Рефераты. Подбор цвета в керамике и металлокерамике p> Однако, при подкрашивании поверхности готовой коронки, трудно передать глубину эффекта естественных зубов, поэтому зубные протезы, раскрашенные по поверхности, заметно отличаются по внешнему виду от них.

Если же говорить о моделировании многослойного керамического покрытия с применением интенсивно окрашенных порошков фарфора (интенсивов) для создания глубинных эффектов, то подобный способ моделирования приводил к появлению ряда проблем, приведенных автором статьи ниже:

1. поскольку керамическое покрытие наносили с учетом последующей усадки керамики в процессе обжига, то существовала вероятность смещения воспроизводимого эффекта после обжига с мести его первоначального нанесения;

2. шлифовка зубного протеза и нанесение дополнительных порций фарфора для кор-рекции анатомической формы могли также вызвать смещение или утрату воспроиз-водимого эффекта;

3. конденсация нанесенного слоя керамического покрытия могла привести к расплыва-нию смоделированного эффекта;

4. без проведения обжига невозможно было увидеть сочетание воспроизводимого эффекта с основной расцветкой используемого фарфора;

5. для того, чтобы получить требуемый оттенок воспроизводимого эффекта, интенсивы следовало смешивать с фарфорами основных расцветок. При выборе расцветки фарфора для смешивания с интенсивами также возникали проблемы.

Для того, чтобы смоделировать керамическое покрытие приведенным выше способом, зубной техник должен был быть специалистом самой высокой квалификации.

Для решения вышеупомянутых проблем, и для сравнительно простого воспроизведения желаемой окраски зуба, Х. Аосима (2001) был создан метод, названный "техника внутреннего раскрашивания", в котором были объединены все достоинства вышеперечисленных зуботехнических методов.

Зуботехническая техника внутреннего раскрашивания.

В частности, техника внутреннего раскрашивания показана для имитации индивидуальных особенностей центральных резцов и отчетливо выраженных характеристик остальных зубов, для воспроизведения возрастных особенностей зубов лиц среднего и пожилого возраста, а также в случаях затруднений при выборе расцветки.

Автор статьи указывает на ряд преимуществ данного метода:

1. благодаря тому, что красители наносят на поверхность уже спеченного керамического покрытия, которое не будет давать усадку при последующих обжигах, после проведения обжига воспроизводимые эффекты не сместятся, а будут находиться именно в тех местах, где они были нарисованы зубным техником;

2. благодаря тому, что обжиги керамического покрытия и красителей ведутся раздельно, в процессе изготовления реставрации можно уточнить строение мамелонов, а также провести коррекцию внутреннего анатомического строения имитируемого зуба алмазными головками и другими инструментами;

3. по сравнению с методом наружного подкрашивания может быть достигнута большая глубина окраски зубного протеза или микропротеза. Даже без нанесения наружных красителей можно изготовить такие зубные протезы, которые, благодаря точному воспроизведению вида внешней поверхности и внутреннего строения естест-венных зубов, будут восприниматься окружающими, как собственные зубы пациента;

4. благодаря высокой цветовой насыщенности внутренних красителей, с их помощью можно точно передать цвет зуба в местах с ограниченным пространством, т.е. в тех местах, где невозможно нанести слой керамической массы достаточной толщины;

5. в отличие от сложного воспроизведения внутреннего строения зуба с помощью интенсивов и эффект-масс, процедура внутреннего раскрашивания не является сложной,

поэтому даже новички могут сравнительно легко передать окраску имитируемого зуба и

обеспечить при этом высокое качество исполнения работы;

6. при использовании внутренних красителей можно обойтись минимальным числом порошков керамики основных расцветок.

Автор статьи также отмечает некоторые недостатки техники внутреннего раскрашивания:

1. увеличивается число обжигов керамического покрытия;

2. керамические красители размещают между слоями материала, отличающегося от них по строению и составу;

3. поскольку внутренние красители наносят на обожженную поверхность фарфора,

воспроизведение окраски ограничено одной плоскостью (плоскостью поверхности опако-

вого слоя, поверхностью дентина или эмали) . По этой причине нарисованный эффект воспринимается менее объемным, чем созданный путем моделирования с применением интенсивов и эффект-масс.

Х. Аосима (2001) также рассказывает о взаимосвязи внутренних красителей и нанесенной на них полупрозрачной керамики. Дело в том, что при изменении толщины слоя полупрозрачной керамики меняется восприятие цветов, поэтому я считаю, что зубной техник должен в достаточной мере владеть техникой регулирования расцветки фарфора и цвета воспроизводимых эффектов.
Кроме того, он должен твердо усвоить основные принципы техники моделирования трехслойного керамического покрытия для того, чтобы всегда был соблюден баланс между толщинами каждого из слоев наносимого покрытия.

Х.Аосима (2001) представляет данную технику следующим образом. После нанесения дентиновой и эмалевой масс, проводят первый "дентиновый" обжиг.
Затем поверхность обоженной коронки раскрашивают необходимыми красителями, после чего поверх красителей наносят слой полупрозрачной массы и проводят еще один обжиг. При воспроизведении индивидуальных и возрастных особенностей зубов, а также всевоз-можных эффектов с использованием техники внутреннего раскрашивания следует неукоснительно соблюдать два условия:

1. трехслойное нанесение керамической массы;

2. раздельный обжиг каждого слоя.

Для закрепления красителей проводят их обжиг, выбрав температуру примерно на 1300С ниже температуры обжига дентина. Чем большему числу обжигов будет под-вергнута коронка, тем ближе к идеалу цвет красителя.
Благодаря тому, что коэффициент термического расширения керамики “Норитакэ” и внутренних красителей “Норитакэ” хорошо согласуются между собой, при обжиге коронки не возникают поры, пузырьки и другие дефекты, как при использовании красителей других фирм-производителей.

