Рефераты. Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у старших дошкольников

Высокий уровень – 6 %

Средний уровень – 56 %

Низкий уровень – 38 %

В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 6 %

Средний уровень – 50 %

Низкий уровень – 44 %

В целом по группам необходимо отметить, что более 40 % детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития телесной и ручной ловкости.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию ловкости, индивидуальные особенности детей, отсутствие у некоторых детей интереса к физкультурным занятиям.

Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определенной системы работы по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников, подбор наиболее эффективных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Поэтому, мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать кружок «Школа мяча» и основным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.



II.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений с мячом


Цель формирующего этапа эксперимента – повышение уровня развития ручной ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом.

Для достижения цели данного этапа эксперимента мы поставили перед собой ряд задач:

1. С детьми экспериментальной группы организовать кружок по обучению детей умению действовать с мячом «Школа мяча».

2. Составить календарный план работы кружка, определив задачи работы, характер упражнений и содержание подвижных игр с мячом большой и малой подвижности на каждое занятие.

3. Составить перспективный план распределения подвижных игр с мячом в течение года во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.

4. Оформить всеобуч для педагогов и родителей на тему: «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте».

5. Подобрать подвижные игры и игровые упражнения на развитие телесной и ручной ловкости.

После проведения исследования уровня развития ручной ловкости у старших дошкольников нами был создан кружок «Школа мяча».

План работы кружка был составлен на основе методических рекомендаций Э.Й. Адашкявичене. Она проводилась один раз в неделю в вечернее время.

Перспективный план включал определение основных задач на каждый месяц, а также распределение подвижных игр с мячом в течение всего года.

Календарный план включал определение задач на каждое занятие и в соответствии с задачами подбор подвижных игр и упражнений с мячом, их включение в структуру занятия в зависимости от содержания и степени подвижности.

Работа кружка была построена таким образом, что каждое занятие стоилось по традиционной структуре: вводная, основная и заключительная часть.

Во вводной части детям давались разнообразные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для дальнейшей работы определенных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).

Основная часть включала общеразвивающие упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах разными способами, броски мяча в корзину и тому подобное.

В заключительной части занятия с детьми проводились игры с мячом разной подвижности: большой и малой. Каждая игра разучивалась с детьми, закреплялась и совершенствовалась. Подвижные игры включали такие упражнения с мячом, которые разучивались детьми на занятии.

Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура игр способствовали активной двигательной деятельности детей. Физическая нагрузка в игре регулировалась расстоянием для пробежек, числом повторений, продолжительностью остановок в игре. Нами была составлена картотека подвижных игр, основной целью которых является ручной ловкости старших дошкольников посредством игр с мячом.

По нашим рекомендациям подвижные игры с мячом включались в экспериментальной группе в разные формы работы с детьми: в перерывах между занятиями («Съедобное-несъедобное», «Кого назвали, тот ловит мяч»), на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.

С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:

- методика развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте;

- особенности содержания и методики проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте;

- подвижные игры и упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости.

Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему: «Подвижные игры с мячом на развитие ручной ловкости для детей старшего дошкольного возраста». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных игр, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Нами был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы:

1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников.

Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников.

С детьми проводились занятия в кружке, содержание которых строилось в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа в кружке позволила реализовать принцип индивидуального подхода к детям при формировании такого психофизического качества, как ловкость.

С педагогами и родителями велась методическая и просветительская работа в форме семинаров, консультаций, на которых освещались теоретические вопросы по данной проблеме, обсуждались возникающие на практике трудности.


II.3 Определение эффективности проведенной работы


После проведения систематических занятий кружка, направленных на развитие ручной ловкости детей экспериментальной группы, в мае 2009 года нами была проведена повторная диагностика.

Цель контрольного этапа эксперимента – определить, насколько организованная нами кружковая работа оказалась эффективной для развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Обследование детей мы проводили по плану первого этапа эксперимента.

Полученные результаты таковы:

В контрольной группе:

Высокий уровень физического развития показали 4 человека (25 %)

Уровень выше среднего – 7 человек (44 %)

Средний уровень выявлен у 5 человек (31 %)

В экспериментальной группе:

Высокий уровень физического развития выявлен у 6 человек (38 %)

Уровень выше среднего показали 8 человек (50 %)

Средний уровень у 2 человек (12 %)

Как видно из полученных данных, в течение учебного года произошел значительный скачок физического развития у большинства детей, принимавших участие в исследовании.

