ситуация, из которой медсестра находит оптимальный выход. При составлении ситуационных задач необходимо избегать многословия, излишней загруженности, возможности двойственного толкования изложенных фактов.
Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более высокого уровня образования специалистам без отрыва от работы.
Для решения проблем сестринского образования формируется многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела. Проведена реорганизация сети средних учебных заведений, в 20 медицинских вузах открыты факультеты высшего сестринского образования. Подготовлены новые программно-методические комплексы по специальностям и дисциплинам. Внедрено в практику новое поколение модульных учебных планов и программ по сестринским дисциплинам, создан государственный образовательный стандарт по специальности "Сестринское дело".
К сожалению, в отечественной практике среднего медицинского образования отсутствовала специальная подготовка преподавателей для медицинских училищ. предполагалось, что любой врач может квалифицированно обучить медсестру, фельдшера или акушерку и для этого ему не обязательно быть специалистом сестринского дела, знать основы педагогики и владеть методикой преподавания этих дисциплин. Такой упрощенный подход к подготовке преподавательских кадров привел к тому, что в настоящее время медсестер обучают выпускники медицинских институтов, имеющие врачебную квалификацию, но не являющиеся специалистами сестринского дела.
Поддержание высокого профессионального уровня, приобретение новых знаний и навыков с учетом достижений медицинской науки и практики требуют того, чтобы повышение квалификации медсестер представляло собой гибкую по форме и постоянно обновляющуюся по содержанию систему непрерывного обучения.
Основными задачами программы, обеспечивающей профессиональную педагогическую направленность будущих специалистов, являются обеспечение целостного, системного, концептуального изучения материала по проблемам общей педагогики, закономерностей и принципов процесса обучения, сущности и содержания воспитательного процесса, использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания специальных сестринских дисциплин в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения, формирование навыков проектирования, разработки и проведения типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий), знакомство с методами исследования проблем, связанных с преподаванием, их разрешения, анализа частных и общих проблем преподавания, управления процессом обучения.
Необходимо отказаться от устаревших штампов и педагогических приемов, длительное время используемых в подготовке медсестер. Одним из таких штампов, принесшим немало вреда, является обучение медсестер по принципу обучения врача, когда достаточно тщательно изучаются болезни с их этиологией, патогенезом, вариантами клиники, возможными осложнениями, экстренными ситуациями, лечением.
Содержание профессионально-образовательных программ всех уровней должно гибко реагировать на потребности населения и рынка медицинских услуг.
Следует распространить практику формирования органами управления здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной степени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании современных учебных баз практики, соответствующих основным направлениям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
В связи с этим требуется принятие действенных мер по поддержке государственной системы профессионального сестринского образования, подготовке и повышению квалификации педагогических и административно-управленческих кадров, созданию и распространению учебной литературы, развитию информационных систем и обеспечению доступа к базам данных, а также повышению ответственности базовых учреждений здравоохранения за практическую подготовку сестринского персонала.
Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских образовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кадров следует:
— восстановить профессиональные связи с государствами—участниками СНГ;
— развивать работу по заключению международных соглашений Российской Федерации о взаимопризнании дипломов и других документов о профессиональной подготовке, а также о сотрудничестве образовательных учреждений, стажировке и подготовке специалистов за рубежом по принципу обмена;
— активно участвовать в международных проектах и программах ВОЗ.
Минздрав Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и прикладных дисциплинах в качестве приоритетных направлений развития медицинской науки.
Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются:
— разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела;
— разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики;
— разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала;
— апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики.
Развитие .научных исследований в области сестринского дела будет осуществляться на основе следующих принципов:
— интеграция с исследованиями в других областях медицинской науки;
— формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;
— содействие развитию самостоятельности сестринской практики;
— государственная поддержка научных коллективов, вносящих большой вклад в развитие сестринского дела, использование внебюджетных источников финансирования, в том числе международных проектов, фондов и др.;
— законодательное закрепление правовых механизмов развития сестринского дела;
— создание постоянно действующего мониторинга научных исследований, проведение экспертизы научных программ и обеспечение этического контроля за исследованиями.
Функции по определению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области сестринского дела будет осуществлять научный совет, входящий в состав Проблемной комиссии по сестринскому делу Минздрава РФ.
Развитие профессиональных объединений, ассоциаций и союзов
Важная роль в развитии сестринского дела отводится профессиональным сестринским объединениям, ассоциациям и союзам. Необходимо обеспечить эффективную поддержку профессиональным организациям в начальном этапе их формирования на местном, региональном и государственном уровнях и отсутствием в Этой связи необходимого отечественного опыта.
В целях содействия развитию профессиональных организаций и ассоциаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассоциаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов.
Следует активнее привлекать представителей профессиональных ассоциаций к обсуждению актуальных проблем здравоохранения и сестринского дела, разработке нормативно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность сестринского персонала, работе лицензионных, сертификационных и аттестационных комиссий.
Важное значение для развития профессиональных организаций имеет сотрудничество с национальными и международными сестринскими организациями, с профессиональными медицинскими организациями, а также с общественными непрофессиональными организациями, выступающих за обеспечение здоровья населения, защиту профессиональных прав и интересов работников здравоохранения.
Приоритетной задачей национальной ассоциации медсестер России становится присоединение к Международному совету медсестер (МСМ) и полноправное участие в его работе. ”
Ассоциация медсестер России активно выступает за развитие сестринского дела. Так обсудив проблемы развития сестринского дела в РФ, медсестры конференции пришли к . выводу, что реформы сестринского дела, как и реформы здравоохранения в целом, в нашей стране будут проходить в условиях ограничения (дефицита) экономических и кадровых ресурсов и что в ближайшие годы притока значительного количества кадров медицинских сестер в здравоохранение ожидать не следует.
