Рефераты. Развитие туризма Полярного Урала

Итак, поход 1 к.с. это, с одной стороны, самый простой спортивный поход, с другой стороны, это спортивное мероприятие. Успешно пройдя его, каждый участник выполнил требования на получение 3-го спортивного разряда по спортивному туризму. Для 2-го разряда требуется еще 2 похода: 2 и 3 к.с. Но для 3-го разряда достаточно пройти поход 1 к.с.

Требования к походам различных категорий сложности определяются в соответствии с таблицей нормативов.

Виды туризма и характеристики походов

Категории сложности походов

1

2

3

4

5

6

Продолжительность похода в днях (не менее)

6

8

10

13

16

20

Протяжённость походов в км (не менее)

 

 

 

 

 

 

Пешеходные

130

160

190

220

250

300

Лыжные

130

160

200

250

300

300

Горные

100

120

140

150

160

160

Водные (на гребных судах)

150

160

170

180

190

190

Велосипедные

250

400

600

800

1000

1200

На мотоциклах

1000

1500

2000

2500

3000

-

На автомашинах

1500

2000

2500

3000

3500

-

Спелео походы (число пещер)

5

4-5

1-2

1-2

1

1


Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группами под контролем руководителя-инструктора. Участки маршрута преодолеваются в определенном порядке с выделением направляющего и замыкающего; инструктор-руководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от ККС прогноз погоды.

3. Туристическая характеристика Полярного Урала

 

3.1 Подъезды


Большинство маршрутов начинается от железной дороги. В массивы Райиз, Собский, Пайерский и Сомнемпайский путь лежит от станций Собь, Харп, 110 км (пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомнемпайскому, Хойлинско-Лахортинскому, Хордъюсскому, Пальникшорскому и Каровому массивам можно добраться от станции Сивая Маска, а к самым южным массивам -- от станций Абезь и Шор. Наибольшое удаление Полярного Урала от железной дороги составляет около 60 км.

Например, для заброса на реку Лонготьеган необходимо сначала добраться до станции Сейда, расположенной на перегоне Котлас-Воркута. Поезда здесь ходят довольно часто, их количество увеличивается в период летних отпусков. На станции надо пересесть либо на поезд "Воркута - Лабытнанги", либо на поезд "Москва - Лабытнанги". Первый подается под посадку за полчаса до отправления, в 10.24; второй отправляется после двухминутной стоянки в 14.25.

Далее действовать нужно в зависимости от выбранной точки начала сплава:

1. Если сплав решено начать от вездеходного брода, пересекающего реку в 12 километрах от ее истока, то выходить надо на остановочной платформе "110-й километр" (в некоторых старых изданиях указан "106-й км", но в настоящее время этот пункт ликвидирован). Поселок Полярный находится прямо у платформы, в нем можно без особых проблем нанять машину, которая подвезет до стационара геологов Мраморный, расположенного в 26-ти километрах от поселка, либо, если повезет, вездеход, который может подбросить до самого берега Лонготьегана. В первом случае в Мраморном нанять вездеход.

При наличии желания и возможностей весь путь в 51 км можно проделать пешком по дороге, при этом необходимо учитывать, что очень часто придется форсировать водоемы.

Возможна также проводка судов вверх по реке Большая Пайпудыня с последующим волоком на Лонготьеган.

2. Если поход начинается от авто-,железнодорожного моста, расположенного в 70-ти километрах от истока, то ехать по ветке Сейда - Лабытнанги, а точнее, по ветке Чум - Лабытнанги (Чум - следующая станция после Сейды в сторону Воркуты, но она настолько мала, что поезда на ней, кроме местных, не останавливаются), надо до станции Обская. Эта станция предпоследняя для обоих поездов.

От нее должен ходить какой-нибудь железнодорожный состав по ветке на п-ов Ямал, но сведения о его расписании и виде нашей группой получены очень противоречивые. Дорога пересекает реку на 72-ом километре, возможно, что об остановке придется договариваться с машинистом.

Поэтому лучше будет на поезд не надеяться, а на этой же станции нанять машину, которая довезет до железнодорожного моста через Лонготьеган. Автомобили переправляются через реку по этому же мосту. Нанять машину можно, скорее всего, без труда, поскольку движение на трассе сравнительно оживленное, и она доступна для обычных легковушек.

В обоих случаях заезд на маршрут можно осуществить и из Лабытнанг, куда ходит паром из города Салехарда. В Салехард баз проблем можно долететь самолетом, рейсы совершаются регулярно из Москвы, Тюмени, Омска.

При договоре с водителем следует учитывать, что:

1.                 Время в данной местности на два часа опережает московское.

2.                 Местные жители называют реку Лонготьеган Лонготом.

