Рефераты. Развитие туризма в Феодосии

Генуэзцы по договоренности с Оран-Тимуром приобрели прибрежную полосу земли за значительную сумму (и обязались платить пошлину за ввоз и вывоз из города товаров), построили порт и крепость недалеко от того места, где была Феодосия. Город назвали «Кафа» (в латинской транскрипции часто встречается «Gaffa» с двумя буквами f, у некоторых исследователей – «Кафа»).

Впервые имя Кафа встречается у византийского писателя X века Константина Багрянородного (913-959 гг.) в повествованиях о происшествиях IV века н.э.

К 1318 году Кафа превратилась в крупнейший многонациональный средневековый город. Папа римский Иоанн XII, видя цветущее состояние города, учредил в нем епархию. В этом же году генуэзцы окружили город оградой из бревен, скрепив их цементом, а в 1352 году при консуле Готтифредо де Зоалио начали заменять эту ограду каменной стеной с высокими башнями и несколькими крепко запираемыми воротами.

Через некоторое время Каффу уже надежно защищали две линии мощных крепостных сооружений.

До наших дней сохранились названия только некоторых башен: св. Константина, св. Климента, св. Антония, Доковая, башня Криско, св. Федора (1384 г.), св. Фомы.

Город был разбит на многочисленные кварталы согласно национальным, конфессиональным признакам и профессиональной принадлежности. В районе Карантина армяне имели целый квартал, своего рода крепость Айоц Берд, окруженную каменной стеной. Из 70 тысяч населения Каффы (в других источниках 80 тысяч) 30 тысяч составляли армяне. Они имели в Каффе своего епископа. В уставе Каффы 1316 года упоминаются три древних армянских церкви в городе, а в окрестностях – монастыри. Благодаря острой конкуренции Генуи и Венеции Каффа в XIII – XV веках становится могущественной и процветающей, широко известной в Европе и на Востоке как важный перевалочный пункт на Великом шелковом пути.

В многонациональном городе, кроме значительной прослойки армян, проживали греки, евреи, караимы, итальянцы, грузины, молдаване, русские, поляки, черкесы.

Слава и богатство Каффы росли. Значительное место в торговле со многими странами занимали соляные и рыбные промыслы, продукты животноводства, пшеница.

И чуть ли не главной доходной частью экономики Каффы являлась работорговля, хотя генуэзцы и умалчивали о своей позорной торговле рабами. На продаже рабов генуэзцы наживали несметные богатства. Пленники продавались на невольничьих рынках по очень высокой цене. Их увозили на морских судах в Италию, Египет, Сирию, Турцию. Каффу посещали не только купцы и мореплаватели из разных стран, но и путешественники, ученые, государственные деятели, дипломаты. О ней писали многие византийские историки, летописцы, известные арабские географы.

Путешественники, историк писали, что с начала XV века в Каффе было 6000 зданий в центральной части города, столько же в предместьях, а в более отдаленных районах свыше 11 тысяч. Это означает, что население города Каффы вместе с окраинами действительно составляло не менее 80 тысяч человек. И это был один из самых многолюдных городов не только на побережье Черного, но и Средиземного морей.

Каффинский порт – гавань производил большое впечатление на всех прибывающих с различными миссиями иностранцев. Путешественники, описывая его размеры, приводят внушительные цифры (от 200 и выше) размещавшихся в нем торговых и иных судов. Сюда привозили восточные ткани, китайские шелка, восточные пряности и камни-самоцветы, ломбардское полотно, английское сукно, греческие вина. Русские купцы везли в Каффу знаменитые на весь мир дорогие меха из соболей и куниц, мед и льняные ткани.

Но уже с середины XV века генуэзские колонии стали стремительно слабеть. Это было вызвано теми ограничениями, которые ввела Турция по следованию судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Однако на этом ограничении султан Мехмед II не остановился. В его планы входило полное, безраздельное господство над всем бассейном Черного моря.

В начале мая 1475 года он отправил на Каффу более 300 кораблей с тремя тысячами воинов на их борту и 6-го июня Каффа пала.

