лет – 88,93±1,73 уд/мин). После выполнения пробы III ЧСС резко возросла у всех возрастных групп, У 9‑тилетних стала достоверно выше. На 1‑й мин восстановления у испытуемых ЧСС снизилась, но достоверно превышала и.п. На 2‑й мин приблизилась к исходному и держалась на этом уровне до конца 5‑й мин восстановления.


3.2 Определение типов реакций сердечнососудистой системы на стандартную нагрузку у мальчиков 8 -10 лет

Самый высокий процент проявления нормотонического типа реакции проявился у мальчиков 9‑ти лет (36%) (рис. 3.4). Самый низкий – у мальчиков 10‑ти лет (20%). У мальчиков 8‑ми лет – 34%. Проявление гипертонического типа реакции в наименьшей степени у мальчиков 9‑ти лет. У мальчиков 8‑ми и 10‑ти лет проявление гипертонического типа на одном уровне (43%). Гипотонический тип реакции на данную пробу в большей степени проявилось у 9‑тилетних (40%). В меньшей – у 8‑милетних (23%). У 10‑тилетних – 37%.




Рис. 3.4. Проявление типов реакций сердечнососудистой системы на нагрузку 20 приседаний за 30 сек в зависимости от возраста (в %)


У мальчиков 10‑ти лет процент проявления нормотонического типа реакции самый высокий (36%) (рис. 3.5). Самый низкий – в 8 лет (26%). У мальчиков 9‑ти лет 30%. Гипертонический тип реакции на данную пробу самый высокий у мальчиков 8‑ми лет (64%). Ниже у 9‑тилетних (54%). Самый низкий – у 10‑тилетних мальчиков (30%). Проявление гипотонического типа реакции у 10‑тилетних мальчиков 34%. У 9‑тилетних – 16%, у 8‑милетних мальчиков – 10%.

Нормотонический тип реакции у мальчиков 9‑ти и 10‑ти лет проявился на одинаковом уровне (16%) (рис. 3.6). У мальчиков 8‑ми лет – 14%. Гипертонический тип реакции проявился на одном уровне во всех возрастных категориях. Гипотонический тип реакции в наибольшей степени проявился у мальчиков 8‑ми лет (16%). У 9‑ти и 10‑тилетних – на одном уровне (14%).




Рис. 3.5. Проявление типов реакций сердечнососудистой системы на нагрузку 15 сек бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе в зависимости от возраста (в %)

Рис. 3.6. Проявление типов реакций сердечнососудистой системы на нагрузку 3 мин бег на месте с интервалом 180 шагов в минуту в зависимости от возраста (в %)


3.3 Оценка показателя качества реакции на стандартную мышечную нагрузку у мальчиков 8–10 лет


Показатели качества реакции (ПКР) у мальчиков 8 – 10 лет на стандартную мышечную нагрузку достоверно не отличаются (рис. 3.7) и находятся почти на одном уровне. По нормативным данным Кушелевского и Зислина ПКР у испытуемых удовлетворителен. ПКР у мальчиков 8–10 лет указаны в табл. 3.1.

Рис. 3.7. Показатель качества реакции на стандартную мышечную нагрузку в зависимости от возраста

Таблица 3.1. Показатель качества реакции на стандартную мышечную нагрузку

возраст

8 лет

9 лет

10 лет

ПКР

0,191484

0,162005

0,166543

m±δ

0,08952

0,043438

0,029871


При определении у исследуемых оценки качества реакции, мы выявили, что ПКР находится на удовлетворительном уровне, достоверно не отличается. У 8‑милетних абсолютная величина ПКР выше. Возможно, тенденция к повышению артериального давления положительно сказалась на качестве реакции у мальчиков 8‑ми лет.




Выводы


В проведенном нами исследовании САД достоверно отличалось пониженными показателями у мальчиков 8‑ми лет. Возможно у мальчиков этого возраста более экономный хронотропный тип реакции сердца на нагрузку, т.е. более высокая адаптационная способность насосной функции сердца. Вероятно, это связано с двигательной активностью этих детей (Вахитов И.Х., Абзалов Р.А. и др., 2003). Несмотря на отличительные особенности САД у 8‑милетних с 9‑ти и 10‑тилетними мальчиками показатели ДАД у испытуемых оставались относительно на одном уровне. Показатели ДАД существенных изменений не претерпевали (Ванюшин Ю.С, Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т., 2000). Показатели ЧСС у испытуемых достоверно не отличалась друг от друга. Возможно, это объясняется гормональными причинами, т.е. у мальчиков 8–10 лет не наступил период полового созревания, и поэтому реакция ЧСС на нагрузку была одинаковой (Кузнецова О.В., Сонькин В.Д., 2005).

По данным исследования типов реакции можно предположить, что у мальчиков в возрасте 8‑ми лет не целесообразно развивать двигательные качества. Возможно, на уроках физической культуры у этих детей следует делать акцент на игры. В учебный процесс обучения 9‑тилетних детей можно включать силовую нагрузку. Для 10‑тилетних детей можно давать нагрузку на выносливость.