Также была проведена повторная диагностика уровня развития телесной и ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.

Результаты таковы:

В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития телесной ловкости (челночный бег 3*10 метров),

увеличилось на 13 %

В экспериментальной группе – на 44 %

В контрольной группе количество детей, имеющих средний уровень развития телесной ловкости, увеличилось на 6 %

В экспериментальной группе уменьшился на 13 %

В контрольной группе низкий уровень развития телесной ловкости у детей уменьшился на 19 %

В экспериментальной группе на 31 %

Данные изменений показателей ручной ловкости при отбивании мяча об пол таковы:

В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития ручной ловкости, увеличилось на 6 %

В экспериментальной группе на 69 %

В контрольной группе средний уровень развития ручной ловкости у детей увеличился на 6 %

В экспериментальной группе уменьшился на 32 %

В контрольной группе количество детей, имеющих низкий уровень развития ручной ловкости, уменьшился на 13 %

В экспериментальной группе на 37 %

Данные изменений показателей ручной ловкости при подбрасывании и ловле мяча следующие:

В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития ручной ловкости, увеличилось на 18 %

В экспериментальной группе на 26 %

В контрольной группе средний уровень развития ручной ловкости у детей уменьшился на 6 %

В экспериментальной группе увеличился на 12 %

В контрольной группе количество детей, имеющих низкий уровень развития ручной ловкости, уменьшился на 12 %

В экспериментальной группе на 38 %

В среднем по всем параметрам в экспериментальной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 50 %

Средний уровень – 44 %

Низкий уровень – 6 %

Повторная диагностика позволила выявить следующие изменения уровня развития ловкости у детей данной группы:

Высокий уровень увеличился на 50 %

Средний уровень уменьшился на 12 %

Низкий уровень уменьшился на 38 %

В среднем по всем параметрам в контрольной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 18 %

Средний уровень – 50 %

Низкий уровень – 32 %

Повторная диагностика в контрольной группе позволяет сделать следующие выводы:

Высокий уровень увеличился на 12 %

Средний уровень остался неизменным

Низкий уровень уменьшился на 12 %

Наиболее эффективным методом в оценке развития психофизических качеств, в том числе выносливости, служит прирост показателей за период подготовки в течение учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования (в сентябре) и полученными в конце года (в мае).

Для педагогов дошкольных учреждений определение темпов прироста показателей физических качеств рассчитывается по формуле [28, стр. 123]:


W = 100 % (V2 – V1)


½ (V1 + V2)


где W – прирост показателя теста в %;

V1 – исходный показатель тестирования;

V2 – конечный показатель тестирования.

Усаковым В.И. в 1989 году была определена шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста, которая дает возможность выяснить, за счет чего произошел рост исследуемого физического качества [17, стр. 123].

Нами были выявлены темпы прироста в развитии телесной ловкости и ручной ловкости (по результатам теста «отбивание мяча об пол» в контрольной и экспериментальной группах.

Сравнительные результаты таковы:

Телесная ловкость (бег 3*10 м)

Неудовлетворительные результаты показали

В контрольной группе – 25 % детей

В экспериментальной группе – 25 % детей

Удовлетворительные результаты показали

В контрольной группе – 44 % детей

В экспериментальной группе – 6 % детей

Хорошие результаты показали

В контрольной группе – 25 % детей

В экспериментальной группе – 44 % детей

Отличные результаты были выявлены

В контрольной группе у 6 % детей

В экспериментальной группе у 25 % детей

Ручная ловкость (отбивание мяча об пол)

Неудовлетворительные результаты показали

В контрольной группе – 19 % детей

В экспериментальной группе – 0 % детей

Удовлетворительные результаты были выявлены

В контрольной группе у 6 % детей

В экспериментальной группе у 0 % детей

Хорошие результаты показали

В контрольной группе – 44 % детей

В экспериментальной группе – 25 % детей

Отличные результаты показали

В контрольной группе – 31 % детей

В экспериментальной группе – 75 % детей

По данным показателям можно сделать вывод о том, что в контрольной группе прирост в развитии ловкости произошел за счет естественного роста и системы воспитания, и лишь у 30 % детей – за счет целенаправленного эффективного использования физических упражнений.