В процессе моделирования коронки для обеспечения удобства нанесения краси-телей проводят пескоструйную обработку поверхности, подлежащей подкрашиванию, ко-рундовым (алюмооксидным) песком, также поверхность коронки смачивают специальной жидкостью для разведения красителей. Она способствует их лучшему нанесению, сводит к минимуму вероятность образования пузырей и усиливает флюоресцентные свойства красителей.

Х.Аосима (2001) указывает, что если невозможно подобрать подходящую расцветку краевого фарфора, то можно ее слегка подкорректировать с помощью красителей. В своей статье он приводит основные часто встречающиеся возрастные и индивидуальные особенности зубов пациентов.

В целом, число явно выраженных индивидуальных особенностей зубов пациентов юношеского возраста невелико (Х.Аосима, 2001). Количество используемых красителей тоже сравнительно невелико, поэтому очень часто можно обойтись всего одним закрепи-

тельным обжигом. Красителями специально подобранного цвета воспроизводят на-

блюдаемую окраску мамелонов, с помощью голубоватого или зеленоватого красителя

усиливают прозрачность режущего края, белым имитируют едва заметные белые по-

лосы. Что же касается формы, то стирание эмали по режущему краю малозаметно, однако

на вестибулярной поверхности хорошо видны чередующиеся выпуклые и вогнутые

участки.

По сравнению с молодыми пациентами, у лиц более зрелого возраста характерные

особенности окраски и формы зубов выражены более отчетливо. При внутреннем

раскрашивании коронки зубной техник может передать оранжевый оттенок в области

режущего края, едва заметную темно-голубую или бурую полосу между двумя белы-

ми полосами, неокрашенные волосяные трещины (для их воспроизведения можно

воспользоваться красителями “оранжевый 1 для мамелонов” + белый). В некоторых

случаях поверхность зуба покрывают не только полупрозрачной, но и более заглу-

шенной. а иногда даже и окрашенной керамической массой.

С возрастом зубы большинства пациентов приобретают разноцветную окраску, поэтому технику потребуется большее число красителей для внутреннего раскрашивания, чтобы он смог более точно передать возрастные и индивидуальные особенности зубов лиц пожилого возраста. При передаче особенностей пациентов этой возрастной группы используют красители оранжевых и землисто-коричневого цветов в области режущего края, воспроизводят темные пятна, окрашенные или неокрашенные трещины эмали, создают ощущение прозрачности в проксимальных областях, имитируют белые полосы внутренней структуры зуба. После создания общего фона и проведения первого закрепительного обжига красителей, на поверхность коронки наносят индивидуальные характеристики зуба, которых с возрастом становится все больше и больше. Для создания блеска коронки в конце ее изготовления проводят полирование. Для полирования используют тонко измельченный порошок
(пудру) пемзы и резиновые полировальные колесики.

В последнее время врачи стоматологи-ортопеды всерьез заинтересовались титаном. Наметилась тенденция замены существующих сплавов для съемного и несъемного протезирования на биосовместимый и относительно недорогой металл
- титан. Аллергенные свойства базисных сплавов, используемых в стоматологии, и, в част-

ности, сплавов, содержащих никель и беррилий, вызвали отрицательное отношение

к ним ряда стоматологов. Титан же, напротив, обладает 100%-ной биосовместимос-

тью с костной тканью и тканями полости рта - у пациентов полностью отсутствует

металлический привкус во рту и аллергические реакции (Дьяконенко Е.Е.,
2001). Легкий вес и высокая прочность на единицу массы, хорошая ковкость и низкая теплопроводность титана позволяют создать съемные и несъемные зубные протезы самых разных конструкций, удобные для пациента и обладающие неплохими функциональными свойствами. До недавних пор существовали ограничения использования титановых карка-

сов, связанные со сложностью их литья и пористотью (Дьяконенко Е.Е., 2001).
Однако теперь эти ограничения сняты. В Москве появился ряд литейных лабораторий, оснащен-ных самым современным оборудованием, в которых могут быть отлиты высококачествен-ные каркасы зубных протезов из титана.

Однако использовать для облицовки каркасов из титана обычную керамику невозможно по двум причинам.

Во-первых, титан имеет очень низкий по сравнению с другими сплавами коэффициент термического расширения (ТКЛР), который приблизительно равен
(100 r 10-7) 1/°С. Для сравнения: коэффициенты термического расширения обычных стоматологических сплавов находятся в пределах от 130 r 10-71 /°С до 150 r 10-7 1/°С.

Во-вторых, температура обжига керамики на титановых каркасах ограничена 810°С, поскольку при температуре 882°С происходит фазовое превращение кристаллической решетки титана (переход из а- в b-модификацию), что сопровождается утратой механической прочности.

Для облицовки титановых каркасов нужна специальная низкотемпературная керамика. Одним из самых удачных материалов, применяемых для этой цели, является супер-фарфор ТI-22.

Отличительные особенности керамики TI –22:

1. сведена к минимуму обжиговая деформация (оплавление краев) на стадии глазурования, свойственная всем низкотемпературным фарфорам;

2. поскольку коэффициент термического расширения ТI-22 прекрасно согласуется с ТКЛР чистого титана, керамическое покрытие отличается замечательной устойчивостью к появлению трещин;

3. в то время, как большинство низкотемпературных керамических покрытий после обжига приобретает сероватый оттенок, нанесение супер- фарфора ТI-22 позволяет воспроизвести светлую окраску натурального зуба;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.