Рефераты. Подбор цвета в керамике и металлокерамике

Подбор цвета в керамике и металлокерамике

СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

--------------------------------------------------*---------------
-----------------------------------

Кафедра ортопедической стоматологии

Заведующая кафедрой: д.м.н. ЮШМАНОВА Т.Н.

Руководитель: ассистент, к.м.н. ЛЕВКИН В.А.

РЕФЕРАТ

“ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА ЦВЕТА В МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИХ И

КЕРАМИЧЕСКИХ ПРОТЕЗАХ”

Реферат выполнила: врач - интерн

ОСИПЕНКО

МАРИНА

НИКОЛАЕВНА г. Архангельск

2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….с. 3

2. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА…………………………………с. 3 - 7

3. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА…………….с.8 - 10

4. ВОЗМОЖНОСТИ ВОССОЗДАНИЯ ЦВЕТА ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗУБОВ…с.10 – 19

5. ВЫВОД…………………………………………………………………………..с.20

6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………с.20 - 21

1.ВВЕДЕНИЕ

Мы все прекрасно понимаем, что никакая техника не сможет полностью заменить труд врача-ортопеда и зубного техника. Это объясняется тем, что каждый пациент имеет индивидуальную форму зубов, размеры и особенности цвета, которые неповторимы. Каждый протез, изготовленный врачом совместно с техником, является, своего рода, единственным экземпляром.

Успех в изготовлении индивидуального протеза во многом зависит от способностей врача и зубного техника, насколько точно они смогут воспроизвести утраченную естественную красоту. Технически превосходно изготовленный протез далеко еще не означает, что он гармонирует с лицом пациента или же восстанавливает функцию жевания и эстетику. Поэтому каждый врач-ортопед и зубной техник должны приложить максимум знаний во время подбора и восстановления индивидуальных особенностей цвета и формы зубов пациента.

Уже в античные времена при замещении удаленных зубов руководствовались эстетическими критериями. Древние раскопки подтверждают, что раньше использовали материал под цвет зубов, который фиксировался к оставшимся зубам золотой проволокой или золотой лентой либо привязывался шелковой нитью. Из истории стоматологии известно, что в те времена часто использовали слоновую кость, дерево, человеческие зубы и зубы животных.

Впервые человеческие зубы в протезах использовали в Китае (в XII веке). В связи с возросшими эстетическими требованиями к протезам, в начале
XVII века в Европе отмечался повышенный спрос на человеческие зубы.
Несмотря на запрет торговли человеческими зубами, черный рынок в то время сильно процветал.

Имелось два источника приобретения человеческих зубов. Зачастую это были бедные люди, которые продавали свои зубы и, таким образом, зарабатывали себе на проживание. Либо это были рабы, заключенные или же слуги, которым удаляли зубы. Зубы также приобретались у палачей, на кладбищах или брались с полей битв. После приобретения человеческих зубов они подвергались необходимой обработке, прежде чем их использовали в протезах. При этом удалялся периодонт, а пульповую камеру заливали свинцом.
После чего составлялись гарнитуры зубов. Раньше считали, что пока имеешь все зубы, то остаёшься молодым.

Современные технологии, оборудование и материалы позволяют в настоящее время удовлетворять возрастающие потребности пациентов, которые чаще высказывают пожелание иметь зубные протезы ничем не отличающиеся от сохранившихся естественных зубов.


2. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА.

Одним из факторов, определяющих успех протезирования керамическими и металлокерамическими конструкциями, является правильное, точное определение цвета зубов. Между тем, эта процедура требует определенных знаний и навыков. Майстренко А.А., Толчек Л.Г. (2001) считают, что определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень многоцветны
(мультихромны).

Факторы, определяющие цвет естественных зубов.

В естественных зубах человека каждый слой тканей несет индивидуальные физико-оптические характеристики, зависящие от витальности зуба, возраста, состояния тканей пародонта, степени стираемости твердых тканей и других показателей.

Эмаль зуба покрывает коронковую часть неодинаковым по толщине слоем и имеет четкую границу с подлежащим дентинным слоем. Отражение и рассеивание падающего света происходит на участке этой границы. Чем тоньше слой эмали, тем меньше рассеивание и четче цвет подлежащего дентина. Наиболее толстый эмалевый слой расположен в области режущего края, который соответственно имеет более прозрачный оттенок и усиливает отражение дентина. Дентин имеет различные оттенки, которые зависят от количества отложившегося вторичного дентина (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001).

Коронка естественного зуба просвечивает, но не прозрачна, как стекло.
Это объясняется тем, что наряду с абсорбцией света прозрачность выражается соотношением диффузно рассеянного и проходящего света. Свет, состоящий из волн разной длины, попадая на поверхность зуба, может поглощаться, отражаться и преломляться.

Короткие волны (менее 400 нм) отражаются от эмали режущего края зуба, создавая голубоватый оттенок. Длинные волны, проходя через срединную часть зуба, содержащую основную массу твердых тканей, отражаясь и преломляясь, образуют множество цветных оттенков от желто-оранжевого до голубого. В пришеечной части эмаль резко истончается. Этот участок имеет цвет от желто- оранжевого до коричневого (Трезубов В.Н. с соавт., 1999) .

Грисимов Н.И. (1997), изучая преломление света на поверхности эмали, выявил некоторые закономерности прохождения лучей ультрафиолетового спектра через твердые ткани зуба. Лучи, идущие от дентинно-эмалевого соединения и поверхности эмали со стороны света одной и той же контактной поверхности коронки зуба, может идти раздельно или сливаться. Данный эффект происходит в зависимости от кривизны вестибулярной поверхности коронки, обусловленный соответствующий угол падения света, выходящего из эмали.