Исследуя показатель качества реакции мы выявили, что у 8‑милетних он выше, чем у других возрастных групп.




Заключение


Проведенное исследование позволило выявить особенности сердечной деятельности детей 8–10 лет при выполнении стандартных физических нагрузок (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т., 2003).

Исследование показывает, что у детей в рассматриваемый период отмечаются ограниченные адаптационные возможности сердца, которые, вероятно, связаны с еще недостаточной зрелостью сердечнососудистой системы и возрастными особенностями организма. Это необходимо учитывать в процессе физического воспитания у детей младшего школьного возраста.




Список литературы


1.          Абзалов Р.А. Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 24–26.

2.          Агаджанян М.Г., Бурякин Ф.Г. Кардиологические показатели, отражающие долговременную и срочную адаптацию борцов к нагрузкам // Теория и практика физической культуры. – 2002. №2. С. 5.

3.          Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: ФиС, 1989. – 208 с.

4.          Актуальные вопросы кардиологии: Сборник статей/ Под ред. Р.С. Карпова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. – 196 с. // И.Н. Конобеевская, Л.А. Тарумова. Использование велоэргометрии для оценки эффективности регулярных физических тренировок.

5.          Александров А.А. Профилактика сердечнососудистых заболеваний в молодом возрасте. – М.: Медицина, 1987 – 80 с.

6.          Аринчин Н.И. Помощники сердца. – М.: Знание, 1984. – 64 с.

7.          Аринчин Н.И. Периферические «сердца» человека. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 64 с.

8.          Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высшей школы. – 2‑е изд., – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

9.          Баевский Р.М., Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье. – М.: Сов. Россия, 1988. – 96 с.

10.     Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: «Академия», 2003. – 416 с.

11.     Безруких М.М., Киселев М.Ф., Комаров Г.Д., Козлов А.П. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6–16 лет // Физиология человека. – 2000. Т. 26. №3. С. 100–107.

12.     В мире подростка / Под ред. А.А. Бедалева. Сост. Г.Б. Борисов. – М.: Медицина, 1980. – 95 с.

13.     Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т. Особенности сердечной деятельности детей 5–7 лет при нагрузках различной мощности // Физиология человека. – 2000. Т. 26. №3. С. 108–112.

14.     Вахитов И.Х. Функциональные показатели сердца спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 44–45.

15.     Вахитов И.Х., Абзалов Р.А., Сафин Р.С. и др. Динамика частоты сердечных сокращений и ударного объема крови детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности // Физиология человека. – 2003. Т. 29. №5. С. 148–150.

16.     Воронцов П.В. Спортивная медицина: Учеб. пособие. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994. – 99 с.

17.     Глушкова Л.И., Маймулов В.Г., Корабельников И.В. Обеспечение эколого-гигиенического благополучия населения в условиях Крайнего Севера: проблемы и решения: СПб им И.И. Мечникова, 2002. – 300 с.

18.     Граевская Н.Д., Гончарова Г.А., Калугина Г.Е. Еще раз к проблеме «Спортивного сердца» // Теория и практика физической культуры. – 1997. №4. С. 2–4.

19.     Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2‑е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

20.     Завьялов А.И. Сердце – пятикамерная система // Теория и практика физической культуры. – 2005. №6. С. 23–26.

21.     Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 15–17.

22.     Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы (справочник) / Под ред. Т.С. Виноградовой. – М.: Медицина, 1986. – 416 с.

23.     Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце: М.: «Наука», 1977 – 182 с.

24.     Кузнецова О.В., Сонькин В.Д. Спектральный анализ вариабельности ритмов сердца, артериального давления и дыхания у детей 8 – 11 лет в покое // Физиология человека. – 2005. Т. 31. №1. С. 33–39.

25.     Куликова Н.В., Куделина О.В. Влияние дозированной ходьбы на сердечнососудистые и вегетативные реакции студентов // Теория и практика физической культуры. – 2004. №5. С. 42–43.

26.     Лещинский Л.А., Карбасникова Г.В. Берегите сердце. – М.: Медицина, 1981. – 96 с.

27.     Лошилов В.Н. Способ оценки общей работоспособности человека // Теория и практика физической культуры. – 2005. №4. С. 17–19.

28.     Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся 5–7 кл. – М.: Просвещение, 1997. – 367 с.

29.     Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей. – М.: Просвещение, 1970. – 396 с.

30.     Налобина А.Н. Использование физических средств восстановления в реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда // теория и практика физической культуры. – 2005. №6. С. 39–41.

31.     Нигматуллина Р.Р. Срочные реакции показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при смене положения тела // Теория и практика физической культуры. – 1999. №8. С. 41–43.

32.     Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.:» Академия», 2000. – 376 с.

33.     Орлов В.Н., Ольхин В.А. Артериальное давление. Норма и патология. М.: Знание, 1981 – 64 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.