3.                 Приработок на перевозке людей, занимающихся летними видами туризма, здесь не распространен, поэтому торговля вполне уместна, причем желательно показать свое знание данных местности и нравов, поскольку местные жители могут запросто обмануть. В худшем случае можно попасть на другую реку.

Пути выездов с маршрута:

I. Для выезда с маршрута необходимо добраться до селения Халас-Пугор (Халас-Нугор, Халасьпугор в разных транскрипциях), стоящего на Малой Оби. Из него надо выехать либо в город Салехард, либо в город Лабытнанги.

Сведения о движении речных судов по Оби получены от местных жителей очень скудные и обрывочные. Здесь приводится вся совокупность данных, которыми располагает группа.

1. В Салехард можно доехать на "Метеоре", который ходит по протоке Малая Обь и бывает в Халас-Пугоре раз в неделю.

2. По Большой Оби "Метеор" ходит два раза в день. Его важнейшие остановки: Аксарка (30 км от Халас-Пугора), Хорсаим (25 км), Горнокнязевск (45 км). Все эти пункты расположены на другом берегу реки, первые два довольно крупные.

3. Из Горнокнязевска до Салехарда кратчайшая дорога проходит по суше, так как русло реки образует в этом районе колено.

4. В любом из вышеперечисленных селений, правда, с разной долей вероятности, могут найтись люди с плавсредством, имеющие возможность вас доставить в тот или иной пункт, в зависимости от договоренности. Следует учесть, что расстояние от Халас-Пугора до Салехарда и до Лабытнанг равно и составляет примерно 55-60 км.

5. Из Салехарда ходит паром в Лабытнанги, отправляющийся по мере наполнения (примерно один раз в час). Переезд занимает 25 мин.

Паром начинает ходить в 6.00, заканчивает в 23.00. Пристань и паромная переправа в Лабытнангах находятся рядом, тогда как в Салехарде они расположены довольно далеко друг от друга.

6. И в Салехарде, и в Лабытнангах паромная переправа, а в последнем еще и пристань, находятся примерно в 7-ми км от города. Ни на той, ни на другой стороне реки автобусы не ходят, хотя объявления о них висят. Однако, различного вида машин множество везде, договориться с водителем можно.

7. Из Салехарда регулярно летают самолеты в Москву, Тюмень, Омск и Нижний Тагил. Аэропорт расположен у города, по пути с паромной переправы.

Из Лабытнанг можно выехать поездом "Лабытнанги-Воркута", отправляющимся в 9.12 или поездом "Лабытнанги-Москва", отправляющимся в 7.00. Касса на вокзале открывается в 5.00, но народ собирается к 4.00. Иногда вечером у кассы лежит бумажка, на которой записывается завтрашняя очередь.

Из-за высокой загрязненности Оби вода в Лабытнангах привозная и находится в большом дефиците. На вокзале, правда, есть маленький кранчик, но если из него и течет, то очень мало, а обычно к вечеру он пересыхает. Воду можно взять из поезда "Москва-Лабытнанги", который стоит на втором пути, а вечером приходит около 21.00. Примерно в 22.00 в нем начинают менять воду, старую при этом просто сливают. Если договориться с проводником, то водой можно запастись прямо из крана его купе.

В этом же поезде можно переночевать при наличии у вас билетов на завтрашний день, расположившись прямо в своем вагоне. Ночевка в плацкарте стоит 15.000 рублей (здесь и далее цены приводятся в неденоминированных рублях).

При вынужденной ночевке на вокзале удобнее всего расположиться в его левом крыле (от перрона), у автоматических камер хранения, однако, на это место обычно претендует много народа. С маршрута можно также выйти от авто-,железнодорожного моста на п-ов Ямал, расположенного в 70-ти км от истока Лонготьегана.

 

3.2 Наиболее популярные районы Полярного Урала


Южная часть Полярного Урала - наиболее привлекательная в туристском отношении и наиболее посещаемая туристами-спортсменами. Южнее долины р. Собь более чем на 200 км протянулась узкой полосой (до 25--30 км) южная часть Полярного Урала. Поперечными долинами Уральский хребет разделён на отдельные массивы. В южной части Полярного Урала представлены как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Глубина долин достигает 600--800 м. Здесь, по сравнению с северной частью Полярного Урала, перевалы расположены на значительно большей высоте (400--1000 м над уровнем моря) и подъём на них более крут и высок. Первые посещения туристами южной части Полярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребта через один из низких перевалов и движением по долинам в сторону ж.-д. станций Полярный Урал или Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть района туристы начали активно осваивать горы, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки: траверс Пилы Пайера, самого Пайера и восхождения на в. Скальная. К концу 80-х годов стали популярны маршруты в районе массива Райиз и "походы на Пайер".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.