Рефераты. Психологические особенности мотивации спортсменов подросткового возраста, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта

Данные представленные в таблице 4, иллюстрированы на рисунке 1:


Рис.1 Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова, в первой группе испытуемых


Как видно из рисунка 1, у первой группы, занимающейся командными видами спорта, лидером среди мотивов является мотив повышения престижа и желание славы, и мотив физического совершенства. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что в первой группе высоко ценятся физическое развитие, ловкость, гибкость, координация, сила, так же высокие показатели получил вопрос о «привлекательности для противоположного пола», что немало важно для подросткового возраста.

Мотив повышения престижа и желание славы так же высоко оцененный, говорит о желании стать лидером в определенном коллективе и чувствовать собственное превосходство над другими, так же данный мотив отвечает за стремление достичь новых результатов и высот в спорте, что благотворно сказывается на карьере как спортсмена, так и команды в целом.


Таблица 5

Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, во второй группе испытуемых

шкалы

Вторая группа

(гимнасты)

Общение

5,1

Познание

1,9

Материальное благо

4,5

Развитие характера и психических качеств

2,1

Физическое совершенство

8,6

Улучшение здоровья и самочувствия

4,5

Эстетическое удовольствие и острота ощущений

5,5

Приобретения полезных для жизни умен. и знан.

4,1

Потребность в одобрении

6,8

Повышение престижа желание славы

8,1

Коллективистская направленность

4,1


Данные представленные в таблице 5, иллюстрированы на рисунке 2:

Рис.2. Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, во второй группе испытуемых


По результатам, представленным на рисунке 2, можно сказать, что вторая группа испытуемых занимающаяся индивидуальными видами спорта так же, как и первая высоко оценила мотив физического совершенства и мотив повышения престижа и желания славы. Из чего следует, что спортсмены подросткового возраста высоко ставят перед собой физическую привлекательность, и благодаря этому усиленно тренируются, а мотив повышения престижа говорит, о том, что в компаниях подростков, и в обществе в целом высоко ценятся спортивные достижения, в силу чего самооценка подростков повышается, за счет признания их достижений со стороны сверстников, товарищей по команде и родителей.

Таблица 6

Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, в группах испытуемых

шкалы

Первая группа

(баскетболисты)

Вторая группа

(гимнасты)

Общение

5,4

5,1

Познание

2,9

1,9

Материальное благо

3,1

4,5

Развит.характера и псих.качеств

1,5

2,1

Физическое совершенство

7,1

8,6

Улучшение здоровья и самочув

2,3

4,5

Эстетич. удовольствие и острота ощущений

1,2

5,5

Приобретения полезных для жизни умен. и знан.

6,3

4,1

Потребность в одобрении

6,4

6,8

Повыш. престижа

7,2

8,1

Коллектив. направленность

6,8

4,1


Данные представленные в таблице 6, иллюстрированы на рисунке 3:


Рис. 3 Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, в группах испытуемых

По методике «Изучение мотивов занятий спортом», обе группы испытуемых дали высокие показатели по мотивам физического совершенства и за повышения престижа. Т.е. независимо от рода спортивной деятельности подростки во многом мотивированы физической развитостью и красивым, развитым телом, что во многом обусловлено спецификой возраста. Подростки хотят быть более успешными, и привлекательными как для сверстников, так и для окружающих в целом.

Так же невозможно не затронуть мотивы, проявившиеся на низком уровне, в их числе: эстетическое удовольствие и острота ощущения, познание, развитие характера и психических качеств. Обе группы испытуемых дали по этим показателям низкие результаты, из, чего можно сделать вывод, что низко оценивают данные показатели подростки в силу своего возраста. Но так, же можно сказать, что команда и тренер делают акцент на других спортивных показателях. Но развитие характера происходит не зависимо от, желания спортсмена, в ходе постоянных тренировок и соревнований вырабатывается выносливость как физическая, так и моральная. Происходит познание себя как личности, как участника соревнований, и как спортсмена в полном смысле этого слова. Познание выражается и в том, что спортсмен изучает новые виды спорта, познает специфику общения с другими людьми, учиться работать в команде и достигать индивидуальных результатов.

Индивидуальные данные, полученные по методике диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан представлены в Приложении 3.

Таблица 7

Средние показатели по методике «Диагностики мотивации достижения» А. Мехрабиан в 1 и 2 группе испытуемых

шкалы

Первая группа

Вторая группа

Мотивация стремления к успеху

100

95

Мотивация избегания неудач

88

82


Данные полученные в таблице 7, представлены на рисунке 4:


Рис. 4. Показатели по методике «Диагностики мотивации достижения» А. Мехрабиан в 1 и 2 группе испытуемых

По данным, полученным в ходе проведения методика «Диагностика мотивации достижения», у первой и второй группы выявились наибольшие показатели по шкале мотивация стремления к успеху. Таким образом, можно сказать о присутствии у данных испытуемых желания достичь успеха в выбранной деятельности. Им свойственна прямолинейность высказываний, интерес к азарту, стремление к обеспеченности.

Наименьший показатель так же в обеих группах выявлен по шкале мотивация избегания неудач. Из чего можно сделать вывод о том, что данная группа стремиться проявлять инициативу в различных ситуациях, не боясь ошибиться, принимают решение спонтанно по своим ощущениям, ионии менее всего переживают, что о них подумают окружающие если, у них, что то не получиться.

На основании полученных данных по методике «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» Ю.Ханина, А. Стамбулова, были подсчитаны показатели по основным компонентам: «гностический», «эмоциональный», «поведенческий» в двух исследуемых группах.

Индивидуальные данные, полученные по методике Ю.Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» представлены в Приложении 4.


Таблица 8

Средние показатели по методике Ю.Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» в первой группе испытуемых

шкалы

Первая группа

гностический

4,2

эмоциональный

3,8

поведенческий

4,1


Данные таблицы 8 представлены на рисунке 5:


Рис.5 Средние показатели по методике Ю.Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» в первой группе испытуемых

В ходе проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что в первой группе испытуемых высокие показатели получил гностический компонент, т.е. спортсмены достаточно высоко ценят своего тренера как специалиста, считают его достаточно компетентным и доверяют правильности выбора методов и средств, которые он применяет. Так же высокий результат получил поведенческий компонент, из чего следует что у первой группы хорошие взаимодействия с тренером, для достижения наилучшего результата тренер и спортсмен действуют слаженно и продуктивно, что естественным образом сказываться на внутригрупповом климате команды. Самый низкий результат поучил эмоциональный компонент восприятия (3,8 балла), из чего можно сделать вывод о том, что спортсмены менее всего воспринимают своего тренера с позиции привлекательности как личности.


Таблица 9

Средние показатели по методике Ю.Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» во второй испытуемых

шкалы

Вторая группа

гностический

3,3

эмоциональный

4,2

поведенческий

3,9


Данные полученнве в таблице 9 представленны на рисунке 6:

Рис.6 Средние показатели по методике Ю.Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» во второй группе испытуемых

Как видно из рисунка 6, спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, получили высший результат по шкале эмоциональный параметр взаимоотношений между тренером и спортсменом, что свидетельствует о симпатии тренера спортсмену, что немало важно в команде. Члены команд имеют хорошие отношения с тренером, прислушиваются к его мнению и доверяет ему. Средние показатели получил поведенческий стиль восприятия. Можно предположить, что это связанно с взаимодействием тренера и команды, спортсмены подчиняются тренеру, но при этом стремятся проявить индивидуальность. Самый низкий результат по показателям гностического параметра, это связано с мнением команды о некомпетентность тренера в некоторых вопросах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.