В боксе оценке психологических показателей тренированности уделялось и уделяется большое внимание. Прежде всего, внимание заостряется на оценке двигательных реакций боксеров, поскольку реакции эти тесно связанны с уровнем тренированности. Двигательные реакции бывают простые, сложные и антиципирующие. Простые реакции в меньшей степени отражают уровень тренированности, поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются.
В последнее время для определения специфических реакций использовалась аппаратура, позволяющая моделировать условия характерные для деятельности боксеров. В частности, в качестве определенного раздражителя используется не простое зажигание лампочки, а определенные позы боксеров (боевая стойка, нанесение удара правой в голову), которые высвечиваются на специальных диапозитивах. Испытуемый должен реагировать определенным действием (или бездействием) на ту или иную позу, изображенную на диапозитиве.
Чувство времени у боксеров можно определить с помощью декатронного миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку или заряд секундомера на определенной точке , а затем повторить все это, но уже без зрительного контроля.
Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих реакций.
Для оценки психических состояний, и в частности эмоционального состояния, чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления (ЭКС)[36, c. 8-16].
Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат тремометры самых разных конструкций, наиболее подходящими для оценки психического состояния боксеров
Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при исследовании предстартового состояния боксеров. Все описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны, не требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике бокса.
Основными методиками оценки психологического состояния можно назвать различные виды анкетирования (в частности, анкета самооценки), выше также упоминались такие методики, как «САН» и «градусник» Ю.Я. Киселева, более подробно описанные в приложении к данному исследованию.
К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно, поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа, на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпретация данных полученных с его помощью.[39, c. 121-123]
Заключение
Роль личности психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста велика. Она заключается в следующих моментах:
- поддержка спортсмена в трудные периоды (неудачные выступления, личные переживания и т.д.)
- формирование воли спортсмена
- обучение боксеров методикам преодоления психологических трудностей
- работа с тренером, обучение его психологическим тонкостям. Это необходимо для полноценной работы с боксерами даже в период временного отсутствия психолога.
Психологическое обеспечение подготовки и тренировки спортсменов заключается в:
- информировании боксера о предстоящих трудностях
- создании настроя на эффективную работу
- формировании воли к победе
Психологическая подготовка к соревнованиям имеет четыре этапа:
- ранняя психологическая подготовка (примерно за месяц до соревнований и до жеребьевки);
- психологическая подготовка к бою (от объявления результатов жеребьевки и до начала поединка);
- психологическое воздействие на боксера и активная саморегуляция его эмоций во время турнира;
- психологическое воздействие после окончания соревнований (в зависимости от результатов выступления боксера).
К психолого-волевым аспектам в подготовке юношей-боксеров можно отнести воспитание:
- инициативности
- уверенности в себе и своих силах
- смелости
- решительности
- стойкости.
Наличие этих качеств у молодого боксера – залог дальнейшей продуктивной работы спортсмена и его продвижения по карьерной лестнице в боксе.
Диагностика состояния психической готовности боксера, как и оценка характеристик его психологической готовности, основаны на следующих методиках:
- треморометрия
- реакция на время
- теппинг-тест в модификации «спокойно», «быстро», «максимально быстро» по Ю.Я. Киселеву
- ассоциативный эксперимент
- тесты для установления притязаний и самооценки
- методика «САН»
К методам восстановления и психорегуляции в основном относят техники гетерорегуляции и ауторегуляции.
Методы гетерорегуляции
Приказ — наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.
Рациональное внушение — это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:
логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;
устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;
выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.
Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):
фракционный гипноз (частичный)
гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж»)
Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».
Методы ауторегуляции
«Наивные» методы саморегуляции — это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый характер.
Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Невербальные — дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.
Методика дыхательной психорегуляции, которая основывается на правильном, релаксирующем дыхании.
Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).
Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:
1) предупреждением их возникновения;
2) ликвидацией уже сформировавшихся состояний. Для проведения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.
Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрустрация (разочарование).
Фрустрация.
Фрустрация может приводить к трем формам поведения (реакциям): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной. Довольно часто встречается первая форма реагирования – экстрапунитивная, связанная с возникновением внутреннего «подстрекателя» или с мотивацией агрессии.
При второй форме поведения – интрапунитивной – у спортсмена возникают состояние тревоги, подавленность, молчаливость, обвинение самого себя в причинах расстройства (дезорганизации) деятельности, сознание своей вины.
Третья форма реагирования – импунитивные реакции, в которых фрустрирующая ситуация рассматривается спортсменом как малозначащая и исправимая со временем.
Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя:
1) логический анализ ситуации;
2) выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты;
3) составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.
Самое лучшее для юношей-боксеров в период восстановления и подготовки – это знать, что есть человек, который поможет преодолеть все возникающие трудности. Если спортсмен будет доверять психологу команды, то их сотрудничество будет плодотворным, какую бы методику ни применил психолог.
Анализ работы психолога с боксерами заключается в оценке итогов соревнований. Чем выше итоги (количество завоеванных боксером наград, величина выставленных оценок и т.д.), тем продуктивнее была проведенная психологом и тренером работа. Если после неудачного выступления у спортсмена остается сильное желание продолжать борьбу, то это также можно считать заслугой психолога, который сумел сформировать в юноше волю.
Библиографический список
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. // А.В. Алексеев: - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 192 с.
2. Алимов А. Бокс. Пособие по применению, или Путь мирного воина //А. Алимов: - Феникс, М., 2008, 177 с.
3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка.// А.Г. Асмолов: - М.: Физкультура и спорт,1999.
4. Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1997.- №10
5. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Аутовоздействие и гетеровоздействие при развитии самообладания у спортсменов // Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева: - Саратов: СГПИ, 1996.
6. Белкин А.А. Идеомоторная тренировка в спорте. // А.А. Белкин: - М.: ФиС, 2003. - 128 с.
7. Бокс: Учебник для институтов физической культуры. /Под редакцией Дягтерева А.К. М.: Физкультура и спорт,1999
8. Бокс: Ежегодный справочник для тренеров.// М.: Физкультура и спорт, 2000., 4 выпуск.
9. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте. // Н.А. Батурин: - Омск. 1998.
10. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера.//Б.И. Батурин: - М.: Физкультура и спорт. 1997.
11. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций.// Е.Ф. Василюк: - М.: Физкультура и спорт .1994
12. Волынкина Г.Ю., Суворова Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека.// Г.Ю. Волынкина, Н.Ф. Суворова: - изд. «Ленинград», СПб, 1991.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13