Рефераты. Перспективы развития научно-познавательного туризма на Алтае

Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и прочее).

В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом научно-познавательного туризма. К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и так далее. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. Например, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает огромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний туристам.

В мировом туризме спросом пользуются, прежде всего, путешествия в дальние, считающиеся экзотическими страны, круизы и отпуск в отелях с полным пансионом, включающим и напитки, а также специализированные поездки, которые организуются, например, для искателей приключений, тех, для кого дикая природа - предмет бесконечною интереса, коллекционеров образцов народного художественного творчества и фольклора.

Россия — как раз такая страна, где экзотики, нетронутой природы и приключений (в хорошем смысле этого слова) пока еще предостаточно. Все эта ресурсы могут и должны быть задействованы в инновационных туристских проектах — как федеральных, так и региональных.

Особое место в этих проектах следует отвести научному туризму. Научный туризм - понятие относительно новое, хотя и имеет длительную историю. Новизна заключается в том, что именно сегодня, на наших глазах, научный туризм перестает быть экзотикой и становиться предметом нормального рыночного обращения.

Россия обладает уникальными ресурсами для научного туризма, а именно:

—    развитой системой научных исследований в самых широких областях, сосредоточением которых является Российская академия наук (далее по тексту РАН);

—    большим количеством разнообразных природных ландшафтных и биосферных заповедных зон;

—    большим количеством разнообразных этнографически интересных районов;

—    замечательными памятниками светской и церковной архитектуры;

—    интереснейшими историческими, мемориальными комплексами различных эпох;

—    центрами различных национальных народных промыслов.

Все эти российские ресурсы практически мало освоены туристическим бизнесом Европы, Америки и Азии.

Для их освоения предстоит немало поработать. Требуются и инвестиции, и продуманный план создания конкурентоспособных туристских продуктов. Между тем в настоящее время существует еще немного методик проектирования научных туристских продуктов (при котором приходится учитывать целый рад специфических особенностей, не находящихся в поле зрения проектировщиков традиционных — рекреационных и познавательных — туристских продуктов). Существует и проблема кадров, способных организовывать проведение научных туров. Как показывают исследования ВТО, наиболее перспективны комбинированные туристские пакеты, так как в дальних турах клиент хочет ознакомиться с множеством разнообразных объектов. Туры такого рода рассчитаны на сравнительно небольшие труппы при этом комбинация объектов посещения и участия может быть самая разнообразная.

Научный туризм может подразделяться на следующие виды.

1) Ознакомительный. При этом туристам демонстрируется природные и антропогенные объекты, и даются квалифицированные пояснения по ним и проблемам, с ними связанным, по их месту в России и в мире,

2)Вспомогательное участие. В этом случае туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомогательного персонала, например, участвуют в реставрационных работах, работах в заповедниках по сохранению редких животных, полевых научных исследованиях.

Самостоятельные исследования туристов в сотрудничестве с научным персоналом.

Хотелось бы отметить, что организация научного турбизнеса в России должна опираться на «три кита»:

—    РАН, которая должна обеспечить надежную, интересную и привлекательную научную основу;

—    туристские вузы и факультеты, призванные вместе с РАН разработать методики проектирования и проведения туров и обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для туристских фирм, организующих научные туры;

—    власти федеральные и местные, чья роль сводится к всемерной поддержке научно-туристских инноваций на законодательном уровне (федеральная власть) и на уровне режима наибольшего благоприятствования (местная власть).

Особенно остро этот вопрос может стоять на уровне муниципальных образований, прежде всего малых городов, положение которых сегодня зачастую просто критическое. А ведь именно развиваясь в регионах, сохранивших традиционные способы ведения хозяйства, научный туризм (в своих экологической и этнографической ипостасях) способствует сохранению и возрождению национальных культур. Создается рынок сбыта сувенирной продукции, предметов народных промыслов, местные жители привлекаются к участию в театрализованных представлениях, фестивалях, народных праздниках и так далее.

Поэтому при составлении федеральных программ научного туризма необходимы меры по его поддержке на базе региональных уникальных объектов — природных и антропогенных.

С целью решения – этих проблем совместным решением. РАН и Российской международной академии туризма (далее по тексту РМАТ) принята программа развития научного туризма в России. Одна из основных целей программы – пропаганда достижений и огромного потенциала РАН, ее возможностей, в том числе и на региональном уровне. Это могут быть и наукограды, и заповедники, и корабли науки. Основной продукт программы – серия туров, разработанных и реализованных сотрудниками РАН и МРАТ.

РАН располагает уникальными комплексами во всех сферах современной науки и возможностями продемонстрировать их на конкретных объектах. РМАТ располагает опытом по организации туристских продуктов, широкой сетью отделений и филиалов и связями с западными туроператорами для реализации туров.

