Рефераты. Развитие силовых способностей человека

Следует также иметь в виду такие специфические по­казатели, характеризующие тренирующий эффект средств силовой подготовки, как абсолютная и относительная сила, качественная и количественная характеристики, стойкий и временный характер.

Об абсолютной силе тренирующего эффекта следует говорить в том случае, когда необходимо оценить эффек­тивность двух или более средств для того, скажем, чтобы выбрать наиболее действенное из них. Относительная сила тренирующего эффекта - это та же оценка дейст­венности средств, но уже с учетом реального уровня спе­циальной подготовленности атлета. Качественная и коли­чественная характеристика тренирующего эффекта высту­пает соответственно как оценка его специфического выражения и величины прироста в уровне функциональ­ных показателей организма спортсмена. И, наконец, стойкий и временный характер тренирующего эффекта оценивают длительность его сохранения.

Рассмотренные специфические показатели и некото­рые особенности тренирующего эффекта силовых средств недвусмысленно свидетельствуют о тех сложностях, с ко­торыми сталкивается тренер, планируя содержание и направленность силовой подготовки спортсмена. И поскольку достаточно убедительных оснований к подбору силовых средств с учетом этих показателей и особенностей у него, к сожалению, еще очень мало, то и вероятность успеха в достижении желаемого уровня силовой подготовленности спортсмена также очень мала. Чтобы ликвидировать этот очевидный пробел, необходимо, во-первых, обратить серьезное внимание на объ­ективную оценку тренирующего эффекта силовых упраж­нений, которыми располагает практика сегодняшнего дня и, во-вторых, организовать научный поиск, ориентирован­ный на разработку теоретических положений и методиче­ских решений, связанных с реализацией кумулятивного эффекта комплексного применения силовых средств. Скажем прямо, что в этом отношении сделано еще очень и очень мало. Правда, некоторые обобщения уже воз­можны:

1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровня физической подготов­ленности спортсмена, тем более достигнутого с помощью этого средства.

2. Применяемые средства должны обеспечивать опти­мальный по силе тренирующий эффект относительно теку­щего функционального состояния организма спортсмена.

3. Следы предыдущей работы изменяют тренирующий эффект любого средства.

4. Тренирующий эффект комплекса средств определя­ется не только и не столько суммой раздражителей, сколь­ко их сочетанием, порядком следования и разделяющим их интервалом.

5. Состав средств специальной силовой подготовки в целом должен включать комплекс специфических раздра­жителей, обеспечивающих формирование требуемой для данного вида спорта структуры силовой подготовленно­сти с учетом конкретного уровня спортивного мастерст­ва атлета.

Для разработки методики силовой подготовки очень важен еще один вопрос.

Тренирующий эффект возникает в результате много­кратного и систематического повторения  комплекса, средств. Вся сумма содержащихся в нем специфических воздействий на организм спортсмена понимается как тренировочная нагрузка. Существенными характеристика­ми тренировочной нагрузки являются: ее результирую­щий эффект (качественная и количественная оценка достигнутого уровня специальной работоспособности спортсмена), состав или содержание (комплекс применяемые средств), структура (соотношение средств во времени и между собой), объем (мера количественной оценки тренировочной работы) и интенсивность (мера напряженности тренировочной работы).

Задача тренировочной нагрузки заключается в до­стижении высокого тренировочного эффекта за счет ра­циональной организации состава и структуры нагрузки при ее оптимальном объеме и интенсивности.

Нагрузка приводит к успеху, если средства, составля­ющие ее, обладают достаточным тренирующим эффектом, т. е. способны вызвать в организме определенные приспособительные реакции. Особенное значение это имеет для спортсменов высшей квалификации, поскольку те средст­ва и методы, которые они использовали на предыдущих этапах подготовки, уже не способны обеспечить необхо­димый для их дальнейшего роста тренирующий эффект. Поэтому поиск высокоэффективных средств и методов силовой подготовки всегда находился и на­ходится в центре внимания в нашей стране и за рубежом. За последнее время в практику внедрены изометрические и изокинетические упражнения, «ударный» метод разви­тия взрывной силы мышц, метод электростимуляции и т.п. И хотя не все они достаточно изучены и не имеют еще детально разработанной методики применения, тем не менее, они приносят ощутимый успех, подтверждающий тем самым плодотворность и перспективность исследова­ний в этом направлении.

При наличии высокоэффективных специали­зированных средств, рационально организованных в рам­ках того или иного этапа или цикла тренировки, можно достичь высокого уровня специальной работоспособности при значительно меньшем объеме тренировочной работы и в более сжатые сроки.

Но так же из практики известно, что ни одно средство и ни один метод подготовки не может счи­таться универсальным или абсолютно эффективным. Ка­ждый из них может (и должен) иметь преимущественное значение на том или ином этапе тренировки в зависимо­сти от двигательной специфики вида спорта, уровня под­готовленности спортсмена, характера предшествующей тренировочной нагрузки, конкретных задач текущего эта­па тренировки и т.п. Вместе с тем исследования (Ю.В. Верхошанский, 1966. 1970; В.В. Татьян, 1974: А.В. Ходыкин, 1975) убедительно показали, что если го­ворить об абсолютном эффекте силовой под­готовки, то при определенной системе применения раз­личных средств и методов он значительно выше, как по своему качественному, так и количественному выражению, чем при раздельном, неупорядоченном во времени их использовании, и достигается при меньшем объеме тре­нировочной нагрузки.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Если при­меняемые средства не обладают достаточным тренирую­щим эффектом, то фактором, способным стимулировать дальнейший рост специальной работоспособности, стано­вится не столько объем тренировочной работы, сколько специализируемое упражнение, и только в том случае, если оно выполняется в условиях тренировки на уровне рекордных для данного атлета показателей.

