Рефераты. Развитие туризма Полярного Урала

Лучше всего отправляться в лыжный поход по южной части Полярного Урала в апреле: в течение него пурга бывает обычно всего 3--5 раз (в феврале -- 10--12), непогода редко продолжается более суток. Ниже привожу описание района от ж.-д. ветки Сейда - Лабытнанги до Карового массива, составленное на основании отчетов из МГЦТК и ЛКТ. Все названия даны по карте масштаба 1:200000 (изд. ГУГК 1988 г.), понятия "правый" и "левый" употребляются в орографическом смысле, из многочисленных вариантов названий перевалов и вершин выбраны наиболее часто употребляемые.

Массив Райиз

Под ним подразумевается обширная горная территория, ограниченная с запада реками Макар-Рузь и Собь, с севера и востока -- железной дорогой, идущей по долине Соби, с юга -- реками Енгаю и Покойник-Шор. Высота центральной части массива достигает 1130 м. В Райизе к настоящему времени лыжниками пройдено более 10 перевалов сложностью от н/к до 2А. К достопримечательностям стоит отнести каньон истока ручья Сев. Нырдвоменшор, где зимой образуется каскад ледопадов, при их прохождении может понадобиться альпинистское снаряжение. Наиболее высокие и интересные перевалы находятся в истоках р. Енгаю: Грандиозный (2А, 1150 м; соединяет левый исток ручья Сев. Нырдвоменшор с долиной Енгаю; лавиноопасен) К югу в 2 км находится красивый пик Топографов (1267 м), его стены поднимаются над дном каров более чем на 500 м. Южнее, на противоположном склоне долины ручья Топографов, расположен пер. Сложный (Спортивный, 1Б, 1010 м; соединяет ручей Топографов -- западный исток реки Енгаю -- и северо-восточный исток р. Макар-Рузь). Несколько особняком на юге массива возвышается г. Чёрная (1030 м), в её западной оконечности пройден лавиноопасный пер. Чёрный (1А--1Б, 844 м; между долинами рек Полайшор и Макар-Рузь). В долине ручья Сев. Нырдвоменшор сохранился один жилой балок. Из пройденных перевалов стоит также отметить пер. Райизский (1Б, 900 м; через плато г. Райиз рядом с высшей отметкой). Массив Райиз удобен для проведения кольцевой части похода.

Собский массив

Официальная география именует так участок Уральского хребта между долиной Соби на севере и массивом Пайера на юге. У туристов принято другое деление: Собским массивом считают участок длиной 35 км от ж.-д. на севере до пер. Аркаматалоу на юге. Максимальные высоты (до 1236 м) сосредоточены в северной узкой части массива, в истоках р. Елец. Здесь известен перевал Леквожский (1Б, соединяет истоки рек Леквож и Собь). Южнее лыжниками пройдено несколько простых перевалов, наиболее популярны из них два: Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис, н/к, 500, соединяет истоки рек Елец и Макар-Рузь) и Кузьтывис (1А, 910, ведёт от р. Елец в долину Степ-Рузь). К югу от г. Макар-Рузь (918 м) хребет понижается, здесь разведан удобный переход из среднего течения р. Степ-Рузь в долину р. Макар-Рузь -- пер. Лесной (н/к).

Массив г. Блюхера

К востоку от водораздела рек Лекхойла и Харуташор расположен обширный массив г. Блюхера (1396). Отсюда берут начало реки Бурхойла, Бол. и Мал. Хараматалоу. Северо-западная часть горного узла имеет ярко выраженный альпийский облик, в бассейне Бурхойлы склоны приобретают сглаженные очертания. В массиве пройдены 5 перевалов. Центральное место занимает перевал Блюхера (он же Азиопа, 1Б, 1100; соединяет правый исток р. Харуташор с долиной р. Бурхойла). С широкого седла перевала легко взойти на в. Блюхера по пологому южному склону. На север плато в. Блюхера резко обрывается к перевалу Маталоу (Высокий, 1А--1Б, 1100; соединяет истоки Бол. и Мал. Хараматалоу). Восточная часть массива представляет собой обширные плато, где выделяется в. Пайтанёл (1116). Северные склоны плато очень круты; южные, постепенно понижаясь, выполаживаются.

Массив Пайер

Высшая точка Полярного Урала -- интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины: Западную (или Южную, 1330 м), Восточную (1217) и собственно Пайер (1472). Гора Пайер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной на фоне плоских и в общем-то невыразительных окружающих хребтов. Известно несколько вариантов подъёма на вершину. Достаточно простой, но иногда лавиноопасный маршрут проходит по кулуарам юго-западной стены, крутизна подъёма не превышает 35--40 грд. на ключевых участках. Это самый быстрый способ восхождения. Несколько более сложные маршруты ведут с перевалов Северный, Западно-Пайерский и Восточно-Пайерский.

