Рефераты. Развитие постпроизвольного внимания обучающихся в объединении "Трековые автомобильные гонки"

Следует также отметить, что в группах имеются школьники обоих полов, хотя девочек все же намного меньше. Такое положение приводит и к различным типам мышления, восприятия информации. Если мальчикам свойственна сообразительность, находчивость, изобретательность, то девочки лучше адаптируются к нагрузкам. Утомление сказывается неодинаково на работе мозга: у мальчиков страдают центры, связанные с речевым мышлением, логическими операциями, у девочек – образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие. Это важно учитывать при проведении тренировочных занятий.


ПРОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АВТОСПОРТСМЕНА


Результаты исследований показывают, что при психологической подготовке спортсмена к максимальному усилию предлагаются как научно обоснованные методы, так и методы, основанные на мистических воззрениях.

В различных видах спорта требуются различные уровни мобилизации. Более того, даже в одном и том же виде спорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различных уровней активации. Также на уровень активации спортсмена действуют и социальные влияния. Легко возбудимые спортсмены могут вызвать у других участников соревнований перевозбуждение. А также ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения.

Интересные исследования были проведены по изучению проблем активации, возникающих у спортсмена, который неожиданно сталкивается с изменением требований (например: перенос времени старта). Как и следовало ожидать, спортсмены высокого класса лучше реагируют уровни активации. Они могут успокоиться и затем вновь достигнуть нужного уровня возбуждения быстрее, чем спортсмены, имеющие меньший опыт. Неожиданные изменения во времени и интенсивности физических усилий – довольно частое явление в реальных условиях соревнований.

Что значит быть подготовленным в психологическом отношении? Это значит иметь в своем организме прочные связи между психическими и физическими процессами. Основы психической программы составляют, как известно, мыслительные образы, предвосхищающие элементы такого самочувствия и поведения, которые желательно иметь на соревновании. Чтобы нужные мыслительные образы обрели прочность и устойчивость, их фиксируют соответствующими словами. Положение о том, что основой психической подготовки является умение управлять собой с помощью четких мыслительных образов, оформленных в четкие слова, можно считать аксиомой. Задача создания условий и "психологической установки" на достижение максимального результата является достаточно трудной. Сам спортсмен может создать соответствующую установку, которая приведет его к перевозбуждению или недостаточной активации. В то же время на его готовность к показу максимальных усилий могут повлиять и внешние факторы. Трудность этой задачи заключается еще в том, что спортсмены отличаются по поведенческим признакам, которые характеризуют их физическую и психологическую готовность. Поэтому методы, пригодные для одного спортсмена, могут быть бесполезными для другого.

СЕКУНДИРОВАНИЕ КАК УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ АВТОСПОРТСМЕНА


Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называется секундированием. Чаще всего сеанс начинается после разминки, примерно за 15 минут до старта. Показанием для проведения сеанса секундирования чаще всего служит чрезмерно высокий уровень предсоревновательного эмоционального возбуждения.

Проводится сеанс релаксации. Спортсмен лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Включается магнитофонная запись шума горного ручья, под которую до этого проводились сеансы гипноза. Проводятся достаточно интенсивные поглаживания складок лба с сопровождением релаксационного внушения.

Далее спортсмену предлагается ранее избранный им вариант сюжетного представления. На фоне сниженной психической активности внушаются спокойствие и уверенность в себе. Вслед за внушениями спокойной уверенности следует понимание о характере поведения при выходе на старт и старте.

Уже к этому моменту психическая активность спортсмена начинает повышаться. Следующие внушения имеют целью подъем боевого духа. Далее следует напоминание о содержании деятельности непосредственно на старте и в процессе хода гонки, выполнение частных задач.

Форма подъема спортсмена зависит от его состояния: "Встань спокойно, расслабленно иди на старт" либо: "А теперь – в бой, пора на старт". В зависимости от состояния спортсмена и его пожеланий могут быть проведены специальные упражнения. Наиболее популярными из них "поза орла", "прыжок", "защита боксера". Обученному этим приемам спортсмену (после проведения с ним секундирования в одном, двух соревнованиях) рекомендуется использовать их самостоятельно, дополняя по необходимости собственным, индивидуально-своеобразным содержанием.

