Рефераты. Развитие постпроизвольного внимания обучающихся в объединении "Трековые автомобильные гонки"

Развитие постпроизвольного внимания обучающихся в объединении "Трековые автомобильные гонки"

Федеральное Агентство по Образованию

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Кафедра теоретических основ Физической Культуры










КУРСОВАЯ РАБОТА

По психологии Физического Воспитания и Спорта

"Развитие постпроизвольного внимания обучающихся в объединении

"Трековые автомобильные гонки"



Научный руководитель: © Выполнил:

Пугачева Марина Александровна студент ОЗО группа 031

Доцент Халтурин Е.А.




Новосибирск

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Теоретическое обоснование развития постпроизвольного внимания у спортсменов в автоспорте

Психологические аспекты внимания и его видов

Качества внимания

"Моторный автоматизм" - одно из условий формирования постпроизвольного внимания

Влияние мотивации на формирование постпроизвольного внимания

Соотношение мотивации и эмоционального возбуждения

Психофизиологические особенности, влияющие на подготовку автоспортсменов

Программы психической подготовки автоспортсмена

Секундирование как управление состоянием автоспортсмена

Тренировка автоспортсменов по Мазеру

Упражнения для развития внимания и всех его качеств

Выводы

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Подростковый возраст характеризуется снижением мотивации учения и возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. Важно также, что центральное место имеет мотив самоутверждения. Это открывает возможности для воспитания школьников посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.

Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его самоанализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов. Вместе с тем они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому велика вероятность таким подросткам стать основным контингентом всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании педагогов дополнительного образования. Именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, которые будут иметь выход на профессиональную деятельность.

Для школьников старшего школьного возраста выбор занятий автомобильным спортом более осознанный. В процессе тренировок молодые люди начинают осваивать не только новый вид деятельности, но и познавать свои способности и особенности. Происходит корректировка выбора своего профессионального направления. За внешним интересом не каждый школьник может предъявить достаточно развитые способности. Только лица с сильной нервной системой способны оценить в сложной ситуации обстановку, сохранить самообладание, выдержку, выполнить необходимые действия. В результате занятий у одних учащихся профессиональные качества укрепляются, у других происходит изменение намерений.

Целью данной работы было изучение специальной литературы и имеющегося мирового опыта по развитию механизмов для оптимизации подготовки автоспортсменов, выступления их на соревнованиях. А также изучению факторов влияющих на активизацию психофизических способностей, в частности постпроизвольного внимания, начинающих и зрелых автоспортсменов.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ


Деятельность спортсменов – типичный пример так называемой оперативной деятельности. Ее содержание определяется процессом решения оперативных задач, сродни тем, которые имеются в некоторых профессиях (летчика, оператора установок энергосистем, железнодорожного диспетчера). В их число входит и спортсмен "гонщик – автомобилист". Спортивная деятельность протекает в экстремальных условиях, при жестком лимите времени, в нетрадиционной среде, т.е. в среде формируемой действиями самого спортсмена, его соперников и партнеров. Она требует наличия у спортсменов определенного комплекса психических качеств и в тоже время способствует развитию этих жизненно важных качеств и свойств.

Диагностика психических качеств, определяющих эффективность спортивной деятельности, показывает, что одни из них больше зависят от врожденных способностей индивида, а другие – от степени адаптации к условиям деятельности.

Если рассматривать взаимоотношения отдельных психических качеств в целостной структуре, то в зависимости от степени чувствительности к тренирующим воздействиям и от значимости для результата деятельности можно выделить:

1.                 Консервативные, квазистационные, сензитивные и элективные;

2.                 Значимые (референтные) и незначимые.

Консервативные качества практически мало меняются с возрастом и ростом мастерства, они определяются преимущественно задатками человека (например: быстрота элементарных моторных действий).

Квазистационные имеют тенденцию к медленным закономерным изменениям и характеризуют процесс развития специальных способностей в процессе тренировки.

Сензитивные отличаются наибольшей чувствительностью к любым тренирующим воздействиям и, по существу, отражают реакции на любые нагрузки. Сюда можно отнести, например, точность реакции с опорой на "чувство времени".

Элективные определяются избирательным реагированием, как на характер, так и на длительность воздействия конкретных нагрузок.

Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективного решения задач в ситуации спортивного противоборства, так называемые референтные.

В ситуации автогонки на треке сюда можно отнести:

1. Быстрота и точность реакции выбора тактики при выполнении маневров;

2. Точность антиципирующей реакции на движение объекта;

3. Точность реакции с опорой на "чувство времени";

4. Устойчивость внимания;

5. Психическая работоспособность.

В экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсмены испытывают различные психические состояния, вплоть до крайней степени стресса. Психические состояния определяются условиями деятельности (объективный фактор) и особенностями личности спортсмена (субъективный фактор).


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНИМАНИЯ И ЕГО ВИДОВ


Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет к человеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми, в спорте.

В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Непроизвольное внимание дано человеку от природы, с ним он рождается на свет и остается в течение всей его жизни. Произвольное же внимание обязательно должно быть воспитано и без специального обучения не существует. Со вниманием в его высших формах связывает регулирование протекания психических процессов и сознательного поведения человека.

Внимание может проявляться в сенсорных, мнемонических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).

В настоящее время наиболее изучено сенсорное (зрительное и слуховое) внимание. Большинство данных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, мышления и памяти), внимание способствует повышению их эффективности. Так, со вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующего образа.

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так, как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например: сдвиг мотива на цель) возможно появление постпроизвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма (Н.Ф. Добрынин).


Сравнительные характеристики видов внимания

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное

действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

непроизвольность легкость возникновения и переключения

ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

постановка (принятие) задачи

направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

ведущая роль 2-й сигнальной системы

Постпроизвольное

вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о постпроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться. А с сильной – даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного итого же человека, но в различное время и в разных условиях отличаются некоторыми особенностями или свойствами.

Некоторые психологи (Гальперин П.Я. и др.) понимают внимание как особое психологическое действие контроля. Считается, что невнимательность связана с недостаточно полноценным формированием функций контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим задачи планомерного воспитания внимания видятся как постоянное целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.