Рефераты. Перспективы развития научно-познавательного туризма на Алтае

Многочисленные объекты историко-культурного и природного наследия, самые значимые включены в список объектов Всемирного природного наследия Юнеско - высочайшая вершина Азиатской части России - гора Белуха (Уч-Сумер), озеро Телецкое (Алтын-Кёль), территория древнейшей цивилизации – уникальное высокогорное плато Укок, старейший государственный заповедник – Алтайский, Катунский биосферный заповедник.

Кроме этого в Республике Алтай сформирована система особо охраняемых природных территорий республиканского ведения в целях «сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля над изменением его состояния, экологического воспитания населения».

Научно-познавательный туризм в ООПТ. В функции ООПТ помимо непосредственной охраны территории входят и научно-исследовательские работы, спектр которых определяется рангом ООПТ. Соответственно, в ходе работы исследования обладают определенным потенциалом: как информационным (информация о природе, историко-культурных объектах территории), так и кадровым (штатные научные сотрудники).

Это дает предпосылки к развитию научного туризма, а соответственно и познавательного рассчитанного на широкий круг людей.

Более того, именно ООПТ разных форм (заповедники, природные парки, заказники) должны служить базой для развития научно-познавательного и экологического туризма в регионе.

Зачастую именно ООПТ являются единственными учреждениями, занимающимися научными исследованиями в районах, «на местах».

Основные формы научно-познавательного туризма по данным ООПТ:

—    специализированные туры, проводимые сотрудниками научных отделов. Как комплексные, с целью ознакомления с региональными особенностями природы, истории и культуры. Так и специализированные (например, наблюдение птиц, ботанические и прочее), такие туры пользуются спросом в основном у иностранных граждан, где распространены клубы любителей природы, члены которых путешествуют по всему миру для наблюдения за орнитофауной разных регионов. В этих турах обычно используются экскурсоводы из числа научных сотрудников заповедников;

—    проведение совместных научных экспедиций. В данном случае ООПТ выступает как организатор и непосредственный участник экспедиции по интересующей тематике, взамен получает необходимую научную информацию (отчеты участников экспедиции). Помимо этого это также способствует «рекламе» данной ООПТ в сфере научно-исследовательских организаций;

—    проведение студенческих практик. Здесь возможно два варианта.

1. Сотрудники ООПТ непосредственно проводят учебную практику студентов (обучают навыкам работы в поле по выбранной специальности).

2. Заказывают проведение необходимых научных работ, которые по разным причинам невозможно выполнить силами научных отделов. При этом ООПТ составляют программу работ, предоставляют необходимые фондовые и опубликованные материалы, определяет сроки сдачи отчета.

Как видно из вышеизложенного, при организации научно-познавательного туризма используется не только непосредственно территория ООПТ, но и кадровый и технический потенциал, информационная база.

Для составления программ научно-познавательных туров на основе анализа природных историко-культурных особенностей региона необходимо отобрать наиболее интересные по разным направлениям объекты научно-познавательного туризма.

Они могут быть как природными (интересные геологические обнажения, реликтовые природные комплексы, местообитания редких видов растений и животных и так далее), так и антропогенные (историко-культурные памятники, традиционное хозяйство и так далее).

При проведении подобной работы необходимо учитывать следующие критерии:

—    уникальность. Как правило, интерес привлекают уникальные объекты;

—    доступность. Специфика научной полевой работы состоит в том, что за ограниченное количество времени необходимо получить максимальное количество фактического материала, поэтому приоритеты отдаются относительно легкодоступным и малоудаленным от населенных пунктов и дорог объектам (при прочих равных условиях);

—    комплексность. В целом для научно-познавательного туризма характерна четкая целевая установка. Поэтому наибольшую значимость имеют комплексные объекты, сочетающие в себе несколько предметов наблюдения и изучения. Эти объекты предпочтительнее использовать при организации комплексных научно-познавательных туров. Например, погребальные комплексы Ак-Алаха на плато Укок в Кош-Агачском районе, которые сочетают оленные камни и погребения;

—    системность. Объект по возможности должен отражать систему сопряженных элементов (природных комплексов, форм рельефа и так далее). Например, для геоморфологических экскурсий необходимо выбирать места, где наглядно представлена динамическая цепочка. Например, разломы, образованные при землетрясении 2003 году в селе Беляши, Кош-Агачского района;

—    полнота имеющейся информации. Приоритет при прочих равных условиях следует отдавать более изученным объектам, для которых существует большой объем полученной информации. Это особенно важно при проведении студенческих практик и специализированных научных туров.

Опыт проведения научно-познавательного туризма в ООПТ, на примере Катунского заповедника.

В заповеднике проводятся полевые экспедиции (по классификации это считается научным туризмом, хотя присутствуют элементы познавательного), во время проведенных полевых работ обследованы центральная, северная и южная части заповедной территории, а также окрестности селе Усть-Кокса (биосферный полигон).