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах. Иногда спортсмен заранее предупреждает о сеансе. Но чаще всего он принимает решение проводить или нет проводить сеанс непосредственно перед стартом, ориентируясь на собственное состояние. Некоторые предпочитают только релаксацию и успокоение, другие, наоборот, только мобилизацию, третьи просят заполнить почти все время сеанса внушениями уверенности в себя, в своей готовности и высоких возможностях.

Таким образом, ритуал предсоревновательного поведения спортсмена включает: саморегуляцию психических состояний; регулирующие воздействия извне по желанию спортсмена; мероприятия полезные и необходимые, по мнению психолога или тренера. Сочетание различных приемов этих трех групп делает сеанс секундирования при всей его внешней искусственности, естественным актом общения двух хорошо знающих и понимающих друг друга людей, который помогает вскрывать резервные возможности спортсмена в наиболее ответственный момент спортивной деятельности.


ТРЕНИРОВКА АВТОСПОРТСМЕНОВ ПО МАЗЕРУ


Преподаватель Физической Культуры Стэнфорского университета США выработал с помощью своей методики такую быстроту реакции, что успевает на лету поймать стрелу, выпущенную из спортивного лука.

Мазер тренирует спортсменов отрабатывая у них быстроту реакции с помощью специальных упражнений, сочетающих физическую подготовку с психической. Мозг обучается в кратчайший миг послать нужный импульс той или иной группе мышц. Тренер указывает, что очень важно быстрее других замечать выгодные моменты. Мазер доказывает, что с помощью ряда упражнений, которые в основном сводятся к "психическому расслаблению с одновременным сохранением бдительности", можно натренировать нервную систему так, что будешь замечать ключевые моменты быстрее других, то есть увеличиться скорость реакции. Вот некоторые основные указания Мазера:

1.                 расслабьтесь полностью, а затем чуть напрягите ту группу мышц, которую собираетесь пустить в ход. Если этого не сделать, в нужный момент потребуется дополнительная доля секунды на подготовку мышц к действию.

2.                 не напрягайте мозг, пусть он будет отключенным. Не сосредоточивайтесь на мысли о предстоящем действии. Чтобы держать мозг в расслабленном состоянии, требуется определенный навык, но этого нужно добиться для автоматизма реакции.

3.                 не сосредоточивайте свой взгляд на предмете – объекте ваших действий, глядите мимо него. Иначе мозг будет напряжен, скован. Используйте периферическое зрение, это даст Вам возможность сократить время реакции и одновременно видеть все, что творится вокруг.

4.                 старайтесь начинать действие одновременно с началом сигнала к нему. Например: бег надо начинать одновременно со звуком стартового пистолета. Большинство спортсменов теряют время, ожидая пока звук выстрела, закончится и полностью пройдет через слуховые центры мозга.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ВСЕХ ЕГО КАЧЕСТВ


Данные занятия следует использовать в период подготовки на занятиях теоретического характера для школьников среднего звена (12 – 14 лет) только приступающих к тренировкам, т.е. первого года обучения.

(Кинезиологическими методами)

1.                 кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Вдох делается через рот при каждой смене рук.

2.                 раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают тоже самое для правой руки.

(Психологическими методами)

1.                 отыскивание чисел по таблицам Шультье. Можно использовать сначала черные таблицы на время. Затем используются черно-красные для усиления переключаемости внимания и увеличения объема внимания.

2.                 проведение занятий с использованием корректурных проб Бурдона. Можно использовать вырезки из газет и журналов. Вычеркивание одной или нескольких букв из текста разными способами. Выполнять сначала без учета времени. Затем на время. И окончательно усложнить: ввести соревновательный эффект в групповых занятиях.

3.                 решение головоломок типа "лабиринт".

