Рефераты. Развитие малого бизнеса в сфере туризма

Показатели загрузки туробъектов в течении турсезона были различны. Если турпредприятия, отказавшиеся от значительного увеличения стоимости основных услуг, сохранили загрузку туробъектов в течение всего сезона на уровне 2008 года, порядка 80%, то туробъекты поднявшие цены на 20 – 40% от уровня 2008 года имели среднюю загрузку 50% и ниже. Практически все туристические объекты отказались от продажи многодневных программ, в 2008 году такие программы превышали половину объемов продаж. Более чем в два раза сократились показатели времени среднего пребывания туристов на территории Республики, если в 2008 году он был 7,8 суток, то в сезоне 2009 года - 3,5 суток, то есть туризм стал иметь ярко выраженный характер отдыха в выходные дни.

Таким образом, несмотря на сохранившийся уровень количества туристических посещений, в туристическом сезоне 2009 года произошел значительный, порядка 30%, рост потока неорганизованных туристов на территорию Республики Алтай. Данный процесс был во многом прогнозируемым. В марте текущего года было принято Постановление Правительства Республики Алтай «О порядке организации специализированных площадок отдыха (Караван-парков) для неорганизованных туристов в Республике Алтай», была проведена разъяснительная работа с администрациями муниципальных образований, турпредприятиями, предусмотрены меры государственной поддержки с целью создания подобных площадок на территориях муниципальных образований. На сегодняшний день пяти площадкам присвоен статус «Караван-парк Республики Алтай», двум в Чемальском районе, по одной в Майминском, Турачакском и Онгудайском районах.

Несмотря на экономическую ситуация туристическая отрасль Республики Алтай продолжает развиваться. На 25% увеличились поступления от аренды земель муниципальных образований и земель лесного фонда, предоставленных в рекреационных целях (27 млн. руб. в 2009 году против 21,6 млн. руб. в 2008). Прямые налоговые поступления от деятельности налогоплательщиков, оказывающих туристические услуги за девять месяцев текущего года выросли относительно аналогичных показателей 2008 года на 55% (37,6 млн. руб. в 2009 году против 24,2 млн. руб. в 2008). Поступившие налоги распределились следующим образом: в федеральный бюджет 3,07 млн. руб. (8,2%), в республиканский бюджет 6,76 млн. руб. (18%), в местные бюджеты 14,54 млн. руб. (38,7%), во внебюджетные фонды 13,26 млн. руб. (35,3%).

В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» по мероприятию «субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях» за 9 месяцев текущего года Министерством оказана поддержка 29 турпредприятиям на сумму 3 млн. руб., благодаря этому в экономику Республики привлечено около 50 млн. руб. кредитных ресурсов. По мероприятию «предоставление субсидий на грантовую поддержку проектов, направленных на развитие предпринимательской деятельности» оказана поддержка 5 предприятиям на сумму 1,5 млн. руб., все проекты признаны приоритетными и направлены на создание специализированных площадок отдыха для неорганизованных туристов.

В рамках исполнения реестра субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях за счет средств республиканского бюджета инвестиционный проект регионального значения Республики Алтай - строительства горнолыжного комплекса «Манжерок» профинансирован в текущем году на сумму 74 млн. 409 тыс. руб. Начало работы горнолыжных трасс комплекса «Манжерок» запланировано на конец текущего года.

Рассматриваются варианты государственной поддержки горнолыжного комплекса «Артыбаш» в районе Телецкого озера, активное строительство инфраструктуры которого осуществляется с 2008 года.

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» и ведомственной целевой программы «Территориальная организация и развитие массового отдыха и туризма в Республике Алтай» (на 2007-2009 г.г.)», направленных на развитие событийного туризма Министерством оказана поддержка в проведении фестиваля бардовской песни «Золотая песня Золотого озера», традиционного слета туристов-водников Сибири на р. Сема, Кубка России по рафтингу «Ак Талай Маргаан – Кубок Катуни 2009», подготовлен и проведен первый межрегиональный туристский фестиваль молодежи и студентов. С целью развития зимних видов отдыха Министерство ежегодно поддерживает проведение Республиканского фестиваля снегоходного туризма «Телецкое снежное ралли».

В рамках реализации программных мероприятий направленных на формирование привлекательного имиджа Республики Алтай опубликованы статьи о туристическом потенциале и инвестиционной привлекательности Республики Алтай в российских и региональных изданиях, среди которых: «Москва сегодня и завтра», «Турбизнес», «Туризм. Практика. Перспектива», «Предпринимательство в событиях и лицах», «Отдых в России» и других. Министерство второй год выпускает информационно-познавательную газету «КиТ на Алтае (культура и туризм)», в 2009 году издана по заказу Министерства книга «Республика Алтай. Потенциал природы, истории культуры, туризма».