При уплощенной поверхности коронки, которые имеют резцы от режущего края приблизительно до середины, лучи выходящие из эмали, мало преломляются, поэтому визуально можно различить эмаль и подлежащий дентин, несмотря на некоторое иллюзорное уменьшение толщины эмали. При выпуклой форме вестибулярной поверхности, которые имеют клыки и премоляры, луч, идущий от дентинно-эмалевого соединения к поверхности эмали имеет гораздо больший угол падения на границу раздела “эмаль-воздух”. Поэтому эмаль и дентин в области контактных поверхностей раздельно не воспринимается. Также автор статьи отмечает, что у резцов постепенно увеличивается кривизна вестибулярной поверхности коронки (в поперечном сечении) в направлении от режущего края к шейке. Это обстоятельство наряду с постепенным истончением слоя эмали приводит к тому, что визуальное восприятие эмали примерно на середине коронки как бы прерывается.

Грисимов Н.И. считает, что данные физико-оптические свойства твердых тканей зуба предполагают предпочтительное использование дентиновых или опаковых оттенков эстетической реставрации на контактных поверхностях клыков и премоляров.

Как указывают МайстренкоА.А., Толчек Л.Г. (2001), у молодых пациентов зубы более яркие, имеют ярко выраженный рельеф, голубовато-молочный режущий край. Но нашими пациентами чаще бывают люди среднего и старшего возраста, поэтому при работе с ними нужно учитывать заместительный дентин при стираемости зубов, более гладкую поверхность зубов вследствие абразии, обызвествление эмали, наличие окрашенных и неокрашенных трещин. Иногда для достижения эстетически правильной реставрации необходимо имитировать клиновидный дефект и оголение корня (окрашенных по-своему).

Режущий край зуба в силу своего анатомического строения имеет такие вклю-

чения, как мамелоны и прозрачные зоны, имеющие различную окраску. При наличии

мамелон они иногда бывают окрашены в цвет, отличающийся от цвета дентина, также они

имеют различную длину и направление. Несомненно, важно знать топографию

прозрачных участков и их окраску.

Виды расцветок для определения цвета зубов.

Существует несколько видов расцветок - VIТА, СНRОМАSСОР,ВIODENТ и др.,

но ни одна из них в полной мере не отображает всего многообразия цветов в живом зубе.

Возьмем за основу расцветку VIТА LUMIN VACUUM, VITAPAN GIASSIAL. В

настоящее время она является самой распространенной. Рассмотрим ее подробнее (МайстренкоА.А., Толчек Л.Г., 2001).

В вопросе определения цвета всегда нужно учитывать следующие характеристики:

1) окраска или тон - название цвета или сочетание цветов;

2) насыщенность - определяется количеством пигментов данной окраски.
Чем их больше, тем выше степень насыщенности;

3) яркость - определяется количеством серого оттенка.

Расцветка VIТА имеет четыре диапазона тонов. А, В, С, Д. При этом А - оранжево-

коричневый, В - желто-оранжевый, С - серо-коричневый, Д - оранжево-серый.

В реальной жизни один из цветов может преобладать над другими, например, АЗ с

преобладанием оранжевого, или А3.5 - более насыщенный, но не А4. Шейка натурального

зуба, как правило, окрашена более интенсивно, потому что там самый тонкий слой эмали.

И при определении цвета это обязательно нужно учитывать. Иногда окраска шейки зуба

может находиться в тоне, отличающемся от основного. Например основной тон может

быть А, но шейка зуба может быть желтой с заходом в гамму В.

Для эстетичности внешнего вида реставрации показатель яркости играет самую

важную роль. К расцветке VIТА прилагается вкладыш, где цвета расцветки расставлены

по степени яркости: В1. А1. В2, Д2. А2. С1. С2, Д4.АЗ, ДЗ, ВЗ. А3.5. В4.СЗ.
А4, С4.

Часто можно видеть зубы, имеющие тон А или В. но при этом по яркости вполне

соответствующие гамме С. То есть, если вы приложите один из зубов расцветки группы С

к такому зубу со сниженной яркостью, то вы увидите, что он (зуб из расцветки) почти

выделяться не будет. По яркости зубы будут идентичны, и различие будет лишь в окраске.

Ошибка в степени яркости моментально выделяет реставрацию в полости рта. Разница в цвете или насыщенности иногда бывает не так заметна, как ошибка в яркости.

Диапазон применения этой шкалы расцветок таков:

• для керамических материалов из Вита Омега/Омега-800,Вита
VМК68/95, Вита Тиманкерамик, Вита Хай-Керам, Витадур Альфа;

• при использовании искусственных пластмассовых и фарфоровых зубов
Витапан.

(Трезубов В.Н. с соавт., 1999).

CHROMASKOP - ориентированная на практическое использование уни-

версальная расцветка. Она состоит из 20 цветов, которые подразделя-

ются на 5 наглядных, съемных цветовых групп (“белый”, “желтый”,

“светло-коричневый”, “серый”, “темно-коричневый”). По окончании оп-

ределения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета

осуществляются лишь в рамках соответствующей группы.

Последовательный отказ от ненужных эффектов при конструировании

расцветки CHROMASKOP (например, изображение шейки, прозрачных мест,

сильного цветоизменения в области режущего края и дентина, а также

окраски поверхности) намного облегчает определение оттенка зуба.

Главное преимущество этой расцветки заключается в широком

диапазоне ее применения:

• при протезировании с использованием керамических материалов 1РS-

Классик и 1РS-Эмпресс;

• при протезировании съемными протезами с использовании

пластмассовых зубов SR-Антарис (передних) ,SR-Постарис (боковых);

• при протезировании несъемными протезами с полимерной облицовкой материалами SR-Хромазит, SR-Спектразит;

• при пломбировании зубов материалами фирмы “Ивоклар-Вивадент”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.