Другие упражнения: глубокие выдохи, сочетаемые с задержкой дыхания; переходы от частого поверхностного дыхания к замедленному; ритмическое дыхание в определенных позах - приводят к снижению уровня активности данных процессов. В практике зарубежных боксеров применяются комплексы дыхательных упражнений, включающих ритмические дыхательные движения, упражнения с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, гипервентиляцию, сочетаемую с замедленным дыханием, дыхательные упражнения с резкими толчкообразными выдохами и др.
Более эффективными являются дыхательные упражнения, способствующие снижению нервно-психической напряженности и эмоционального возбуждения боксеров. Их нередко включают в некоторые системы психорегуляции, используемые в подготовке спортсменов. Приемы дыхательной психорегуляции применяются в тренировочных занятиях (в конце их основной части или заключительной), а также в разное время дня в зависимости от поставленных задач (успокоение или активизация состояния боксера). [51]
Эффективность психорегуляции в конечном итоге будет зависеть от того, в какой степени боксеры овладели навыками психической саморегуляции.
Обучать боксеров этим навыкам целесообразно по определенной системе, условно названной психодидактикой. Под ней понимается использование различных средств и методов психорегуляции, направленных на последовательное (поэтапное) совершенствование процессов самоконтроля и саморегуляции, вплоть до выработки самоприказов.
На первом этапе предусматривается использование различных средств гетерорегуляции (т.е. регуляции извне с помощью тренера, психолога или других лиц, а также каких-либо средств воздействия, например аппаратурных) с целью создания у боксера представлений о том, чего он должен затем достигнуть самостоятельно. Например, боксеру объясняются ощущения расслабления, тепла и тяжести. Затем психолог или тренер внушает ему эти состояния, а он старается их прочувствовать. Известно, что гетерорегуляция на первых порах дает значительно больший эффект, чем саморегуляция.
На этом этапе весьма желательно применение различных аппаратурных или подсобных средств воздействия, особенно когда боксеру не удается сформировать нужное ощущение. Так, при плохом ощущении тепла в руках или ногах можно направить на эти участки тела свет от специальных рефлекторов или опустить конечности в теплую воду и проводить при этом внушение тепла. Чтобы облегчить вхождение в состояние релаксации, целесообразно пользоваться аппаратами «Лэнар» и «Пэлана».
Боксер на данном этапе обучения скорее пассивен: все ощущения ему внушают, а он обязан лишь фиксировать их в памяти. Так, обучая боксеров навыкам формирования ОБС, сначала проводят с ними сеансы гетеровоздействия (гипносуггестии), в которых с помощью формул, составленных самими боксерами, психолог внушает им ОБС по частям или полностью. Отзывы боксеров свидетельствуют о том, что при таких сеансах ОБС воспроизводится легче и ярче, чем при самовнушении[17, c. 135-137].
На втором этапе боксеры уже сами должны учиться формировать эти состояния. Данный этап можно подразделить на два подэтапа. На первом подэтапе продолжается освоение навыка саморегуляции, но еще используются различные средства, которые могут помочь лучше сформировать нужное состояние. На втором подэтапе вспомогательные средства не применяются. Здесь уже важно определить, что называется, «ключ к себе». Под этим подразумевается конкретный прием или средство самовоздействия, с помощью которых можно добиться необходимой степени расслабления или, наоборот, мобилизации.
Например, один боксер лучше чувствует тепло в мышцах, когда представляет, как мышца заполняется теплой кровью, а другой – когда «видит» себя в теплой ванне или под горячим душем. Поэтому первый чувствует соответствующие ему формулы, а второй – совсем другие образы и слова. Точно так же для одного боксера будет более эффективным яркое, образное представление нужного ощущения, а для другого – многократное словесное «изображение» его.
На третьем этапе система саморегуляции отрабатывается до автоматизма. При этом роль активного, сознательного процесса уменьшается. Человек может даже полностью не осознавать какое-либо вновь появляющееся ощущение, но оно уже способно включать комплекс полезных защитных психофизиологических механизмов. Например, при получении травмы, связанной с сильной болью, у рукопашника срабатывает реакция самоанестезии, и он как бы не замечает боль. Или, чтобы мгновенно расслабиться и восстановиться в процессе схватки, рукопашник использует любую паузу, во время которой с помощью самоприказа «Расслабиться!» быстро входит в состояние релаксации.
Третий этап психодидактики весьма сложен.