В рамках реализации программных мероприятий направленных на продвижение туристического продукта Республики Алтай Министерство совместно с турпредприятиями представило экспозицию Республики Алтай на трех крупнейших международных туристических выставках проводимых в Российской Федерации «Интурмаркет», «MITF-2009» и «Турсиб- 2009» и одной в Берлине ITB. По результатам участия в выставке «Интурмаркет» Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай награждено дипломом «За вклад в развитие въездного и внутреннего туризма». По итогам участия в выставке «Турсиб - 2009» Министерство туризма и предпринимательства стало победителем в Конкурсе на Большую Золотую медаль в номинации «Лучшая организация по продвижению регионального турпродукта» - самой высокой награды выставки.

В целом по итогам деятельности направленной на продвижение туристского продукта Республики Алтай Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай стало лауреатом Национальной туристской премии им. Сенкевича в номинации «За активное продвижение туристских ресурсов регионов России».


Глава 3. Основные условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма


Развитие предпринимательства в сфере туризма сопряжено с общими условиями развития предпринимательства в России.

Стало распространенным положение о том, что развитие туризма на региональном и муниципальном уровнях весьма перспективно, поскольку развитый туризм благодаря большому потоку туристов обеспечивает местности, прежде всего, доход, а также расширение занятости. Возможности устойчивого развития туристской отрасли на муниципальном уровне базируются на двух предпосылках:

·                          наличие уникального туристского ресурса, притягивающего клиентов;

·                          присутствие существенного потенциала потребителей туристских услуг, который может привести к возникновению больших потоков туристов.

Выход на траекторию устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма связан с рядом условий. Во-первых, необходимо создание благоприятной предпринимательской среды. Это важнейшая инициатива, которую может предпринять любая территория в целях устойчивого развития туризма, но это предполагает адекватное представление о причинах, сдерживающих развитие предпринимательства. Поэтому целесообразно специальное исследование данной проблемы (например, организация экспертного опроса предпринимателей). Органы местного самоуправления обладают статусными возможностями для содействия развитию предпринимательства, но осуществление управленческих воздействий может быть целесообразным только на основе объективной информации. Одним из инструментов формирования хозяйственной политики местного самоуправления в сфере туризма может стать постоянно действующий координационный совет по развитию и поддержке предпринимательства при главе (заместителе главы) администрации территории. Непосредственный контакт с лицами, которые на практике реализуют политику развития предпринимательства и от кого зависит ее осуществление, позволяет оперативно решать местные проблемы, выявлять позитивные и негативные процессы, эффективно формировать региональную и местную политику устойчивого развития туризма. Особую значимость имеет активная позиция местной администрации, которая особое внимание уделяет малому бизнесу, поскольку возможности для его функционирования являются базовым элементом устойчивого развития сферы туризма.

Местная администрация должна осуществлять следующие действия:

1.                        Разработать стратегию развития территории с выделением конкурентных преимуществ и учетом предпринимательских инициатив.

2.                        Выявить выгоды для населения, действующих и потенциальных предпринимателей, а также общественных организаций от реализации программных мероприятий.

3.                        Обеспечить на местном уровне широкую общественную поддержку стратегии со стороны разнообразных структур, что позволит, в частности, выявить «узкие места», а также привлечь предпринимателей к их ликвидации.

4.                        Сформировать культуру сотрудничества, способствующую развитию организационного потенциала территории.

5.                        Лоббирование предпринимательской инициативы, соответствующей стратегии развития территории.

Во-вторых, важнейшим условием устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма является наличие инициативных людей, которые могут открыть и развить свое дело. К таковым относятся действующие и потенциальные предприниматели, а также профессионалы и менеджеры, которые помогают становлению новых фирм.

В-третьих, условием устойчивого развития предпринимательства является наличие соответствующего кадрового потенциала. В связи с этим задачей местных органов власти выступает осуществление различных действий, формирующих интерес к предпринимательству и занятости в сфере туризма.

В-четвертых, важным условием устойчивого развития предпринимательства можно рассматривать наличие информации и знаний об имеющихся возможностях туристского освоения территорий и осуществление широкой информационной поддержки предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

В-пятых, важнейшим активом формирования устойчивого развития предпринимательства можно рассматривать местные источники инноваций. В связи с этим актуальным является формирование банка инновационных идей и разработка программ использования местных инноваций на муниципальном уровне.

В-шестых, формирование устойчивого развития предпринимательства связано со способностью местных органов власти объединять разнообразные источники финансирования и осуществлять поддержку предпринимательских инициатив.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.