Они считают, что сохранение кадров сестринского персонала, поддержание уровня их профессионализма — одна из основных актуальных задач программы развития сестринского дела в нашей стране. Они считают, что в основе стратегии развития сестринского дела в России должны быть заложены принципы первичной медико-санитарной помощи. Стратегия развития сестринского дела должна решать следующие задачи:
— соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения;
— иметь научное обоснование;
— быть социально приемлемой, то есть обеспечивать общедоступность медицинской помощи, учитывать интересы социально не защищенных групп населения;
— предоставлять помощь на дому, на уровне семьи, в лечебных учреждениях;
— гарантировать высокое качество и безопасность медицинской помощи;
— быть ориентированной не на болезнь, а на активную профилактику, основанную на здоровом образе жизни.
Медсестры считают, что конечными целями проекта “Национального плана развития сестринского дела в Российской Федерации” должны быть:
· сохранение здоровья всех граждан страны;
· равенство, доступность медицинской помощи для всего населения при ее высокой эффективности и безопасности;
· повышение социально-правового статуса медицинской сестры, акушерки, фельдшера.
Сегодня, несмотря на существующие проблемы как социального, так и экономического характера, основные кадры медицинских сестер сохранили традиции российского милосердии, профессионализма, .энтузиазма. Отмечается активизация их деятельности, создание ассоциаций медицинских сестер, их настроенность на перемены в сестринском деле и поддержка перемен. Это является важным фактором. способствующим развитию реформ сестринского дела.
Механизм реализации Программы
Для реализации Программы по каждому разделу определяются конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, размеры средств, необходимых для выполнения мероприятий.
Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет межведомственная рабочая группа, созданная Минздравом России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, Ассоциацией медицинских сестер России.
Заключение
Наблюдаемое расслоение общества, увеличение числа социально не защищенных групп населения отрицательно сказывается на доступности медицинской помощи.
В условиях дефицита экономических средств и кадровых ресурсов трудно обеспечить население общедоступной безопасной и качественной медицинской помощью. Децентрализация здравоохранения и Системы образования в нашей стране имеет определенные отрицательные последствия. В частности, это привело к нарушению скоординированности действий, снижению контроля за качеством медицинских услуг, падению уровня образования и, главное, к утрате информации о проблемах и кадровых ресурсах здравоохранения, а значит, и к снижению достоверности полученных данных.
Здоровье населения нашей страны, уровень образования являются основными показателями, обеспечивающими безопасность государства. Мы настоятельно призываем правительство, государственные организации к сохранению финансовой защищенности в бюджете России статей расходов на нужды здравоохранения и медицинского образования.
По сохранению и укреплению сестринской помощи, развитию сестринского дела в Российской Федерации первоочередными считаем следующие мероприятия:
— разработка национальной программы здравоохранения (охраны здоровья);
— разработка (в рамках национальной программы здравоохранения) программы развития сестринского дела в стране;
— определение пределов компетенции медицинской сестры в зависимости от уровня образования и квалификации,
— пересмотр норм нагрузки и нормативов работы медицинских сестер разных специальностей, номенклатуры должностей и закрепление их законодательными правовыми документами;
— пересмотр уровня оплаты труда медицинских сестер, акушерок, фельдшеров, улучшение социальных условии:
— строгая регламентация и контроль безопасности труда на рабочем месте медиков:
— развитие профессиональных ассоциаций в регионах н утверждение статуса ассоциаций в законодательном порядке.
Список используемой литературы.
1. Агафонова Б.В. Материал к штатному нормированию врачей и мед. сестер, М., 1990 г.
2. Андреева О.В. Применение некоторых активных методов в сестринском деле, Журнал “Мед. помощь” №7 1996 г.
3. Баркман Э.М. Управление больницей, М., 1972 г.
4. Дружинина А. О сестринском деле, Журнал “Сестринское дело” №3 1997 г
5. Женнэр С. Для чего нужны научные исследования в сестринском деле?, Журнал “Мед. помощь” №1 1997 год.
6. Задворная О.Л. Непрерывное последипломное образование мед. сестер. М., 1995 г.
7. Коваленко Т.В. Медицинский колледж в системе непрерывного сестринского образования, Журнал “Медицинская сестра” №3 1999 г.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма, М. “Знание”, 1996 г.
9. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела, М., 1996 г.
10. Наумов Л.Б. Деловые игры в медицине, М., 1986 г.
11. Островская И.В. Сестринское дело: эволюция статуса, Журнал “Мед. сестра” №4 2000 г.
12. Павлеченко Т.Н. К проблеме подготовки преподавателей сестринского дела, Журнал “Мед. помощь” №5 1998 г.
13. Перфильева Г.М. Реформы среднего медицинского образования В России, Журнал “Медицинская помощь” № 8 1996 г.
14. Перфильева Г.М. Сестринский процесс, Журнал “Мед. сестра” №3 1999г.
15. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России, М. 1995 г.
16. Романюк В.П. История сестринского дела в России, СПб., 1998 г.
17. Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара, 1996 г.
18. Семенков Н.Н. Пути совершенствования практической подготовки мед. сестер в училищах, М., 1982 г.
19. Чернявский В.Е. Сестринское дело, М.. 1994 г.
20. Яровинский М.Я. Медицинский работник и общество, Журнал “Мед. помощь” №2 1996 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4