Овладев Каффой, турки переименовали ее в Кефе, а еще называли город «Кучук-Истамбул» («Маленький Стамбул») и «Ярым-Истамбул» («Полу-Стамбул»), однако эти названия не прижились. Кефе стала главным городом новой турецкой Крымской провинции и сохранила все свои торговые и административно-политические позиции. Сюда все так же приходили корабли не только из Константинополя, но и многих других стран, процветала работорговля, хотя сам город уже не имел того блеска и величия.

В городе произошла смена населения, стало больше мечетей, бань. Путешественник середины XVII века Эвлия Челеби отмечает в Кефе наличие 80 мусульманских кварталов и сорока немусульманских. Он выделяет новую крепость – Нарын-Хисар, которая, судя по описанию, занимала место армянского укрепления – Айоц-Берд. Были укреплены основания башен Доковой и Константина.

Город не изменил свой архитектурный облик, новая застройка была такой же, как и в генуэзской Каффе. Большинство церквей генуэзской Каффы турки превратили в мечети.

XVII век знаменует собой поворот в исторической судьбе Крыма. Русский и украинский народы принимали решительные меры к пресечению турецких набегов на свои земли. Были предприняты меры по укреплению южных границ и военные походы в Крым еще при Иване III (1556-1559 гг.). Большую роль в этих походах сыграли запорожские казаки. В 1616 году запорожцы под командованием гетмана Конашевича-Сагайдачного взяли Синоп и Трапезунд, а при возвращении на своих челноках-чайках совершили дерзкий налет на Кефе, сожгли и потопили там турецкий флот, освободили тысячи пленников.

В 1628 году четырехтысячный отряд запорожских казаков во главе с гетманом Михаилом Дорошенко полтора месяца держали город Кефе в осаде, а в 1675 году героический поход в Крым совершил 20-тысячный отряд под командованием Ивана Сирко. Взяв главную турецкую крепость Кефе, запорожцы освободили около 7000 невольников. Вторая половина XVIII века ознаменовалась выходом России на берега Черного моря. В 1771 году войска под командованием князя Долгорукого приступом овладели Кефе, в 1774 году по Кучук-Кайнарджийскому договору Крым был уступлен России. В 1783 году Крым был включен в состав Российского государства, а в 1787 году Кефе было возвращено древнее имя – Феодосия.


2.3Феодосия экскурсионная. Экскурсионные объекты города

Туристический бизнес считается одним из приоритетных направления развития экономики Крыма. В последние годы туризм играет все более заметную роль в экономике города Феодосии и феодосийского региона. Природа и богатая история Большой Феодосии в сочетании с музеями и заповедниками, многочисленными памятниками и памятными местами создают благоприятные условия для дальнейшего развития данной отрасли.

Наиболее востребованными экскурсионными объектами региона остаются музеи. В Феодосии, городе с богатыми традициями музейного дела, работают художественные, историко-краеведческие и литературно-мемориальные музеи. Заслуживает внимания тот факт, что история музейного дела в нашем городе насчитывает почти два столетия. Визитной карточкой Феодосии по праву считается основанная в 1880 г. Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского. Феодосийский краеведческий музей, открытый в 1811 г. как Феодосийский музей древностей, является старейшим городским музеем современной Украины. Далеко за пределами Крыма и Украины известны феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина (1970г.) и дом-музей М.А. Волошина в Коктебеле (1980 г.). В текущем году в Феодосии готовится открытие экспозиции музея сестер Цветаевых в составе эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия Волошина». В 2003 г. в городе был открыт частный музей денег. Активная выставочная деятельность ведется на базе народного музея скульптура ВИ. Мухиной и детской маринистической галереи при феодосийской детской художественной школе. Несколько объектов музейного характера расположено на территории Карадагского филиала Института биологии южных морей НАН Украины. Уникальный памятник природы, древний вулкан Кара-Даг, также можно без преувеличения назвать своеобразным музейным комплексом под открытым небом.

