Рефераты. Рекреационный потенциал и перспективы развития рекреации и туризма в Тюменской области

 

2.2.2 Древние исторические города и поселения

Тюмень. 29 июля 1586 года было начато строительство Тюменского острога, ставшего первым русским городом в Сибири. Основатели острога воеводы Василий Сукин и Иван Мясной выбрали для его строительства территорию, защищенную от нападений неприятеля берегами рек Туры и Тюменки. Первыми жителями острога стали стрельцы и служилые казаки.

Тобольск. Летописные источники повествуют о том, как летом 1587 года на берег Иртыша высадилось 500 казаков, выстроивших из лодок, на которых они приплыли, небольшой острожек. Отряд стрельцов, возглавляемый письменным головой Данилой Чулковым, дал новому городу имя Тоболеск, произношение которого впоследствии упростилось, и город стал именоваться Тобольском.

Ишим. В 1632 году в устье реки Ишим был построен Ишимский острожек, предназначенный для защиты местных жителей от нападений отрядов, оставшихся верными хану Кучуму. Это поселение стало одним из первых опорных пунктов освоения русскими Приишимья.

Ялуторовск. Ялуторовская слобода была основана в середине XVII века на месте татарского поселения Явлутор. Ее первыми жителями были служилые казаки, однако, вскоре Ялуторовскую слободу, окрестности которой были богаты плодородными землями, начали заселять переселенцы и беглые крестьяне из Европейской России.

Заводоуковск. Город Заводоуковск расположен на реке Большой Ук (приток Тобола) в 96 км к юго-востоку от областного центра — города Тюмени. История города начинает свой отсчет с 1729 года — именно к этому времени относятся первые упоминания о деревне Уковская.

с. Покровское. Село Покровское – родина Григория Распутина – имеет почти столь же почтенный возраст, как и сам Тобольский Тракт, по которому в свое время прошагало немало известных в России людей. За околицей села стоял дом – пересыльный пункт. Через этот “Покровский постой” прошли в свое время А.Н. Радищев, Ф.М. Достоевский, многие декабристы. (табл. 9):


Таблица 9. Древние исторические города и поселения.

Исторический

город

Год основания

Наиболее значимые

объекты

Современное

 состояние города

1

Тюмень

1586

Тюменскийстрог, крепость 18 века, Тюменский кремль

Туристический центр

2

Тобольск

1587

Тобольский кремль

Туристический центр

3

Ишим

1632

Ишимский острог

Туристический комплекс

4

Ялуторовск

XVII века

Монастыри


5

Заводоуковск

1729

Музеи


6

с. Покровское


Фамильный дом Г. Распутина, постоялый двор Тюменского тракта


7

с. Абалак


Абалакский монастырь

Центр паломничества в Сибири


Таким образом, можно сделать вывод о том, что Тюменская область в силу своего исторического развития, располагает значительным историческим потенциалом. Это выражается в достаточном количестве городов, чья история насчитывает более 2, а то и 3 столетий. Само собой наличие таких населенных пунктов предполагает наличие в них достаточного количества архитектурных и прочих сооружений имеющих культурную и историческую ценность.

 

2.2.3 Археологические памятники

Археологические исследования свидетельствуют, что территория Тюменской области начала осваиваться людьми ещё в каменном веке. В период мезолита (среднего каменного века), отстоящего от наших дней примерно на 10-12 тыс. лет и относящегося к началу послеледниковой эпохи, она была заселена практически вся — от её южных границ до северных. Материалы стоянки Катенька в окрестностях г. Ишим свидетельствуют, что люди уже владели техникой расщепления камня на узкие и тонкие ножевидные пластины, которые служили для разделки мяса, раскроя шкур, использовались как вкладыши более крупных составных орудий. На мезолитических поселениях, обнаруженных в бассейне Конды, исследованы остатки полуземлянок и не углубленных в грунт построек, обитатели которых с луками, дротиками и копьями охотились на лося, северного оленя, пушного зверя и птицу, а также, видимо, ловили рыбу.

Период неолита (нового каменного века) начался на территории Тюменской области в VII-VI, а закончился в IV тыс. до н. э. В рамках этого отрезка времени, судя по значительному количеству относящихся к нему памятников, произошёл существенный рост численности населения края. Не прекращался и приток на рассматриваемую территорию выходцев из других областей, в том числе групп, прародину которых многие учёные предлагают искать в Приаралье, Прикаспии или ещё более далёких районах.

К энеолиту (меднокаменному веку) на территории Тюменской области принято относить археологические памятники III тыс. до н. э. Следов местной металлообработки на относимых к энеолиту тюменских памятниках пока не зафиксировано, да и сами найденные на них изделия из меди единичны. Поскольку их роль в повседневной деятельности людей не могла быть существенной, ведущее место в производстве на протяжении все­го этого периода по-прежнему занимал камень. Не произошло в энеолите и сколько-нибудь заметных перемен в занятиях населения по сравнению с предшествующей эпохой. Даже, несмотря на то, что жители южных районов области в это время вполне могли познакомиться с некоторыми видами домашних ещё не было, в хозяйстве продолжали безраздельно господствовать охота и рыболовство. Энеолитические памятники, изученные на юге области, принадлежат нескольким археологическим культурам, в том числе липчинской, шапкульской, андреевской и др. [14]

В бронзовый век население Западной Сибири вступило в начале II тыс. до н. э. Быстрое внедрение в производство металла, утверждение скотоводства и земледелия совершили настоящий переворот в жизни лесостепных и отчасти южнотаёжных племён. Высокие темпы их социально-экономического развития определялись не только благоприятным природным окружением, но и широкими культурными связями. Их поддержанию способствовали распространение колёсных повозок, навыков верховой езды, а также очевидные выгоды обмена, без которого лишённое залежей меди и олова население Западно-Сибирской равнины было не в состоянии развивать собственное бронзолитейное производство.

