Рефераты. Развитие сестринского дела на современном этапе

Показа-тели

При переходе на новую модель оказания помощи будет труднее

Внедрению принципа информированного согласия на лечение мешают


медсестрам

врачам

всем

затрудняюсь ответить

врачи

медсест-ры

пациенты

затрудняюсь ответить

Врачи М/с

54.8% 46.7%

22% 15.6%

16,1% 36.6%

6,5%

 11,1%

41.9% 53.3%

12,9% 11.1%

29% 6.7°.

16.2%  9%

 

Совершенствование кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.

При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов организации медицинской помощи.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требуют существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач / сестринский персонал в сторону увеличения последнего с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.

Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.

Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг.

Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой специальностей.

Совершенствованию кадровой политики будут также способствовать:

n   повышение гарантий социальной защиты;

n    обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;

n   регулирование системы оплаты труда спе­циалистов с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;

n   широкое использование контрактной системы найма;

n   установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в размере не ниже прожиточного минимума;

n   разработка тарифов на сестринские услуги;

n   обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.

Система оплаты труда сестринского персонала должна быть реформирована с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг.

В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:

— разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;

— организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей и сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессионально-об­разовательных учреждений;

— проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

 Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле

В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежат совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.

Для чего нужны научные исследования в сестринском деле? Ответ прост. Они позволяют медсестрам найти наилучшие способы ухода за пациентом. Научно обоснованная сестринская практика — это практика, опирающаяся на объективные данные о наиболее эффективных путях сестринских вмешательств

Уже во времена наблюдений Флоренс Найтингейл и ее статистического подхода к снижению смертности от инфекционных заболеваний среди солдат в Крыму специалисты расширили свои знания путем использования научных мето­дов в своей практике (сбор информации, изменение одной переменной при неизменности других факторов для выявления разницы в результатах и т. д.).

Научные исследования в области сестринского дела дают объективные ответы на то, как предоставить пациентам наилучший уход. В этом изменчивом виде усложняющихся технологий единственно эффективный путь, убеждающий нас в обоснованности предоставляемого ухода, — это объединение коллективных знаний и экспертиз посредством сестринских научных исследований. Исследование — это научное средство, позволяющее объективно установить, остаются ли верными с течением времени ответы на клинические вопросы и остаются ли они верными в более чем одной клинической ситуации.

Применение научных исследований на практике не только помогает пациентам, но и укрепляет сестринское дело как профессию. Если сестринское дело действительно является профессией, а не просто работой или занятием, то медсестры должны уметь постоянно оценивать уход и нести ответственность за предоставление  наилучшего ухода.

Процесс оценки — это ответственный момент в проведении научного исследования, а также в предоставлении ухода. Чтобы определить, готово ли исследование к применению на практике, медсестра должна задать себе следующие основные вопросы: насколько, схожи примеры исследований с пациентами, достаточно ли мне понятны выводы и заключения исследования, улучшится ли уход за пациентами в результате перемен, предложенных   исследованием? Если на любой из этих вопросов медсестра ответит "Я не уверена", то надо проконсультироваться с коллегами и учесть их мнение в последующей оценке научного метода.

Первый шаг в работе с пациентом — это умение собрать информацию о состоянии его здоровья, стиле жизни, системах поддержки, особенностях болезни и адапта­ции, сильных сторонах, ограничениях и ресурсах. Эту информацию можно получить только в процессе общения с пациентом.

Однако общение с пациентом — это целая наука и необходимо использовать в практике постепенно, как бы нарабатывая навык "навыком”. Собрать информацию будущая медсестра может только владея искусством и методами общения, задавая вопросы пациенту и его близким.

Научные исследования в сестринском деле дают ответы и на то, как предоставить уход, и на то, какой уход предоставить.

Требования к квалификации, аттестации и сертификации сестринского персонала являются основой для создания профессионально-образовательных программ подготовки и последипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения.

Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компе­тентность в решении профессиональных задач.

Создание и развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению. Система включает 4 профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности (Государственный  образовательный стандарт):

базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;

— повышенный (углубленный) уровень в колледжах;

— высшее сестринское образование в вузах;

— послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).

Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.

Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углубленную клиническую подготовку и готовых к оказанию широкого спектра услуг в условиях первичной медико-санитарной помощи.

Особое внимание необходимо уделить развитию высшего сестринского образования, формирующему потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающему высококвалифицированные управленческие и педагогические кадры, призванные в значительной степени определить уровень и качество сестринской помощи в нашей стране в будущем.

Необходимо также развитие и совершенствование форм послевузовского образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре с обязательной ориентацией на клиническую практику.

Совершенствование профессионального образования предусматривает развитие педагогических технологий и учебно-методического обеспечения специалистов по всем уровням и формам обучения.

Естественно, загружая учащихся большим объемом материала преподаватели  не могут уделить необходимое время для преподавания собственно ухода за пациентами как основы. сестринской практики.

 А главная цель заключается в воспитании высококвалифицированного специалиста сестринского дела, медсестры-личности,  разделяющей философию сестринского дела, способной творчески осуществлять сестринский процесс, направленный на удовлетворение потребностей как больного, так и здорового человека.

Учебный курс "Основы сестринского дела" включает манипуляционную технику, сестринское  дело в терапии, сестринское дело в хирургии и сестринское дело в педиатрии. Учащихся, недостаточно хорошо овладевших основами сестринского дела, в дальнейшем будет трудно обучить комплексному уходу за различными пациентами в объеме новой учебной программы, предполагающей поэтапность образования и его преемственность от курса к курсу.

Большое значение в работе по данной методике придается использованию алгоритмов. Создание алгоритмов манипуляций— процесс творческий и потому достаточно сложный.

Применение алгоритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требования педагога к учащимся, избежать недоразумений при оценке правильности выполнения учащимися практических манипуляций на зачетах и экзаменах. Кроме того, обучение с использованием алгоритмов дисциплинирует одновременно и учащегося, и преподавателя, позволяет создать у учащегося стойкий стереотип будущей профессиональной деятельности.

Итак, активный тренинг с применением алгоритмов дает возможность подготовить медсестру, прекрасно владеющую профессиональной техникой. Однако, применяя только эту методику, нельзя добиться от будущей медсестры умения четко ориентироваться в сложных ситуациях, оказывать неотложную доврачебную помощь или осуществлять комплексный уход. Для этого необходимо решать ситуационный задачи и разыгрывать ролевые ситуации. Само название "ситуационная задача" говорит о том, что должна быть обрисована некая

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.