В регионе находится много интересных историко-архитектурных памятников. В современной Феодосии угадывается своеобразный архитектурный облик южного провинциального города XIX-начала XX в. Некоторые районы города сохранили следы еще более ранней исторической планировки и застройки. Неповторимый колорит феодосийским улицам придают смешение разных архитектурных стилей, многочисленные здания XIX-начала XX в. Примечательны в качестве объектов экскурсионного показа малые архитектурные формы, участки старинной плитовой и брусчатой мостовой, старинные водопроводные люки и т.п. По концентрации историко-архитектурных памятников особо выделяются исторические районы Феодосии – Караимская слобода, где сохранились следы средневековой планировки улиц, Карантин с обилием средневековых культовых и фортификационных памятников, проспект Айвазовского (Ленина) с линией особняков-дач, построенных в XIX-начале XX.

В программу экскурсий по Феодосии обычно входит знакомство с остатками средневековых укреплений цитадели и городской крепости генуэзской Кафы – турецкой Кефе. Наиболее выигрышными экскурсионными объектами являются башни Св. Константина, Доковая и Круглая городской крепости, стены цитадели с башнями Климента VI, Второй (Криско), остатками крепостных ворот и вылазной калиткой. Сохранившаяся линия городского крепостного рва дает представление о границах Кафы-Кефе.

В городе расположены многие культовые памятники разных религиозных конфессий. Это средневековые армяно-григорианские (Св. Сергия, Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи), армяно-католические (Св. Архангелов Михаила и Гавриила, монастырь Св. Георгия) и православные (Введения во храм Пресвятой Богородицы, мечеть Муфти-Джами, здание бывшей синагоги начала XX в. (совр. Дом офицеров флота), православные храмы XIX-XX вв.

Интересными экскурсионными объектами являются старинные фонтаны – в современной Феодосии сохранились строения четырех средневековых фонтанов и фонтан И.К.Айвазовского (XIX в.), - водохранилища – строение запасного городского водохранилища Феодосийско-субашского водопровода (XIX в.) на Бульварной горке и водонапорная башня «Белый бассейн» (нач. XX в.), - водостоки, водоразборные будки города, родники. К памятникам, связанным с системой водоснабжения города, относится такой объект как конденсатор Зибольда на вершине горы Тепе-Оба. Рассказ о минеральных источниках города можно проводить у скалы-памятника на месте открытия воды «Кафа» («Крымский Нарзан») на Карантине.

В Феодосийском регионе находится много памятников, памятных мест, связанных с важными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся деятелей истории и культуры. В самом городе и его окрестностях довольно много мемориальных зданий, обелисков, монументов, памятных и мемориальных досок, значительно облегающих труд экскурсовода.

Среди экскурсий природоведческой направленности, конечно же, первое место принадлежит морским экскурсиям по Феодосийскому заливу, к вулкану Кара-Даг. Природоведческая тематика в экскурсиях по городу представлена слабо.

Многочисленные археологические памятники Феодосии, к сожалению, практически не входят в число экскурсионных объектов. Это связано, в первую очередь, с невозможностью обеспечения должной охраны таких памятников.

В числе проблемных вопросов развития экскурсионной Феодосии следует отметить существующее пока несоответствие между развитием инфраструктуры курорта и должным сохранением памятников. Беспокоит низкий профессиональный уровень некоторых экскурсоводов. Имеют место попытки – особенно на территории действующих храмов – проведения экскурсий лицами, не имеющими вообще никакой подготовки.

Однако эти и другие проблемы можно решить. Феодосия обладает огромным потенциалом для развития туризма. Наличие в городе и его окрестностях огромного количества разнообразных памятников во многом облегчает работу по превращению туризма в ведущую отрасль экономики города.


2.4 Возможности экскурсионной деятельности в Феодосии


Возможности экскурсионной деятельности в Феодосийском регионе в радиусе 20-30 км огромны: прежде всего, в аспектах исторического, литературного, искусствоведческого, геологического, спелеологического, этнографического характера.

Исторические возможности Феодосии просто уникальны, начиная с периода средневековья и заканчивая XX столетием.

Памятники средневековья лучше всего представляет нам Карантин, где сохранились объекты фортификационного, инженерного искусства – стены, башни, мосты, ров, фонтаны.