При обучении боксеров психической саморегуляции должен соблюдаться принцип направленности средств и методов психорегуляции на решение задач тренировочной и профессиональной деятельности[2, c. 89-91]
Психогигиена бокса - область общей гигиены и медицинской психологии, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья боксера. Она тесно связана с психопрофилактикой, занимающейся выявлением и предотвращением нервно-психических и психосоматических (т.е. телесных, но вызванных воздействием психологических причин) заболеваний[16, c. 78-79].
В области бокса эти отрасли науки ставят задачи определить воздействие различных физических и психических нагрузок, а также ударов в голову на интеллект, психические процессы и состояния боксеров, диагностировать отклонение от нормы в психическом здоровье в ходе тренировки и выступлений в соревнованиях, разрабатывать меры, позволяющие предотвращать психическое перенапряжение и утомление, возникновение психологических травм и невротических состояний, способствовать нервно-психическому восстановлению спортсменов после тяжелых нагрузок.[52]
Главная задача психогигиены бокса — обеспечение психического здоровья боксера, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией.
Спортивная деятельность нередко вынуждает спортсменов скрывать внешние проявления психической напряженности из-за нежелания показать свою слабость, боясь не попасть в команду, и т.п. Все это, естественно, влияет на здоровье спортсменов, поэтому в основе психогигиены лежит четкий объективный контроль за психическим состоянием спортсмена с обязательным критическим осмыслением полученных данных. С этой целью могут активно применяться различные методы психодиагностики спорта.
Научно-практические исследования показывают, что психические расстройства в спорте связаны, в основном, со снижением уровня работоспособности. С целью восстановления психической работоспособности психогигиена предлагает ряд специальных методов.
В качестве таких методов могут применяться[5, c. 16-19]:
1. Внушение в состоянии бодрствования.
Со спортсменом проводится беседа. В простой, ненавязчивой форме ему объясняются причины его неудач и рекомендуют доступные варианты их оперативного преодоления. Очень важно, чтобы совместно со спортсменом обсуждалось все, что необходимо устранить в процессе психорегуляции. Спортсмен должен чувствовать себя активным партнером психолога (тренера), проводящего с ним беседу, а не выступать в роли потребителя.
2. Гипносуггестия.
Под вербальными гипносуггестивными воздействиями подразумевается формирование у спортсмена (с помощью слов) особого сноподобного состояния, в котором процессы восстановления будут протекать намного эффективнее, чем во сне или в состоянии бодрствования.
3. Аппаратурные методы.
Применение словесных методов в некоторых случаях бывает недостаточно. Следует отметить основные причины: 1) недостаточная внушаемость спортсмена; 2) неумение пользоваться методами психорегуляции; 3) отсутствие условий для проведения сеанса; 4) значительное снижение или, наоборот, повышение нервно-психического напряжения; 5) неверие в эффективность словесных методов воздействия.
При появлении причин недостаточности применения словесных методов большую пользу в осуществлении восстановления психической работоспособности оказывают аппаратурные методы.
В целях психопрофилактики и психогигиены в спорте используются различные психофармакологические средства. Целесообразность их использования объясняется тем, что:
основное действие этих препаратов помогает нормализовать психо-вегетативные реакции;
они значительно повышают физическую и умственную работоспособности.
Психофармакологические средства делятся на пять групп[5, c. 19-21]:
1) транквилизаторы оказывают седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение, страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают вегетативные расстройства;
2) антидепрессанты (две разновидности): одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психическую активность;
3) психостимуляторы оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений;
4) ноотропы действуют на разум, улучшают деятельность высших психических функций, используются в качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения адаптации к длительным физическим нагрузкам;
5) адаптогены очень многочисленны, широко используются в народной медицине. Выделяют две группы адаптогенов:
а) преобладают экономизирующие свойства (препараты женьшеня, элеутерококка, золотого корня и др.);
б) выражены стимулирующие свойства (препараты китайского лимонника, левзеи и др.).
Психофармакологические средства должны применяться по назначению врача в случаях необходимости, только в послесоревновательном или тренировочном периоде[17, c. 144-146].
2.3 Методы повышения уровня психологической подготовки боксеров
Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.
По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на[32, c. 54-59]:
1) мобилизующие;
2) коррегирующие (поправляющие);
3) релаксирующие (расслабляющие).
По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы[32, c.59-61]:
1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);
2) преимущественно психологические (суггестивные, т. е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);
3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).
По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т. е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;
3) средства воздействия на волевую сферу;
4) средства воздействия на эмоциональную сферу;
5) средства воздействия на нравственную сферу.
По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;
2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.
По времени применения эти средства и методы делятся на:
1) предупреждающие;
2) предсоревновательные;
3) соревновательные;
4) постсоревновательные.
По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т. д.). На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13