Ручная ловкость проявляется и в точных движениях руки, поэтому для ее развития используются и такие игры, как: «Бильбоке» (для игры берется чашка на палочке и деревянный шарик, прикрепленный шнуром к палочке. Держа палочку, движением кисти надо подбросить шарик и поймать его в чашку); «Удочка» (в комплект входит деревянная, суживающаяся кверху усеченная полая пирамидка и привязанные к ней па шнурках деревянные шарики. Движением кисти играющий подбрасывает шарики и старается поймать их в пирамидку).
Воспитание ручной ловкости детей шести-семи лет успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх.
Игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте. В таких играх отсутствуют сюжет и роли, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность и быстроту их выполнения. Они требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
Степень развития ручной ловкости у детей 6-7-летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стену с расстояния 1 метр. Если за 30 секунд ребенок бросил и поймал мяч больше 24 раз - координация движений его рук хорошая, от 24 до 19 раз -удовлетворительная, меньше 19 - плохая. Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. При этом нельзя забывать и о других физкультурных занятиях, поскольку у детей с низким уровнем ручной ловкости, как правило, плохо развита общая координация и быстрота движений. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом. Необходим всячески поощрять их к таким играм, а при первой возможности сами играть с детьми в мяч.
При формировании ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ручной ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись
Исследование Л.Н. Голынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале левой или правой рукой, а затем наоборот.
Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости. [14, стр. 126]
Общеразвивающие упражнения с мячами разных размеров включаются на физкультурные, музыкальные занятия, а также, в самостоятельную двигательную деятельность детей. Это могут быть упражнения в перекладывании мяча из руки в руку, подбрасывании и ловле, катании мяча из разных исходных положений: бросках мяча двумя руками, правой и левой рукой на дальность и в горизонтальную и вертикальную цели.
В целях развития ручной ловкости как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой используются подвижные игры, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета.[2, стр. 35]
Для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста необходимо учить их:
- перекладывать, а затем и перебрасывать мяч из руки в руку;
- подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой;
- ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360°, приседания).
Уровень развития ручной ловкости можно проверять с помощью следующих контрольных упражнений:
1. Ударять мяч о пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.
2. Ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками.
3. Бросать мяч о стенку с расстояния 1,5-2 метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять.
4. Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.
По мере совершенствования ручной ловкости необходимо увеличивать темп выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.
Таким образом, подбор игр и упражнений для развития ручной ловкости старших дошкольников осуществляется в соответствии с возрастом, подготовленностью ребенка, постепенным усложнением, повторением заданий.
Обзор методической литературы по данной проблеме позволяет сделать следующие выводы:
У детей 6-7 года жизни наступает период интенсивного формирования двигательных навыков: изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.
Старшие дошкольники начинают управлять своим поведением, восприятием, памятью, мыслительной деятельностью. Это связано с развитием произвольности психических процессов, целенаправленности действий.
Обучение детей 6-7 лет является неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников.
Детей обучают тем действиям с мячом, которые:
- составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; - доступны детям старшего дошкольного возраста;
- дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.
Как подчеркивают педагоги и психологи, в процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения.
Ловкость, проявляемая в упражнениях с мячом и другими предметами, называется ручной ловкостью.
Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом и лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она формирует умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность.
Развитие ручной ловкости у детей 6-7 лет происходит при использовании в упражнениях разнообразных предметов, изменении скорости, способов и амплитуды выполнения упражнений, усложнении и варьировании упражнении, включении в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячами разного диаметра.
Осуществляя развитие ручной ловкости детей в процессе действий с мячом необходимо давать возможность им упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей влияния упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста
II.1 Определение уровня развития ручной ловкости у детей шести-семи лет
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 125 города Владимира с детьми двух подготовительных групп: группы № 7 - контрольной и группы № 5 – экспериментальной. Работа по физическому воспитанию ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Цель констатирующего эксперимента – определить уровень развития ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.
При проведении констатирующего этапа эксперимента мы поставили перед собой цель – дать оценку физического развития и определить уровень развития ловкости в сентябре 2008 года у детей подготовительных к школе групп.
В диагностическом исследовании выносливости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек 6-7 летнего возраста.
Исходя из анализа теоретических источников по данной теме, нами были сделаны выводы о том, что развитие любого психофизиологического качества, в том числе ловкости, обусловлено особенностями физического развития ребенка. Поэтому нами были составлена дана оценка физического развития каждого ребенка на данном возрастном этапе.
Для оценки физического развития дошкольников были взяты нормативы Г.А. Шорина. [17, стр. 152]
При определении физического развития детей нами были получены следующие результаты:
В контрольной группе
Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (13 %)
Уровень выше среднего имеют 8 человек (50 %)
Средний уровень физического развития отмечается у 6 человек (37 %)
В экспериментальной группе
Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (12 %)
Уровень выше среднего – 7 человек (44 %)
Средний уровень отмечает у 7 человек (44 %)
Таким образом, из данных обследования видно, что обе группы имеют примерно одинаковый уровень физического развития.
Исследование ручной ловкости проводилось по методике М.А. Руновой и включало тесты на определение уровня развития ловкости и координации движений:
1) Челночный бег 3*10 метров
2) Отбивание мяча от пола.
3) Подбрасывание и ловля мяча.
Тест «Челночный бег 3*10 метров».
Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 метров.
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок должен обежать каждый кубик, не задев его.
Фиксируется общее время бега.
Тест «Определение ручной ловкости при подбрасывании мяча».
Цель: оценить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.
Ребенок принимает исходное положение: ноги на ширине плеч и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно выше большее количество раз. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Тест «Отбивание мяча от пола»
Цель: оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.
Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз. При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток засчитывается лучший результат.
По итогам проведения тестирования мы получили следующие результаты:
Экспериментальная группа
Челночный бег 3*10 метров
Высокий уровень – 0 %
Средний уровень – 63 %
Низкий уровень – 37 %
Подбрасывание мяча
Высокий уровень – 12 %
Средний уровень – 44 %
Низкий уровень – 44 %
Отбивание мяча
В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:
Средний уровень – 56 %
Контрольная группа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6