4.                 игра "два дела одновременно". Необходимо отстукивая ритм показывать различные карточки с предметами. Ребята должны про себя считать количество ударов и запоминать, что было им продемонстрировано.


ВЫВОДЫ


Занятия спортом у школьников носит не только характер совершенствования физического развития. Зачастую, целью становятся неосознанное желание развития личностно-волевых черт характера. Интуитивно обучающиеся стараются воспитать в себе мужественность, смелость, выбирая рискованные или "взрослые" виды спорта, каким и является автомобильный спорт.

Основные диагностические приемы, которые использовались в работе – наблюдение, экспертная оценка и собеседование. По результатам выступлений спортсменов на соревнованиях хочется отметить следующее:

1.                 для обучающихся 1-ого года обучения (12 – 13 лет), которые перед заездом получали установку в игровой инструкции (например: "догнать шпиона") показывали результаты лучше, чем в предварительных заездах.

2.                 для обучающихся 2-ого и 3-его года обучения (14 – 17 лет), установки носили мобилизующий характер. Рекомендовалось держаться за лидером, а также предоставлялась информация о тактике проведения гонки противником.

3.                 после получения "установки" самочувствие после заезда характеризовывалось меньшей усталостью, а при победах – приподнятостью.

4.                 для спортсменов женского пола были необходимы установки ободряющего характера, а также четкие рекомендации по тактике ведения гонки. Также требуется необходимость более длительной подготовки психологическо-волевых качеств (смелость, целеустремленность, упорство и т.д.). У девочек наблюдается более четкое выполнение данных им "установок", но и в соревновательной подготовке заметен спад творческого подхода.

5.                 у занимающихся, которые дополнительно увлекаются компьютерными играми-автосимуляторами быстрее вырабатываются моторные автоматизмы, но параллельно увеличивается инстинкт самосохранения.

6.                 отсутствие любимых вещей (талисманов, либо каких-нибудь вещей суеверия) может привести к повышению тревожности и неуверенности, что сказывается на их результатах. В этом случае следует составить разговор с родителями, которые при желании продвинуть своего чада любыми способами идут на непредсказуемые поступки, отрицательно влияющие на педагогический процесс и процесс подготовки спортсмена.

7.                 если спортсмен знает, что его результат превышает результаты остальных претендентов на награды, у него возникает чувство уверенности и превосходства, и проблема предстартовой подготовки перестает быть актуальной.

Воспитательная работа с ребятами в условиях дополнительного образования очень важна. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности, а в данном случае к спортивной, тесно связано с пробуждением способностей к ней и служат отправной точкой для их развития. "Наши желания, по словам Гете, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить". Упрочившиеся интересы ребенка – это "лакмусовая бумажка" его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься – не дают ли себя знать зарождающиеся способности. Кто знает, может среди этих ребят растут будущие "Шумахеры" или летчики-испытатели. Задача тренера-преподователя помочь этим способностям раскрыться и приобрести форму, которая позволит ребенку, вырасти в настоящего Человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Браент Дж. Кретти. Психология в современном спорте. – М., "Физкультура и спорт", 1978.

2.                 Возрастная и педагогическая психология. – М., "Просвещение", 1973.

3.                 Н. Нарицын. Психология безопасности вождения. – М., 2006.

4.                 Немов Р.С. Психология. – М., "Просвещение", 1995.

5.                 Общая психология. Под ред. Петровского А.В.– М., 1986.

6.                 Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – М., ТЦ "Сфера", 1997.

7.                 Психология. Словарь. – М., "Политиздат", 1990.

8.                 Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М., "Физкультура и спорт", 1983.

9.                 Сиротюк А.Л. Обучение с учетом психофизиологии. – М., ТЦ "Сфера", 2000.

10.            Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. – М., "Физкультура и спорт", 1983.

11.            Что вы знаете и чего не знаете о себе и о других. Психологические тесты и наблюдения над странностями человеческой психологии. – Дубна, Издательский центр "Феникс", 1995.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.