Рефераты. Психологические особенности мотивации спортсменов подросткового возраста, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта

Приобретение полезных знаний и умений в спорте и мотив стремления к успеху также положительно взаимосвязаны, т.е. для спортсменов занимающихся индивидуальным видом спорта приобретение навыков означает успех в спорте, при этом следующая связь обратно пропорциональная между показателями избегания неудач и познанием в спорте ее подтверждает и свидетельствует о том, что они расценивают свое не знание в спортивной деятельности как возможность неудач.

В данной группе существует обратная пропорциональная связь в шкалах познания в спорте и мотива избегания неудач (-0,41), здесь можно предположить, что спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, считают, что все знания и умения, приобретенные в спорте, помогут им в дальнейшем избежать неудач, и достичь высоких результатов.


Выводы и предложения


В ходе проведенного исследования мы пришли к выводам, что существуют различия в показателях мотивации между спортсменами подросткового возраста, занимающимися командными и индивидуальными видами спорта.

Так, у спортсменов командного спорта, в отличие от индивидуалов преобладают мотивы коллективистской направленности и приобретения полезных для жизни умений и навыков. У спортсменов занимающиеся индивидуальным видом спорта, доминируют мотивы стремления к материальному благу, улучшения здоровья и самочувствия и мотив эстетического удовольствия и остроты ощущений. Обе группы в равной степени более настроены на достижение успеха, чем на избегание неудач.

В межличностном взаимодействии и в конфликтных ситуациях спортсмены командного спорта используют такие типы поведения, как сотрудничество и приспособление, тогда как индивидуальные спортсмены проявляют чаще соперничество. Обеим выборкам свойственен так же компромисс.

Удовлетворенность социально-психологическим климатом в спортивной команде значительно влияет на общую удовлетворенность от спорта, создает устойчивость мотива к победам. Следовательно, в спортивной команде межличностные отношения необходимо выстраивать таким образом, чтобы избегать подобных состояний и не давать появляться депрессиям у спортсменов. Необходимо создавать обстановку доверия, поощрения, в которой спортсмен всегда найдет поддержку, помощь и совет. Создание благоприятных межличностных отношений в этом случае снизит все психологические риски спортсменов и положительно повлияет на мотивацию к успеху.

Работа по повышению мотивации должна проводиться непрерывно в обоих описанных направлениях (непосредственное воздействие и воздействие через улучшение межличностных отношений). Также можно выделить набор необходимых действий по повышению мотивации, которые должны осуществляться либо тренером, либо спортивным психологом в команде для достижения наилучшего эффекта. К тому же нами было исследовано отношение обеих выборок к тренеру, и мы пришли к выводу, что спортсмены из командного спорта достаточно высоко оценивают деятельность тренера, у команды и тренера хорошие взаимоотношения, в вопросах подготовки к соревнованиям команда доверяет своему руководителю., а спортсмены индивидуального спорта относятся к тренеру как к личность, по их результатам можно сказать, что тренер для команды имеет высокое значение как человек, которому они доверяют, они ценят его за достижения, как в спорте, так и в обычной жизни. Поэтому мы считаем, что в работе с мотивацией спортсменов особая роль отводиться тренерам. Данный цикл рассмотрен в следующем разделе.

Можно выделить следующие этапы тренерской деятельности по работе с мотивационной сферой спортсменов [36,с.58]:

1.   Первичное выявление мотивации спортсмена.

2.   Формирование или корректировка мотивации спортсмена.

3.   Мониторинг мотивации спортсмена.

4.   Поддержание мотивации спортсмена.

В самом начале работы тренера с командой необходимо выявить мотивацию каждого из спортсменов. Особенно в детской спортивной команде первоначальная мотивация всех спортсменов может быть различной, могут не совпадать цели, могут быть разные амбиции и тяга к победам. В ситуации разной мотивации очень сложно организовать команды и заставить ее двигаться синхронно к единой цели. Именно для этого тренер в самом начале с помощью различных методик должен исследовать каждого члена команды. Может быть использовано: тестирование, личные беседы, наблюдение за поведением спортсмена, беседы с его родителями (относится к детской спортивной команде), беседы с другими спортсменами.

В результате тестирования тренер увидит ситуацию с мотивацией в команде и сможет выработать ряд действий направленных на формирование необходимой мотивации каждого из спортсменов. С этого момента начнется второй этап работы над мотивацией команды – этап формирования или корректировки мотивации.

На этом этапе тренеру необходимо сформировать или скорректировать у каждого члена команды [36,с.71]:

-     Потребности в достижении успеха;

-     Общекомандные цели;

-     Интерес к спорту и к игре;

-     Прочие составляющие мотивационной сферы.

Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. Так что тренеру необходимо постоянно следить за состоянием мотивации спортсменов, особенно в период соревнований. Отслеживание мотивации спортсменов может проходить с использованием всех методик, перечисленных для первоначального выявления мотивации, а поддержание мотивации требует постоянного влияния на потребности спортсмена, корректировки целей, влияния на интерес и другие составляющие мотивационной сферы.

Заключение


Как показало исследование вопрос мотивации к спорту у спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта, представляет социально-психологический интерес. Мотивация определяет побуждение к деятельности.

Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

– является пусковым механизмом деятельности;

–поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

–регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру [17,с.54]. Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

У спортсменов командного спорта превалируют показатели таких мотивов занятия спортом как мотивы общения и приобретения полезных для жизни качеств. При взаимодействии данная группа проявляет сотрудничество и приспособление. По отношению к тренеру проявляют гностический тип восприятия.

У спортсменов занимающихся индивидуальным видом спорта наиболее выражены мотивы получения материального блага, физического совершенства, улучшения здоровья и самочувствия. При взаимодействии данная группа больше проявляет соперничество, при взаимодействия с тренером высоко проявляется эмоциональный показатель.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что мотивационная сфера спортсменов подросткового возраста зависит от выбора вида спортивной деятельности подтвердилась, цель достигнута.

В свете возрастающего интереса к спорту в Российской Федерации и в свете предстоящих Олимпийских игр в Сочи в 2014 году мы надеемся, что тренеры и спортивные психологи совместно будут искать наиболее эффективные и современные механизмы повышения эффективности деятельности спортивных команд. И в рамках этой деятельности обязательно вопрос влияния отношений внутри команды на мотивацию спортсменов должен быть окончательно раскрыт.


Список использованной литературы


1.                 Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.

2.                 Андреева Г.М. Социальная психология. — М., МГУ, 2002.

3.                 Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., Аспект-пресс. 2005.

4.                 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999

5.                 Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

6.                 Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие. – Иркутск. 1989.

7.                 Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. – М., 2002

8.                 Ванек М., Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1982

9.                 Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002

10.             Волков И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. – М.: Советский спорт, 2005

11.             Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература. 2002

12.             Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М. 1996

13.             Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев. 1989.

14.             Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004

15.             Гуськов С.И., Линец М.М., Платонов В.Н., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. – Киев.: Олимпийская литература. 2000

16.             Журавлев А.Л. Социальная психология. – М. 2002

17.             Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М. 2004

18.             Иванков Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта – Инсан. 2005

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.