Рефераты. Роль технических устройств и тренажеров в каратэ

Ни одна система автоматического управления не может оптимально функционировать без комплекса информации о текущем состоянии объекта управления. Обучение спортсмена тому или иному движению является частным случаем управления. При этом объектом управления является человек. Поэтому звено, замыкающее канал обратной связи и обеспечивающее снятие информации с объекта управления (спортсмена), является одним из самых важных звеньев, без которого в конечном счете система управления становится разомкнутой, что не обеспечивает эффективности ее работы.

Все это свидетельствует о том, что разработка технических средств обучения, совершенствования и контроля, методики их применения непосредственно в тренировочном процессе является одной из важнейших предпосылок обеспечения оптимального управления процессом подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Обучение технике спортивных упражнений нередко осуществляется в самых общих чертах, без определенной системы и своевременной информации о его результатах, т. е. процесс обучения не является достаточно управляемым. Еще и сейчас часто занимающимися руководят при помощи таких понятий, как быстрее – медленнее, сильнее – слабее, выше – ниже, хорошо – плохо и т. п.

Применение тренажеров с обратной связью позволяет спортсмену получать информацию о качестве выполнения упражнений. Если он выполнил упражнение плохо, то может узнать, в чем его ошибки. В зависимости от быстроты получения этой информации тренажеры с обратной связью подразделяются на тренажеры без срочной информации и со срочной информацией о количественных и качественных характеристиках упражнения. Примером простейшего тренажера с обратной связью и срочной информацией может служить зеркало на занятиях по гимнастике, тяжелой атлетике и др. А к числу тренажеров с обратной связью, но без срочной информации можно отнести, например, видеомагнитофон, при помощи которого спортсмен может посмотреть на себя со стороны уже после выполнения упражнения [3].

В условиях работы на тренажерах резко активизируется процесс самоконтроля, т. е. сознательной оценки конечного и промежуточного результатов собственной деятельности с последующим ее регулированием для достижения наилучшего эффекта.

Самым важным в физическом воспитании и спортивной тренировке является способность занимающихся самостоятельно приобретать знания, формировать и совершенствовать двигательные навыки и умения. Преподаватель должен не механически передать готовые образцы двигательных действий, а выработать алгоритм движений для организации и управления учебно-тренировочной, самостоятельной деятельностью занимающихся. Успешному решению этих задач во многом может помочь программированное обучение, направленное на оптимизацию процесса обучения и тренировки спортсменов.

Основным источником информации, передаваемой тренером спортсмену, являются субъективные мнения самого тренера. Он замечает основные, на его взгляд, ошибки при выполнении упражнения и в соответствии с этим дает указания на их исправление. Однако даже опытному тренеру очень трудно уловить многие детали быстро выполняемого упражнения.

В современном спорте этого уже недостаточно. И тренеру, и самому спортсмену необходима срочная информация о количественных, временных, пространственных и динамических характеристиках различных элементов совершаемых движений. Такая информация должна непосредственно обслуживать учебно-тренировочный процесс, стать его неотъемлемой, органической частью. На основе срочной информации о выполнении движения, о допущенных ошибках, оцениваемых в количественных мерах пространства и времени, спортсмен может не на следующей тренировке, а уже в следующей попытке на этом же занятии внести необходимую коррекцию [2].

Для обеспечения срочной информации создано большое количество технических средств регистрации отдельных параметров движений. При этом датчики могут быть самыми разнообразными: механические, емкостные, электроконтактные, магнитоэлектрические, потенциометрические, биоэлектрические устройства, сейсмодатчики, тензо-датчики, пьезодатчики, фотореле, акселерометрические датчики и др. Передача сигналов может осуществляться механическим путем, электропроводной системой, сейсмографически, акустически, фотографически и радиотелеметрически.

Также разнообразны и регистрирующие приборы – начиная от секундомера и измерительной линейки и кончая электронным осциллографом. Иначе говоря, все, чем располагает современная техника и радиоэлектроника, может быть использовано для получения срочной информации о параметрах спортивных движений.

Кроме срочной, в последнее время все большее распространение получают методы так называемой сверхсрочной текущей информации, подаваемой не после совершения движений, а одновременно, синхронно с ними. В основном это световая или звуковая информация, сопровождающая движение и дающая дополнительные характеристики ритма, амплитуды движения, его продолжительности, развиваемых усилий [4].

Использование технических средств срочной информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из практики спорта. Они позволяют сознательно управлять даже такими количественными характеристиками движения, которые в обычном учебно-тренировочном процессе часто остаются неосознаваемыми.

Все это дает основание для вывода о том, что применение технических средств в обучении, в частности тренажеров, обеспечивающих искусственные контролируемые условия выполнения осваиваемых упражнений, дает возможность добиваться обучения без ошибок и переучивания.



Глава 2. Тренажеры и технические устройства, используемые в тренировочном процессе каратистов


Специфика такого вида спорта как карате требует работы именно с партнером, так как удар лучше всего учиться бить на живом человеке, с учетом всех форм человеческого тела. Также есть необходимость обучения тактике боя, где невозможно заранее запланировать серию ударов и комбинаций – поведение соперника непредсказуемо.

Но, несмотря на это без использования технических устройств и тренажеров тренировочное занятие в карате будет неполноценным. Ведь отрабатывать силу удара на партнере слишком травмоопасно и жестоко, а с детьми вообще невозможно проведение подобных отработок; овладеть мельчайшими деталями в технике, также лучше на специальных тренировочных устройствах [5].


