Из полученных данных таблицы 5 видно, что после занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 6%, что на 4% выше, чем в контрольной группе, и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на перекладине) – на 8%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 81% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1% и составили 92% от нормы. Следовательно, наблюдается тенденция к улучшению силовой подготовки футболистов 15–16 лет в результате использования предлагаемого в выпускной квалификационной работе кругового метода тренировки.
На заключительном этапе диагностики были определены показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет в контрольной группе и экспериментальной группе через 6 месяцев после начала эксперимента. Полученные данные приведены в таблице 6 и таблице 7.
Таблица 6. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента (контрольная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
Прыжок в
длину с места
(см)
01
47
15
221
02
43
14
219
03
44
222
04
48
13
223
05
46
06
224
07
08
45
218
09
225
10
51
226
Средние п-ли
46,6
13,9
221,8
Норма
45–50
14–16
220–240
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 6, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в контрольной группе по сравнению с исходными данными улучшились на 8%; и составили 93% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 10% и составили 86% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 3% и составили 93% от нормы.
Таблица 7. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента (экспериментальная группа)
Подтягивание на
перекладине
16
231
49
229
227
59
228
58
53
54
17
230
52,5
15,6
228,1
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 7, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 13%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 99% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 15%, что на 5% выше, чем в контрольной группе и составили 98% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 5%, что на 2% выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от нормы.
Выводы
1. Изучена динамика показателей силовой подготовки футболистов 15–16 лет. На начальном этапе исследования все показатели тестов почти одинаковые и ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 – на 15%; тесту 2 – на 24%; тесту 3 – на 10%; в экспериментальной группе – по тесту 1 – на 16%; тесту 2 – на 27% и тесту 3 – на 9%.
2. Разработано содержание занятий по развитию силовых способностей у футболистов 15–16 лет с использованием метода круговой тренировки. Занятия с футболистами 15–16 лет из экспериментальной группы проводились два раза в неделю. Продолжительность занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть -50 минут. Заключительная часть -10 минут. Тренировочные занятия для развития силовых способностей футболистов 15–16 лет, организованные в форме круговой тренировки, состояли из упражнений на 10–12 «станциях». Упражнения выполнялись в предельном темпе, время работы на каждой станции – 10–15 с, отдыха – 45 с. Величина отягощений от 5 до 40 кг.
Среди упражнений, направленных на развитие силовых способностей у футболистов 15–16 лет, включенных в 3 комплекса круговой тренировки, использовались следующие упражнения:
– из упора лежа на полу – сгибание и разгибание рук (отжимания от пола);
– толчки штанги (30 кг) от груди вверх;
– бег на месте, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного к поясу;
– выпрыгивания вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);
– прыжки толчком двух ног через барьеры (высота -65 см);
– броски набивного мяча (5 кг) в стену;
– толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине;
– приседания со штангой (30 кг) на плечах;
– подъем штанги (25 кг) на грудь;
– поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
– прыжки со скакалкой (толчком двух ног);
– повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах;
– приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.
Таким образом, в комплекс круговой тренировки для развития силовых способностей футболистов обязательно были включены упражнения из трех основных групп:
1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями.
2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания).
3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах).
3. Выявлена эффективность экспериментальной программы по развитию силовых способностей у футболистов 15–16 лет. Через 1 месяц показатели в обеих группах выросли по сравнению с исходными показателями в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 2%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 4%; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на 6%; тесту 2 – на 8%; тесту 3 – на 1%.
По истечении 6 месяцев показатели в обеих группах по сравнению с исходными показателями выросли еще больше. В контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 8%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 10%; тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 3%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на 13%; тесту 2 – на 15%; тесту 3 – на 5%. Таким образом, использование метода круговой тренировки позволяет повысить уровень развития силовой подготовки футболистов 15–16 лет.
Список литературы
1. Безруких, Н.А. Возрастная физиология/ Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 128 с.
2. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов/ М.А. Годик. – М.: Олимпия, 2006. – 221 с.
3. Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 187 с.
4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. – Минск: Образование, 2005. – 236 с.
5. Бишопс, К. Единоборство в футболе/ К. Бишопс, Х. Герардс. – М.: Терра-спорт, 2003. – 167 с.
6. Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 59 с.
7. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. – М.: Физическая культура и спорт, 2000. – 247 с.
8. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. – СПб: Питер, 2008. – 128 с.
9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 200. – 176 с.
10. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов/ Н.М. Люкшинов. – М.: Советский спорт, 2006. – 420 с.
11. Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 319 с.
12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Первый этап (8–10 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 110 с.
13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Второй этап (11–12 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 140 с.
14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13–15 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 204 с.
15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Четвертый этап (16–17 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. –166 с.
16. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов/ М. Кук. – М.: Астрель, 2003. -127 с.
17. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов/ Г.А. Лисенчук. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 271 с.
18. Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский. – М.: Физическая культура и спорт, 2005. – 61 с.
19. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов/ Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. – 285 с.
20. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. – М.: Астрель, 2007. – 234 с.
21. Куватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Куватов. – М.: Олимпия, 2006, – 127 с.
22. Ланда, Б.Х. Методика комлексной оценки физического развития и физической подготовленности/ Б.Х. Ланда. – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.
23. Лозовая, Г.В. Общая и возрастная психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 123 с.
24. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт, 1982. -124 с.
25. Осташев, П.В. Прогнозирование способностей футболиста/ П.В. Осташев. – М.: Физическая культура и спорт, 1982. – 96 с.
26. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов/ А.В. Петухов. – М.: Советский спорт, 2006. – 230 с.
27. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке/ Б. Плон. – М.: Олимпия, 2008. – 239 с.
28. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 145 с.
29. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. – М.: ФАИР, 2007. – 463 с.
Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. – М.: Терра спорт, 2000. – 134 с.
30. Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова. – М.: Терра спорт, 2004. – 71 с.
31. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. – М.: Физическая культура и спорт», 1978. – с. 255.
32. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 247 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 478 с.
34. Швыков, И.А. Спорт в школе. Футбол/ И.А. Швыков. – М.: Терра спорт, 2002. – 141 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7