В рамках зоологических исследований заложены два постоянных научных маршрута для зимнего маршрутного учета; собирается материал по численности копытных и хищных млекопитающих; проводятся исследования по изучению населения птиц; выявляется виды птиц и так далее.

Сотрудники заповедника принимают участие в региональных и международных научных конференциях и семинарах, а также проводят международные семинары на базе заповедников.

В заповеднике функционирует одна учебная экологическая школа для школьников (занятия проходят на базе центральной усадьбы заповедника); летние экологические лагеря для школьников проводятся ежегодно. Проживание в палатках (стационара нет).

Число посетителей и основные категории рекреантов в 2008 году:

- территорию заповедника в летний период по путевкам, выданным Администрацией заповедника, посетило 225 человек. Основные категории посетителей:

60 % - жители Усть-Коксинского района (в основном школьники)

35% - жители из других регионов (в основном дети)

15 % - иностранцы.

Существующие в Катунском заповеднике экологические тропы, проходят по традиционным туристическим маршрутам, заложенным ещё до организации заповедника.

Территория Катунского заповедника и его окрестностей (в том числе и охранная зона) в силу ряда особенностей природного, культурно-исторического характера дает возможность разработать целую серию разно тематических маршрутов и троп, ориентированных как на научно-познавательную деятельность.

Наиболее распространенными являются высокогорья хребтов Катунского и Листвяги от лесостепных участков склонов южной экспозиции до гольцов с ледниками, снежниками, каменистыми россыпями. В горных массивах хорошо сохранились следы древних оледенений.

Интересно тектоническое строение территории. К тектоническим разломам здесь приурочены геофизические аномалии, проявляющиеся в форме свечений над горными хребтами, светящихся шаров, бобов, полос [30, с.32].

На территории заповедника и на сопредельных землях выявлены историко-культурные памятники - курганы и петроглифы, возраст которых достигает двух-трех тысячелетий, стелы (VI-X веков).

Высокое разнообразие, контрастность и уникальность природных комплексов создают предпосылки для организации разнообразных тематических маршрутов.

Далее будет рассмотрен маршрут в окрестностях Среднемультинского озера. Данная работа выполнена по результатам летней практики студентов-географов Саратовского госуниверситета на территории Катунского заповедника (см. табл. 1).

В ходе работы проведено крупномасштабное ландшафтное картографирование окрестностей Среднемультинского озера, а также намечены другие маршруты и составлены их описания.




Таблица 1.

Комплексные объекты научно-познавательного туризма на территории Усть-Коксинского района.

Объект, его местоположение

Характеристика

Предметы научного наблюдения

Предметы познавательного характера

1

2

3

4

5

1

Южный макросклон Теректинского хребта в окрестностях с. Усть-Кокса

Нижняя часть склона южной макроэкспозиции, сложенной рифейскими метаморфизованными сланцами ®, степной, с редкими лиственничками по логам. Панорамный обзор Уймонской котловины и отрогов Катунского хребта. Используется под выпас. Можно подъехать на машине.

Общее ознакомление с природой региона (ландшафты Теректинского хр., Уймонской долины), история развития территории, типичная флора.

Экскурсия в Катунский биосферный заповедник; Экскурсия в музеи Рериха, старообрядческой культуры с. В-Уймон,

экскурсия в этнографический частный музей с. Кстахта.

Использование любой экскурсии

2

Долина р. Мульты

Торговая долина с водноледниковыми шлейфами и террасами в низовьях, комплексом ледниково-аккумулятивных форм в верхней части, залесенная, с каскадом морено-прудных озер. На прилегающих склонах – тайга, субальпийские, альпийские луга, гольцы. В верховьях долины на прилегающих склонах – ледники и снежники

Комплексные экскурсии – высотные, типичная флора и фауна, редкие виды растений, геоморфологические экскурсии, гляциологические наблюдения

Мультинские водопады (верх. р. Мульта); Экскурсия в музеи Рериха, старообрядческой культуры с. В-Уймон,

Мультинские озера

Использование любой экскурсии

* Основные направления деятельности особо охраняемых природных территорий. Сборник научно-методических материалов./ Отв. ред. Яшина Т.В. – г. Горно-Алтайск: Государственный природный биосферный заповедник «Катунский», 2004. – С. 35



Следует отметить, что опыт практической деятельности в период учебной практики был весьма успешен.

Ориентация на творческую деятельность формирует у студентов ответственное отношение и помогает лучше усвоить учебный материал.

Основной маршрут на данном участке проходит по долине река Мульта от кордона на Среднемультинском озере к Верхнемультинскому и Поперечному озерам. Тематически маршрут насыщен. Проходя по нему, можно познакомиться с общим обликом, рельефом, флорой территории. На прилегающих к озерам Верхнемультинскому и Поперечному, склонах расположены небольшие ледники. Тропа благоустроена, (при необходимости сделаны пропилы, на проблемных участках вымощена тропа), места для стоянок обозначены аншлагами, устроены костровища и выгребные ямы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.