Примеры реализации научных туров, в том числе уникальных, уже есть и не только по линии РАН, Это и полеты иностранных туристов на Международную космическую станцию, осуществляемые Росавиакосмосом, и научные туры на ледокольных судах к Северному полюсу. Однако необходимо создание стройной и законченной системы российского научного туризма, И в первую очередь на региональном уровне.

Таким образом, туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Научно-познавательный туризм можно классифицировать как вид туризма, который осуществляется:

—    с целью профессиональных исследований и представляющий интерес для науки;

—    с практическими и учебными целями для студентов учебных учреждений;

—    с целью ознакомления с историей научных исследований, уникальностью природных богатств и историко-культурного наследия для широкого круга людей.


Глава 2 Предпосылки развития научно-познавательного туризма на примере Республики Алтай

2.1 Исторические аспекты развития научно-познавательного туризма

 

Практически все научные исследования в Горном Алтае в прошлом периоде и на современном этапе можно отнести к научно-познавательному туризму, учитывая вышеизложенные понятия данного вида туризма.

Так в истории познавательного туризма на Алтае можно выделить несколько этапов [30, с. 278].На первом этапе (вторая половина XIX - 20-е годы ХХ столетия) начинается использование курортных местностей для лечения, организуются экскурсии, походы, различные научно-исследовательские экспедиции.

Представители привилегированного сословия (купцы, чиновники, интеллигенция) из Томска, Бийска, Барнаула, Новониколаевска с целью отдыха и лечения малокровия, заболеваний легких и суставов используют радоновые воды Белокурихи (с 1867), климатические местности поселений Черный Ануй, Тюдрала, Черга, Чемал. Наиболее привлекательным местом отдыха и лечения в начале ХХ столетия был Чемал, где по оценке томского профессора В.В. Сапожникова в летнее время отдыхало до 400 - 500 дачников. Оборудование курортных местностей было представлено примитивными ваннами для лечения и бараками для размещения отдыхающих в летнее время. Использовался также жилой фонд местных жителей.

В большинстве лечебных местностей лечением занимались сами больные, в роли же организаторов познавательных экскурсий выступали обычно учителя местных школ [30, с. 278].

В это же время обозначились основные направления исследования Алтая в изучении природных, историко-культурных и других ресурсов любителями. Очень активно в этом направлении работало «Общество любителей исследования Алтая» (далее по тексту Общество), которое было создано в 1891 году для всестороннего изучения Алтайского горного округа [10, с.23-31].

Для достижения этого планировалось использовать различные средства: сбор материалов через своих членов с привлечением посторонних лиц и учреждений, организация экспедиций («экскурсий») на собственные средства, устраивались для собранных коллекций выставки, проводились заседания Общества, где заслушивались и обсуждались различные сообщения, доклады. По мере накопления материалов Общество печатало их или помещало в изданиях других обществ [10, с.23-31].

В первое время деятельность Общества любителей исследования Алтая состояла в организационной работе. Совет Общества разослал 700 экземпляров программы собирания сведений о природе и населении Алтая священникам, учителям, учительницам и другое. И такие сведения почти сразу же стали поступать в Совет со всего округа [10, с.23-31].

Одним из важнейших направлений в деятельности Общества была исследовательская работа в самых различных сферах. Научно-исследовательские работы В.И. Верещагина (1871-1956), преподавателя ботаника Барнаульского реального училища, были направлены на естественно-географическое изучение Алтая. Им было совершено семнадцать экспедиций по долинам рек Чарыш, Чулышман, Чуя, по Чуйской котловине, по северо-восточному Алтаю, по Канской и Уймонской степям. Помимо гербария он собирал зоологический, энтомологический материал, отмечал географический характер местности и следы ледниковой деятельности, проводил фотосъемку.

К первому десятилетию ХХ века относится зарождение альпинизма и туризма на Алтае. Гора Белуха привлекает внимание многих исследователей Алтая, туристов и альпинистов. Попытки В.В. Сапожникова и многих других путешественников, предпринятые в разное время, не увенчались успехом. И только двадцать июля 1914 года высочайшая вершина Сибири была покорена братьями Троновыми. Эту дату можно считать началом альпинизма и туризма на Алтае.

На втором этапе (1920-1960-е годы) под руководством Сибирского курортного управления ведется строительство первых санаториев - Белокуриха, Лебяжье, Кучук-Солоновка.

В 1925 году открывается дом отдыха в Чемале, на 80 мест, реорганизованный позднее в горноклиматическую станцию. В 1922 году организуется климатический курорт в Черге. В это же время организуются первые туристские экскурсии на Телецкое озеро, к подножью Белухи, делаются попытки восхождения на нее.

В 30-е годы на Алтае открывается несколько палаточных лагерей, укрепляется база палаточного туристского лагеря на Телецком озере, который был открыт в 1928 году. На его базе затем была создана первая турбаза – «Золотое озеро». Начинается альпинистское и туристское освоение Катунского и Северо-Южно-Чуйских хребтов. В 1935 году проводится I-ая Всесибирская альпиниада на Белуху, в 1938 году организуется альплагерь «Актру».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.