К юго-востоку от вершины начинается 20-километровый хребет, разделяющий долины рек Лекхойла и Левая Пайера. Здесь пройдено три перевала: Лекхойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход. На юге хребет резко понижается к р. Бурхойла. Достопримечательность Левой Пайеры -- высокий скальный ригель, перегораживающий долину в 2 км ниже истока. Весной с уступа низвергается грандиозный ледопад высотой более 150 м, обход возможен вдоль левого борта долины по снежным кулуарам. Сам Пайер обходится через перевалы Северный. Все они имеют достаточно крутые склоны, при их преодолении необходимы "кошки". К юго-западу от пер. Западно-Пайерский возвышается красивая скальная вершина Зап. Пайер (1330). Сложность восхождений на нее от 1А (по северо-западному гребню из долины р. Средний Кечпель) до 3А (по северной стене). На юг уходит 15-километровый хребет, отделяющий Левую Пайеру от её правого истока -- р. Ямботывис. Первые 1,5 км от вершины Зап. Пайер до плато (1091 м) хребет представляет из себя узкий скальный гребень с мощными жандармами (так называемая "Пила Пайера", сложность траверса до 3А). Между в. Зап. Пайер и жандармами находится седло пер. Пила Пайера (1Б, 1200).

Сомнемпайский массив

Далее к юго-западу Полярный Урал имеет несколько платообразных вершин, простирающихся на 20 км до Большого Хойлинского Прохода. Из наибольших поднятий следует отметить г. Сомнемпай (1062), в. 982, г. Пайты, г. Верхняя Хойла, г. Географов (1130) и г. Два озера (1065). Все эти плато и вершины условно можно называть Сомнемпайским массивом. От господствующих вершин в южном направлении отходит ряд платообразных хребтов, разделяющих долины рек Ямботывис, Пайтывис, Правая Пайера и Хойла. К северу от основного хребта отходят небольшие отроги, разделяющие истоки Левого и Правого Кечпелей. Склоны плато изъедены глубокими карами, на дне множество озёр, самые крупные из них -- Ямботывис, Пайтывис, Верхняя Хойла.

Юго-западнее Сомнемпайского массива Уральский хребет перерезает широкая долина рек Хойлавис и Хойла. Она получила название Большого Хойлинского Прохода (н/к, 418) и издавна использовалась местными жителями. Дно прохода изрезано древними отложениями со множеством озёр в понижениях. При сильных ветрах здесь наблюдается эффект аэродинамической трубы, что сильно затрудняет движение.

Хойлинско-Лахортинский массив

К юго-западу от Большого Хойлинского Прохода поднимается сильно расчленённый Хойлинско-Лахортинский массив. С севера на юг он протянулся более чем на 20 км, а с запада на восток -- на 18 км. Северо-западная часть массива представлена платообразным поднятием г. Хойлавис с высшей точкой в южной части (1068 м). Восточные склоны плато -- это глубокие кары со стенами 400--500 м (могут быть лавиноопасны). С востока перевальное седло ограничено в. 1084 м -- высшей точкой массива. Из долины р. Труба-Ю в истоки левого притока р. Хойлавис ведет перевал Труба (н/к, 800). К востоку от него расположен 17-километровый платообразный хребет (высшая точка -- г. 1013). Через него есть потенциальный перевал из верховий правого притока р. Хойла. К этой седловине можно также подняться из верховий р. Лахортаегарт через плато г. Малая Лахорта (1017) или из южного цирка пер.

Хордъюсский массив

Он расположен к западу от озера Большая Лахорта и вытянут с севера на юг всего на 7 км. Массив приподнят над озёрной долиной на 400--700 м. Главной достопримечательностью является в. Скальная (1178 м) со значительными выходами скал. Гора имеет две вершины примерно равной высоты, соединённых ажурным гребнем со множеством жандармов, траверс по заиндивевшим скалам представляет большие технические сложности (на уровне 3А). Наиболее простой вариант подъёма на северную вершину -- по северному склону от предгорной тундры (1Б); на южную вершину можно подняться по длинному юго-восточному гребню из долины р. Большая Лахорта (1Б). Более сложные маршруты ведут по восточной стене (2Б) или по северо-западному хребту (2Б) на северную вершину, а по юго-западному ребру (2Б) -- на южную. С верховьями правого истока р. Большая Лахорта и подножием юго-восточного гребня г. Скальная район Лево-Лахортинского прохода связан седловиной перевала 468 м (н/к). В истоке Большой Лахорты расположен красивый и один из популярнейших перевалов через водораздельный хребет южной части Полярного Урала -- Скальный (н/к, 540).

Каровый массив

Южнее Пальникшорского массива расположены редко посещаемые верховья рек Пага и Погурей, Кокпельские перевалы (часто используемые местными жителями) и Каровый массив, примыкающий к главному хребту. Массив вытянулся с севера на юг на 25 км, а с запада на восток -- на 15 км. Высшая отметка -- 1142 м. Горы здесь резко ассиметричны, обрываясь на запад почти непрерывной стеной на всём протяжении массива и плавно теряя высоту к востоку. С севера Каровый массив ограничен долиной истоков Малой Лахорты и Лахортаегарта. Из-за значительной удалённости от железной дороги Каровый массив практически не посещается. Это одно из интереснейших мест Полярного Урала, своеобразный "затерянный мир". Южнее хребет сильно понижается к Кокпельским перевалам и повышается уже при приближении к северным границам Приполярного Урала, там расположены в. 1365, г. Грубеиз (1435) и г. Лемваиз (1421).