Проблема средства в теории и мето­дике спортивной тренировки далеко не исчерпана, и тен­денция к увеличению объема тренировочной нагрузки, характерная для настоящего времени, не должна умалять ее значения и отвлекать внимание специалистов от ее глу­бокого изучения.

Если теперь попытаться представить логическую по­следовательность, которой следует придерживаться как при практическом решении проблемы повышения эффек­тивности методики специальной силовой подготовки, так и при выборе стратегии необходимого для этого научного поиска, то она укладывается в следующую принципиаль­ную схему:

режим — средства — методы — система — объем

Из схемы следует, что средства специальной силовой подготовки должны подбираться на основании объектив­ных количественных представлений о двигательной спе­цифике данного вида спорта и быть адекватны ей по ре­жиму работы организма. Основной критерий при этом - гарантия их тренирующего эффекта для данного уровня специальной работоспособности организма. Следующий шаг - определение адекватного метода, т. е. способа ис­пользования средств исходя опять-таки из специфики двигательного режима, присущего данному виду спорта, а также уровня подготовленности спортсмена, задач теку­щего этапа тренировки н т. д. Весьма перспективным для совершенствования методики силовой подготовки спортсменов представляется реализация принци­па системного применения средств исходя из задачи по­лучения необходимого кумулятивного тренировочного эф­фекта. И, наконец, в качестве последнего условий дости­жения необходимого уровня специальной силовой подго­товленности выступает объем специальной работы, опти­мальная величина которого должна определяться исходя из этапа и текущих задач подготовки спортсмена, кален­даря соревнований, степени интенсивности нагрузки.

Схема подчеркивает, что возлагать надежды на реали­зацию возможностей того или иного параметра нагрузки целесообразно только после исчерпания возможностей предыдущего параметра. Например, не использовав пол­ностью возможности повышения тренирующего эффекта отдельных средств силовой подготовки и их системного применения, не разумно идти по пути увеличения объема нагрузки. Правда, реализация этого положения требует определенного мужества от специалистов, ибо для этого необходимы серьезные исследовательские усилия. И по­скольку увеличить объем тренировочной работы легче и проще, чем найти действительно эффективные средства специальной подготовки, то такой путь очень легко при­нимается практикой.


          4. Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп.

          Укрепление мышц брюшного пресса. Очень важно как для ис­правления общих проблем осанки в кифозе и лордозе, так и предот­вращения травм поясницы. Косые и поперечные мышцы особенно важны в этих целях, потому что они создают внутреннее брюшное давление. Любой можем улучшить свою фигуру, укрепив мышцы брюшного пресса. Главное качество выполнения их, а не количество.


     Лежа на спине, колени разведены и со­гнуты, спина прямая, голова откинута слегка назад. Подняться, обхватив ру­ками под коленами (упражнения наи­более эффективно при подъеме до угла, указанного на картинке), вдавите пояс­ницу в пол и напрягите мышцы живота. Медленно вернитесь в исходное поло­жение

     Все варианты упражнений на пресс по­старайтесь выполнять, поднимаясь до угла, указанного выше.

     Варианты:

     Из исходного положения:

1. Скрестить руки на груди.      .

2. Руки за голову (руки за головой в замок не смыкать, держим свобод­но за ушами, подбородком тянемся к потолку, шея, спина, голова - од­на линия).

3. Вытянуть руки назад за голову.

4. В верхней точке движения (из всех указанных положений выше) сделать паузу или выполнить пульсирующие покачивания.

     Исходное положение то же, руки за головой. Подняться, повернуть туловище в сторону, вернуться в исходное положение и лечь.



     Варианты:

1. Подняться, поворот в одну сто­рону, в другую, затем вернуться в исходное положение.

2. Подняться, наклон в одну сто­рону, вернуться в исходное по­ложение, наклон в другую сто­рону.

3. Подняться и потянуться руками вправо, влево.







     Лежа на спине, ноги согнуты. Согну­тую правую ногу положите на колено левой ноги, руки за голову, локти разведены в стороны. Приподняться и наклониться правым локтем к ле­вому колену.





     Лежа на спине, левую ногу переки­нуть через правую, левую руку в сторону, правой рукой сильно нажать на левое бедро и держать не­сколько секунд.




     Правую ногу вытянуть, левую со­гнуть и приподнять. Правую руку параллельно ног вытянуть вперед, левую поднять вверх. Затем поме­нять положение.


    


    Ноги скрестить и вытянуть вверх. Руки вдоль туловища на полу. Таз немного приподнять, напрячь мыш­цы живота, пятками потянуться к потолку. Поясницу прижать к полу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.