В экспериментальной группе за счет системы физического воспитания и целенаправленного использования физических упражнений и естественных сил природы прирост в развитии ловкости произошел, в среднем, у 70 % детей.

В процессе работы нами было отмечено, что развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста определяется типом темперамента. Так, уравновешенные дети показали высокую работоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии телесной ловкости. Дети легко возбудимые успешнее и охотнее выполняли различные упражнения с мячом на скорость, с удовольствием участвовали в играх соревновательного характера, эстафетах, у них высокие показатели в развитии ручной ловкости.

Также необходимо отметить, что уровень развития ручной ловкости определяется уровнем физического развития. Так, дети, у которых достаточно высокий уровень физического развития, имеют более низкий уровень развития телесной и ручной ловкости. Это связано с интенсивным ростом детей, в процессе которого происходят значительные перестройки, как в работе органов, так и в технике движений, что значительно препятствует развитию выносливости.

Дети, имеющие средний уровень физического развития, небольшой рост и вес, наоборот, показывают достаточно высокий показатели в развитии телесной и ручной ловкости.

Таким образом, результаты повторной диагностики позволяют сделать выводы о том, что проводимая нами в течение учебного года целенаправленная работа по развитию ручной ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр и упражнений с мячом оказалась эффективной. Нами отмечены достаточно высокие показатели в приросте ручной и телесной ловкости по сравнению с детьми контрольной группы, в которой кружковая работа не проводилась.

Исходя из полученных результатов диагностики, нами были составлены графики: уровней физического развития, динамики развития телесной ловкости, ручной ловкости, графики прироста в развитии ловкости.

Таким образом, нами было организована опытно-экспериментальная работа по исследованию ручной и телесной ловкости детей старшего дошкольного возраста и проведено три этапа эксперимента.

Низкие показатели уровня развития ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента подвели нас к выводу о том, что в дошкольном учреждении, на базе которого проводилось исследование, работа по развитию данного качества недостаточно планомерна и систематична. Поэтому нами была спланирована определенная система работы по развитию ручной и телесной ловкости детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячом, организации и проведения кружка «Школа мяча».

На формирующем этапе эксперимента нами были составлены перспективный и календарный планы, продуманы формы работы с детьми, педагогами и родителями.

На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика, результаты которой показали значительное повышение уровня развития ручной и телесной ловкости детей экспериментальной группы. Количественные данные, полученные нами, позволили сделать вывод о том, что работа, организованная нами по развитию ловкости посредством подвижных игр с мячом оказалась эффективной. Конечные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Действительно, грамотное, систематическое включение в педагогический процесс подвижных игр и упражнений с мячом может существенно влиять на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста является физическое развитие и физическая подготовленность, которые характеризуются крепким здоровьем, закаленностью детского организма, развитием физических качеств.

Развитие такого психофизического качества, как ловкость способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.

Подвижные игры и упражения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для определения степени эффективности влияния подвижных игр с мячом на развитие ручной ловкости нами была организована опытно-экспериментальная работа, результаты которой подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп позволяют сделать вывод о том, что на таких занятиях в большей степени реализуется принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных физиологических и психических особенностей дошкольников, что позволяет более качественно построить свою работу по развитию психофизических качеств, формированию разнообразных видов движений, развитию культуры движений.

Педагогам, заинтересовавшимся данной проблемой, хотелось бы порекомендовать использовать подвижные игры и упражнения с мячом и другими предметами не только как средство развития ручной ловкости, но и как средство развития других физических качеств.



Библиография


1. Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1983

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1986

4. Волошина Я. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004

5. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. – Минск, 1987

6. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности/ Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Просвещение, 1980

7. Детские подвижные игры/ Под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006

8. Доронова Т. Право на охрану здоровья// Дошкольное воспитание. - № 9. – 2001

9. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду. – М.: Просвещение, 1980

10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985

11. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004

12. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971

13. Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. – М.: Медицина, 1972

14. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2004

15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985

16. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001

17. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – Спб.: Питер, 1998

18. Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2000

19. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. – М.: Просвещение, 1998

20. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005

21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001

22. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005

23. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск, 1989

24.Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004

25. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984

26. Цой Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников// Дошкольное воспитание. - № 10. – 2006

27. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1998

28. Шишкина В.А. Движение+движение. – М.: Просвещение, 1992


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.