Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля
Содержание
Введение. 4
1. Теоретическое обоснование исследованной проблемы.. 8
1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений. 8
1.1.1 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней. 11
1.2 Теоретико-методические основы обучения двигательных действий. 13
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля 16
1.4 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий. 19
1.4.1 Значение координационных способностей в процессе обучения. 24
1.5 Заключение по первой главе. 27
2. Методы и организация исследования. 28
2.1 Методы исследования. 28
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение данных специализированной, научно-методической литературы.. 28
2.1.2 Анализ учебно-тренировочного процесса, документации. 29
2.1.3 Педагогические наблюдения. 29
2.1.4 Социологический опрос. 29
2.1.5 Метод математической обработки и интерпретации статистических данных 30
2.2 Организация исследования. 31
3. Роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов на начальном этапе спортивной подготовки. 32
3.1 Изучение организации и состояния координационного воспитания юных борцов методом социологического опроса. 32
3.2 Воспитание координационных способностей средствами музыки. 37
Выводы.. 43
Практико-методические рекомендации. 44
Библиография. 45
Приложение 1. 54
Введение
На современном этапе развития борьбы значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности (В.К. Бальсевич, 1996; Н.А. Бернштейн, 1947, 1990, 1991; М.М. Боген, 1985; С.В. Дмитриев, 1995;Д.Д.Донской, 1977, 1975, 1968, 1979). Все эти характеристики специалисты (С.В. Бибиков, 2008; С. Бойченко и др. 2002; А.Г. Карпеев, 1998; В.И. Лях, В.А. Соколкина, 1997) связывают с понятием координационных способностей.
Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции» «чувство ковра», «чувство соперника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т.д.( В.П.Озеров, 1983, 2002; Е.П. Ильин, 2003).
Есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности.
Процесс совершенствования координационных способностей у борцов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности (А.Г. Карпеев, 1990; В.И. Лях, 2000, 2002).
Многие исследователи (В.М. Панов, 1996; Н.Г. Сучилин, 1974 и др.) считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных борцов предусматривает выполнение специализированных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных).
В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к борьбе.
Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных борцов обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.
Наша задача выяснить, какую роль играет координационные способности в тренировочном процессе борцов.
Проблема состоит в создании современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять параллельное совершенствование координационных способностей и психических функций у борцов на этапе начальной спортивной подготовки.
В поисках решения поставленной задачи, была сформулирована проблема исследования: каковы основные направления повышения эффективности начальной подготовки юных борцов.
Представленная позиция и определила гипотезу нашего исследования. Предполагается, что специально разработанная анкета, освещающая роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов и проведение социологического исследования, позволит определить факторы, способствующие повышению уровня психомоторных способностей юных борцов вольного стиля.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных борцов вольного стиля.
Субъект исследования – средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных борцов на этапе начальной спортивной подготовке.
Цель исследования – определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучение проблем двигательной деятельности борцов.
Разработка и проведение социологического исследования.
Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
Выявить более рациональное условие для воспитания координационных способностей.
Теоретико-методологической основой настоящей работы явились концептуальные и фундаментальные научные положения ведущих отечественных и зарубежных ученых по: теории и методике физического воспитания (Л.П. Матвеева, 1976, 1991, 1999, 2001; Т.Ю. Круцевич, 2003 и др.); биомеханическим основам и теории построения действий (Н.А. Бернштейн, 1990, 1997; Д.Д.Донской, 1971, 1977,1979; В.Б. Коренберг, 2005 и др.), теории спортивной тренировки (В.Н. Платонов, 1984, 1987; г.С. Туманян, 1997, 1998), психомоторной основе воспитания двигательной деятельности (Г.Д. Горбунов, 2007; Е.П. Ильин, 2003; В.П. Озеров, 2002; Е.Н. Сурков, 1984; И.Д. Свищев, 2008 и др.), особенности проявления координационных способностей (С. Бойченко, 2002; Е.П. Ильин, 2003; В.И. Лях, 1997; 2002; Л.Д. Назаренко, 2003и др.), теория музыкальных способностей (Ю.Г. Коджаспиров, 1987; Б.М. Теплов, 1947, 2003 и др.).
Научная новизна представленной работы заключается в попытке исследовать более рациональное условие для воспитания координационных способностей в спортивной борьбе.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки юных борцов положениями, в которых:
- уточнено определение понятия «координационные способности юных борцов» как компонента структуры их физической подготовленности;
- детализированы основные требования к качественным параметрам двигательной деятельности юных борцов, отражающие специфику их сенсорного и моторного компонентов;
- дано объяснение специфике воспитания координационных способностей средствами музыки.
Практическая значимость работы заключается в разработке практико-методических рекомендаций для специалистов в области борьбы, которые помогут правильно организовать и провести учебно-тренировочный процесс, с учетом индивидуального подхода к каждому занимающемуся, а также различных психомоторных и физиологических факторов, оказывающих положительное влияние на рост спортивного мастерства. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы в системе профессиональной подготовки, в процессе повышения квалификации педагогических кадров.
Структура и объем лицензионной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы.
1. Теоретическое обоснование исследованной проблемы
1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений
Физическая культура охватывает огромную область двигательных и умственных упражнений, призванных совершенствовать биологические функции человека. Роль физической культуры возрастает в связи с ростом технического прогресса, снижающего двигательные энергозатраты в деятельности человека.
Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют высокие требования: к энергетике (А.А. Виру и др., 1988;. Г.С. Туманян, Коблев Я.К 1973 и др.), скоростно-силовым качествам (Е.Б. Под-скоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н.А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А.Китаев-Смык, 1983; А.В. Ивойлов, 1986 и др).
Путь к мастерству, лежит только через массовость (Н.Н. Пархоменко, А.А. Новиков, 1983), а массовость можно обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту (Л.П. Матвеев, 1969), перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку (Б.А. Никитюк, 1994).
Результаты опроса проведенные А.С. Кузнецовым (2009) показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:
- слишком сложные упражнения- 27 %:
- боязнь соревновательных схваток - 42%;
- тяжелые физические нагрузки - 98 %.
- не присваивают разрядов - 53%
- мало борьбы - 61 %
- мало приемов единоборств - 72%
- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%
Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8