Средневековая Кафа сохранилась фрагментарно, но и то, что есть, впечатляет. Башни Константина, Климента VI, Криско (а может Креста) – их высота сегодняшний 9-жный дом. Построены по всем правилам военного искусства: с мерланами (зубцами), контрфорсами, барбаканом – для установки пушек, площадками – настилами – для обзора местности.

Чтобы представить круглую башню – замок для длительной осады – необходимо подняться к башне Джованни-ди Скафа, только внешний диаметр, которой составляет 26 м, толщина стен более 2 м.

Поднявшись на вершину г. Митридат у твоих ног город современный с пляжами, здравницами, набережной, портом, но и город средневековый – крошечный ограниченный по периметру крепостными стенами высотой 10-12 м, длинной более 5,5 км. Ведь недаром средневековую Кафу называли величественной, неприступной, надменной.

Необычно и то, что современный город по площади в 10 раз больше, но по населению – современный и средневековый одинаковы.

Впечатляют не только стены и башни, но и инженерные постройки – мосты и фонтаны. Древнейшие мосты города 14 и 16 веков используются и сегодня как автомобильные и пешеходные мосты, и мост конца 19 века – через железную дорогу.

И все эти памятники истории в запустении.

И проблема состоит в приведении их не только в порядок, а в будущем – в реставрации и превращении их в национальный объект истории для своих сограждан и иностранных туристов. В нашем городе богатые литературно-художественные традиции, здесь переплелись судьбы многих писателей, поэтов, артистов, художников. Кто-то приезжал сюда на отдых и лечение, кто-то на гастроли и работу.

С тех пор прошли десятилетия, но город до сих пор сохранил черты и места, связанные с их жизнью.

Плеяду великих начинает собой А.С.Пушкин. Жаркие августовские дни он проводил в гроте, который сегодня называется пушкинским. Жители города облюбовали маленький сквер, где установлен памятник поэту.

Равнодушным не остался и А.П.Чехов. Он приехал сюда поработать, но как оказалось, «что под южным солнцем гораздо легче взлететь живым в небо, чем написать хоть одну строчку». Так же, как некогда, сидел Чехов у моря на камешках, может посидеть на них каждый из нас. Феодосийцы называют это место до сих пор – Суворинскими камешками – когда-то на этом месте была дача книгоиздателя Суворина, в которой отдыхал Чехов.

Феодосия была для сестер Цветаевых местом душевного покоя. Анастасия и Марина восторгались городом и говорили: «Феодосия – город волшебный, и мы полюбили его навсегда». Посмотреть те же башни и стены, которые когда-то видели они, почувствовать на себе очарование Итальянской улицы, подняться, подойти и постоять возле дома, в котором жила Марина Цветаева – это счастье и для сегодняшнего гостя. Этот дом время сохранило до наших дней. А когда-нибудь осуществится мечта феодосийцев – откроется в этом доме музей – и это будет подарок не только жителям города, но и прекрасный экскурсионный объект для туристов.

Морем грезил с 12 лет А.Грин. Его любимым занятием было бродить по улицам и окрестностям. Это может сделать любой – пройти по улице Галерейной подняться по ступеням и войти в дом-музей Грина, и сразу ощутить романтику гриновского творчества.

На Галерейной находится и музей маринистической живописи – Картинная галерея.

Феодосия издавна славилась своими культовыми сооружениями, своими древними храмами. К сожалению, храмов, возведенных в период средневековья, осталось не так много. Часть их восстанавливается после долгих лет забвения, часть уже действует, а другие ждут своей участи.

Больше всего в городе и окрестностях сохранилось не православных, не греческих, не мусульманских, а храмов армянского народа.

Сегодня сохранилось 6 армянских храмов и один монастырь. Особого почитания заслуживает храм Сурб-Саркиза, связанный с именем Айвазовского, в котором его крестили, венчали и отпевали. И рядом с этим храмом Айвазовский похоронен.

Феодосия – многонациональный торговый город с его татарским Форштадтом, караимской слободкой, армянскими кварталами имеет прекрасную возможность познакомить туристов с этнографическими объектами разных народов.