3.3 Возможные виды туризма


На Полярном Урале возможны лыжные походы 3-6 к.сл. Отсутствие леса накладывают особые требования к снаряжению и навыкам путешествующих здесь туристов. Необходимо нести искусственное топливо на весь поход, уметь строить ветрозащитную стенку и т.д. Маршруты 3 к.сл. возможны в массивах Пайер, Рай-Из, в хребтах Ханмей и Харбей. Техническая сложность может быть при этом достаточно высокой (траверс Пайера, перевал Грандиозный (1Б-2А) в Рай-Изе и т.п.). Более протяженные походы обычно либо охватывают значительную часть хребта на север или на юг от долины Соби, либо состоят из двух колец, также к северу и к югу от железной дороги Сейда-Лабытнанги. Маршрут 6 к.сл. возможен в северной части с максимально полным охватом района и "сбором" всех технически сложных препятствий.

Так же возможны водные маршруты до четвёртой категории сложности. Полярный Урал изрезан густой сетью рек, ручьев и временных водотоков, несущих свои обильные воды на запад - в Печору, на север - в Байдарацкую губу и на восток - в Обь. До настоящего времени по большей части рек Полярного Урала, кроме Кары, Соби, Кожима, Лемвы, Войкара и некоторых других, туристы не ходили. Тем не менее, многие крупные реки и их притоки очень живописны и представляют большой интерес для туристов-водников. Местами реки протекают сравнительно близко от железной дороги, они вполне доступны для плавания по ним на байдарках и мелкосидящих лодках почти до истоков.

Первые пешие туристские посещения Полярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребта через один из низких перевалов (по-местному - "проходов") и движением по долинам в сторону ст.Полярный Урал или ст. Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть, туристы стали активно проникать непосредственно в горы, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки: траверс Пилы Пайера, самого Пайера и восхождения на в.Скальная. К концу 80-х годов основной акцент туристских маршрутов сконцентрировался на технически насыщенных маршрутах в районе массива Рай-Из, вплотную примыкающего к Лабытнангской ветке Северной железной дороги и "походах на Пайер". Выбор комбинированного маршрута на мой взгляд позволяет значительно расширить как географические, так и спортивные рамки похода. Смена вида деятельности от волока до сплава, от работы в горах до преодоления огромных водных пространств позволяет на практике получать разнообразные знания и навыки, часто недоступные в одном виде туризма.

Заключение


Выбрав тему "Возможности спортивного туризма Полярного Урала", принимала во внимание регион с огромным потенциалом туристских маршрутов, и в будущем имеющий все перспективы для развития спортивных видов туризма. Название этому региону Полярный Урал. На мой взгляд - один из самых привлекательных регионов в России.

Рассмотрев географическую характеристику Полярного Урала можно с уверенность сказать что, будущее развитие данной территории неизбежно. Так как край суров и красив, на его покорение отваживаются люди сильные духом и физически. Человека всегда привлекало непознанное и неизвестное.

Говоря о туристических возможностях Полярного Урала, обращаю внимание на то, что со спортивной точки зрения местность пригодна для маршрутов высокой категории сложности. Лыжные и пешие до максимальной шестой категории сложности, водные до четвёртой. Популярные места: Каровый массив, Хордъюсский массив, Массив Райиз, Собский массив и другие.

Уникальность пересечённой местности делает маршруты технически насыщенными. Целью данной работы было определение спортивных возможностей Урала. Вполне очевидно, что разработка и внедрение туристских маршрутов является крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на них, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успех и развития туризма на Полярном Урале.

Список использованных источников


1.                 Биржаков М.Б. Введение в Туризм - СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000.-192стр.

2.                 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие - М.: Нолидж - 1996.-312 стр.

3.                 Данилова Н. А. и Кеммерих А. О. Времена года Изд-во Мысль, 1964

4.                 Земля Ямал: альбом ямальских экспедиций В.П. Евладова. - М.: Советский спорт, 1998.-184 стр.

5.                 Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер - 3-е изд., с изм. и доп. - М.: Профиздат, 1985.-272 стр.

6.                 Маршрутная книжка туристского спортивного похода. Туристско-спортивный союз России. М.: 1005.-82 стр.

7.                 Приходько Ю. П. Туристские походы по Приполярному Уралу. "Известия Коми филиала ВГО", вып. 4, 1957.

8.                 Стукалов А.И. Экологический туризм и рациональное природопользование на Севере. В справ. "Туристские Фирмы". Вып. 17. - СПб.: ОЛБИС, 1998.- 81 стр.

9.                 Туристские маршруты / Сост.: Г.Н. Семивол, К.Е. Шапакина. - М.: Профиздат. 1982.- 176 стр.

10.             Туризм в СССР / Составитель В.В. Новоспасский - М.: Профиздат, 1983.

11.             Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Советский спорт, 1999.- 308 стр.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.