2.1 Специальные технические устройства для отработки силы и точности удара


Для отработки силы удара, точности и оттачивания техники используют специальные технические устройства, в этой главе описываются основные из них, используемые в карате.

Макивара – представляет собой деревянный брус высотой приблизительно 2-1,8 м, прочно закрепленный в полу или зафиксированный около стены (после установки высота его над поверхностью пола составляет не многим более 1,5 м). В верхней трети макивары устанавливается щит (циновка, соломенное покрытие, кусок резины и др.) В направлении от основания вершины толщина макивары устанавливается таким образом, чтобы придать ей наибольшую гибкость. Конец доски имеет толщину 1-2 см. Макивара способствует не только «набивке» частей тела, используемых при ударах и блоках, но и умению концентрировать энергию в ударной поверхности тела в момент соприкосновения с целью, а также правильному выбору дистанции для удара.

Удары по макиваре можно наносить из стационарной стойки, после срыва дистанции, после выполнения блока. Удары по макиваре следует наносить таким образом, чтобы вершина доски отклонилась на 3-4 см, удары как бы проходили сквозь макивару

Количество ударов, наносимых по макиваре, зависит от степени подготовленности ученика. Начинать нужно с 20-30 ударов, добавляя на каждом занятии по 5-10 ударов и постепенно доходить до 200-300 ударов. При этом около 30% наносимых ударов должны выполняться сравнительно медленно в целях отработки техники их выполнений.

На занятиях по каратэ с помощью макивары отрабатывается и такое упражнение, когда ученику дается задание в течение минуты нанести максимальное количество качественных ударов ногами или руками.

Для отработки точности ударов используются ручные макивары. Инструктор, держа в руках макивару, передвигается, меняя дистанцию, наступая и отступая. Задача ученика состоит в том, чтобы с учетом дистанции точно попасть в макивару ударной поверхностью ноги или руки [7].

Боксерский мешок – должен быть подвешен таким образом, чтобы его основание находилось вблизи уровня нижней части живота занимающегося.

Упражняясь в ударах по боксерскому мешку, ученики совершенствуют силу, быстроту и точность ударов, современность фиксации ударной поверхности при ударе и концентрацию энергии в точке удара. При этом упражнения на подвижных боксерских мешках позволяют наносить удары в движении, что очень важно для отработки серии ударов при атаке.

С помощью боксерского мешка ученики могут разучивать и совершенствовать одиночные удары и серии ударов руками и ногами, направляя их и в верхний, и в средний уровень. При этом, передвигаясь около мешка. Ученики отрабатывают различные исходные положения для атаки. Для отработки останавливающих ударов мешок раскачивают, а когда он приближается к тренирующемуся, тот останавливает его ударом руки или ноги.

Таким образом, упражняясь с боксерским мешком, ученики имеют большие возможности для отработки атакующих и встречных ударных действий. В это же время эффективность этих упражнений будет значительно выше, если ученики будут руководствоваться следующими положениями:

Все удары должны наносится из боевой стойки и с разной дистанции.

Одиночные удары должны быть резкими и отрывистыми с акцентированным криком.

Серии ударов следует наносить быстро, не «смазывая» ни один из ударов и по возможности используя акцентированный крик при каждом из ударов.

Нанося удар, необходимо зафиксировать ударную поверхность на цели, концентрируя на ней всю энергию удара, после чего мгновенно вернуть ударную поверхность в исходное положение.

Все удары должны выполняться на выдохе.

Скорость удара на последней трети пути должна быть максимальной.

Не рекомендуется при нанесении ударов отталкивать мешок от себя.

Для отработки точности удара при отходе используют

подвижный боксерский мешок. Держа мешок в руках, инструктор двигается вперед на ученика, задача которого состоит в том, чтобы передвигаясь, нанести сильный и точный удар из любого положения [7].

Упражнения на лапах. С помощью упражнений на лапах можно отрабатывать такие умения занимающихся как:

1. Четкость выполнения ударного движения.

2. Точность и силу удара.

3. Своевременность включения и выключения групп мышц, принимающих участие в ударном движении.

4. Правильность выбора дистанции для атаки.

5. Страховку во время нанесения удара и быстроту выхода после атаки.

6. Четкость выполнения атакующих, встречных, защитных и контратакующих действий.

При выполнении упражнений на лапах необходимо следить за тем, чтобы ученики наносили удары максимально быстро и сильно в различных ситуациях (при атаке, после защиты, навстречу и т.д.), с разной дистанции, чередуя напряжение мышц во время удара с их расслаблением. В случае если ученик допускает в своих действиях ошибки, ему следует предложить выполнить упражнения сначала в замедленном темпе и лишь после того, как он стал действовать правильно, предложить постепенно увеличивать скорость и силу ударов. Атаку и контратаку с самого начала следует совершенствовать в широком тактическом диапазоне, т.е. с различной дистанции, с использованием различных передвижений, из левосторонней и правосторонней стойки и т.д.

Для отработки реакции учеников можно использовать следующее упражнение на лапах. Инструктор надевает лапы на руки и прячет их за спиной. Затем на доли секунды выносит то одну, то другую руку. Задача ученика состоит в том, чтобы, мгновенно среагировав на действия инструктора, нанести точный сильный технически правильный удар [7].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.