К настоящему времени наиболее полно изучены древности бронзового века, сосредоточенные на юге области. Материалы этих многочисленных селищ и могильников свидетельствуют, что даже на этой сравнительно небольшой территории в данный период обитали носители разных культур. Часть из них - алакульская, фёдоровская, черкаскульская - рассматриваются как андроновские, а в этнолингвистическом плане получили индоиранскую атрибуцию. Спорной является гипотеза индоиранской принадлежности ташковских групп. Более поздние пахомовская, сузгунская и бархатовская культуры сложились в результате взаимодействия андроновского населения с инокультурным окружением.

Железный век на территории Тюменской области начался во второй четверти I тыс. до н. э. Появление первых привозных изделий из нового металла, освоение сыродутного способа его получения из местных руд, овладение секретами кузнечного ремесла — всё это вошло в повседневную жизнь людей не сразу. Поэтому период, продолжавшийся вплоть до середины I тыс. н. э., на который пришлось становление чёрной металлургии, обычно называют ранним железным веком.

Ярче всего особенности развития северных и южных областей региона в раннем железном веке проявились в сфере социальной. Лесостепные скотоводческо-земледельческие группы - носители баитовской, гороховской, саргатской и ряда других археологических культур, в среде которых быстрыми темпами шли процессы имущественного и социального расслоения, усиления власти вождей, создания военно-иерархических структур и крупных племенных конфедераций, — явно развивались по пути превращения в раннеклассовые общества.

Археологические памятники второй половины I и значительной части II тыс. н. э. принадлежат средневековой эпохе, представляющей особый интерес как период формирования тех урало- и тюркоязычных народов, которые до настоящего времени проживают на территории Тюменской области. Около IX в. здесь складывается байкальская культура, просуществовавшая вплоть до XIV-XV вв. Её носителей многие учёные склонны рассматривать как одну из южных групп угров, в среду которых активно внедрялись тюркские этнические элементы. Усилению этого процесса способствовали монгольские завоевания и образование Золотой Орды, стимулировавшие перемещение на север многих степных тюркоязычных групп, принявших наряду с лесостепным населением участие в формировании сибирских татар. В VII-XIII вв. в бассейнах рек Тура, Тавда и в прилегающих к ним южнотаёжных районах существовали молчановская и юдинская культуры, памятники которых, скорее всего, отражают процесс выделения из обско-угорской общности предков манси. О проживании этого народа в лесном Зауралье говорят и данные топонимики.

 

2.2.4 Объекты религиозного туризма

Церкви и храмы.

До присоединения Сибири к Российскому государству Абалак был татарским селением, название которого, предположительно произошло от имени татарского князя Абалака — сына сибирского хана Мара. При покорении Сибири Ермаком Абалак стал местом решающих сражений. В 1585 году отряд Ермака одержал победу под Абалаком над превосходящим его во много раз татарским войском. В краткой Сибирской (Кунгурской) летописи сообщается о явлении Святителя Николая Ермаку вскоре после битвы под Абалаком, в котором он возвестил, что этому месту суждено стать "жилищем Бога". В летописных источниках можно обнаружить упоминания о чудесных знамениях, неоднократно предвосхищавших появление на этом месте монастыря. (Приложение 1)

В XVII веке в Абалаке поселяются русские. Со временем это место становится русским селом. В 1636 году в Абалаке жила бедная одинокая вдова по имени Мария. Ей неоднократно являлись знамения, в которых говорилось о том, что она должна поведать жителям Абалака о необходимости строительства церкви во имя иконы "Знамения" Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с пределами — по одну сторону святителя Николая, а по другую преподобной Марии Египетской. Архиепископ Тобольский Нектарий дал благословение на строительство церкви, в котором принимало участие много народу жившего в Абалаке и в Тобольске. В это же время к расслабленному крестьянину Евфимию приходит нищий Павел, и говорит: "Евфимий" В Абалаке строиться церковь по велению Божию, во имя "Знамения" Богородицы, Святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть Господь, по вере твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни". После получения благословения архиепископа Нектария, образ был заказан Евфимием протодиакону тобольского Софийского собора Матфею, который в то время был одним из самых искусных тобольских иконописцев. Когда икона была написана, Евфимий получил чудесное исцеление, и сам понес написанный образ в собор для освещения. С тех пор жители Абалака и паломники неоднократно становились свидетелями исцеления тяжелобольных при помощи иконы Абалакской Божией Матери. Летом 1665 года в окрестностях Тобольска шли проливные дожди, грозившие стать причиной неурожая и голода. Тобольский архиепископ Корнилий послал священный собор в село Абалакское, откуда крестным ходом с 7 по 8 июня Чудотворная Икона была принесена в Тобольск. После состоявшегося молебна облака рассеялись и дождь прекратился. С тех пор, каждый год Чудотворная Икона Божией Матери приносится в Тобольск из Абалака в дни с 8 по 20 июня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.