Бродя в старой части города, по так называемому Карантину, с его древними, узкими улочками, вымощенными булыжником, можно добраться до Фонтанной площади, спуститься по Караимской улице. Здесь находится караимский музей, созданный на общественных началах, а в краеведческом музее есть караимский отдел, где представлены – мебель, посуда, одежда, фотографии древнего народа. А один из самых красивейших особняков, являющейся истинным украшением набережной города, принадлежал когда-то караиму Стамболи, которого в народе называли «табачным королем». Этот дворец, построенный в стиле восточной архитектуры, привлекает к себе всех гостей. Можно осмотреть внутреннее убранство дворца, посетить ресторан, где поражает роскошь деревянной отделки из разных пород древесины, мраморными каминами, фонтаном, зимним садом. Благодаря ресторану, дворец отреставрирован снаружи и внутри. В ресторане со временем, возможно, будут готовить блюда караимской кухни. Не исключено, что дача станет музеем, и тогда большой популярностью в городе будет пользоваться этнографическая экскурсия – «По следу малого, но гордого караимского народа».

Не только караимы оставили свой след в истории города, но и греки, итальянцы, татары, руками которых построены храмы, мечети. В 16-17 столетиях в Кафе было создано более 60-ти мечетей. К сожалению, люди разрушили эти памятники мусульманской архитектуры, и сегодня осталась только одна мечеть, Муфтий-Джами, действующая как в былые дни, пять раз в сутки, звучит азан - призыв к молитве.

А напротив святое место мусульман – фундамент другой мечети Селим, где собирается тысячи татар в первый день весеннего праздника Курбан-байрам, и обращаются с молитвой к Аллаху до восхода солнца. Это место на территории матросского парка.

Так что рекреационный потенциал у Феодосии большой и не до конца использованный.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Крым обладает большими возможностями для развития самых разнообразных видов туризма. Мягкий климат способствует круглогодичной туристской деятельности. Сочетание гор и моря позволяет значительную часть туристских маршрутов совмещать с отдыхом на берегу моря.

Крымские курорты продолжают оставаться популярными среди граждан России, Украины, Беларуси, Италии, Германии.

В последнее время в Крыму делается немало в сфере благоустройства городов, обеспечения чистоты пляжей и морской воды, но все-таки до уровня европейских городов – курортов еще расти и расти.

Говоря о Феодосии, городе, которому более XXV веков, можно отметить, что здесь есть возможность развивать все основные направления туризма.

Многие памятники истории и архитектуры Феодосии требуют инвестиционных вложений для реставрации и перепрофилирования, так как в некоторых из них находятся санатории и мини гостиницы (дача Стамболи) с ресторанами. Ливадийский дворец тоже одно время использовался как санаторий, но потом был по мере возможности восстановлен (внутренний интерьер) и сейчас один из самых посещаемых туристами, в том числе и иностранцами. В этом плане дача Стамболи была бы не менее привлекательна для туристов в качестве экскурсионного объекта.

Песчаные пляжи Феодосии, если их благоустроить будут привлекать туристов не менее Средиземноморских. Большие неосвоенные территории находятся в районе от Ближних камышей (микрорайон Дружба) до с. Береговое.

Феодосия является регионом, в котором находится много санаториев, баз отдыха, пансионатов, но в основном они используются в летнее время, хотя многие из них рассчитаны на прием туристов круглый год.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Античные государства Северного Причерноморья – Археология СССР. М., 1984.

2. Атлас Феодосии. – Издательство «Провинция». Феодосия, 2002.

3. Бражник А., Шемраев Э. Туристские маршруты Крыма. – Путеводитель. Симферополь «Таврия», 1989.

4. Возможности и перспективы туристического бизнеса. – «Образовательные технологии». Симферополь, 2004.

5. Древний и средневековый Крым. – Симферополь, 2000 – ч.I.

6. Катюшин Е.А. Феодосия. Каффа. Кефе. – Феодосия, 1998.

7. Лихотворник Р. Феодосия конца XIX – начала XX ст. Путешествие со старой открыткой – Феодосия, 2001.

8. Петрова Э.Б. Античная Феодосия. – Симферополь, 2001.

9. Сухоруков В. Знаете ли вы Крым? – Симферополь.

10. Феодосия, мой древний град. – Феодосия. Издательский дом «Коктебель», 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.