Для гонок на швертботах вместо обычных сапог гораздо удобнее использовать короткие неопреновые сапожки со шнуровкой или молнией сбоку (это чтобы было удобнее откренивать, шнуровка не цепляет за ремень). Одна - две модели сапожек есть в любом каталоге яхтенной "одежной" фирмы.
Мелочи? Это вовсе не мелочи!
Помимо всего описанного выше, в яхтенной экипировке существует множество разных мелочей, на первый взгляд кажущихся несущественными, но совершенно необходимых.
Например, специальные яхтенные перчатки. На яхте часто приходится тянуть, причем быстро, за большое количество разнообразных веревок. А если принять во внимание, что даже на яхтах класса "макси" диаметр шкота из современных высокомодульных волокон не превышает 12-14 мм, можно сжечь всю кожу на руках. 2-3 модели разных перчаток имеются в каждом каталоге яхтенной "одежной" фирмы. Обычно они шьются из синтетической кожи Amara, со вставками из кевлара или ткани Cordura. Кожа Amara не трескается от постоянного контакта с водой, она мягкая, и с нее легко смываются загрязнения.
Пожалуй, наиболее удобная модель яхтенных перчаток - с усилениями из кожи изнутри и снизу ладони, с "короткими" пальцами и дублированной застежкой на липучке на запястье.
Для холодной погоды выпускаются удобные модели перчаток из неопрена
В случае холодной погоды также совсем нелишними будут носки и шапка из ткани Polartec. Для экстремальных условий также выпускаются удобные подшлемники из Polartec, одеваемые под капюшон куртки непрома. В каталогах такая штука называется "Polar clava".
Совсем нелишними будут хорошие противосолнечные очки с небьющимися стеклами. Еще лучше, если стекла очков с эффектом поляризации, они здорово снижают интенсивность бликов от солнца на воде. Те, кому приходилось вести яхту, или управлять шкотом спинакера, подолгу глядя прямо на солнце, я думаю, меня поймут.
3 Подготовка корпуса яхты к гонкам
В этой статье, подготовленной по материалам книги "Winning races", предлагается несколько оригинальных идей по подготовке корпуса яхты к гонкам.
По мере того, как гонки в каком-либо классе становятся все более популярными, конкуренция среди их участников возрастает, и команды начинают размышлять над тем, как улучшить ходовые качества своего судна. Вот типичная ситуация: к гоночной флотилии со сложившейся иерархией ("штатными" лидерами и аутсайдерами) присоединяется энергичный новичок.
По мере того, как гонки в каком-либо классе становятся все более популярными, конкуренция среди их участников возрастает, и команды начинают размышлять над тем, как улучшить ходовые качества своего судна. Вот типичная ситуация: к гоночной флотилии со сложившейся иерархией ("штатными" лидерами и аутсайдерами) присоединяется энергичный новичок. В скором времени он начинает выигрывать гонки и, как следствие, его яхта становится объектом пристального изучения со стороны других участников. Соперники начинают понимать, что выравнивание профиля киля, изменение баланса лодки, регулировка стоячего такелажа, которые использует новый участник, ускоряют его яхту, и начинают ему подражать. Вскоре характеристики всех судов улучшаются и, как следствие, ходовые качества целого флота улучшаются.
В случае с монотипной яхтой ситуация несколько сложнее - вносимые изменения жестко ограничены правилами класса. Бесспорно, что чем более строги правила класса, тем сильнее влияние вносимых изменений. Предположим, что вы получили бывшую в употреблении или даже новую яхту, с чего следует начать, чтобы она стала ходить быстрее?
3.1 Повышение обтекаемости корпуса
Не подлежит сомнению, что все подводные части должны быть как можно более обтекаемыми и гладкими и, конечно, они должны быть не хуже, а то и лучше, чем у конкурентов. Сглаживание корпуса - одна из основных мер, но она не является необходимой для яхт, корпуса которых выклеиваются по негативной матрице (а большинство гоночных яхт в России построены именно таким образом).
Для проверки обтекаемости корпуса лучше использовать трехметровую рейку из твердого дерева, которую следует прикладывать к корпусу параллельно ватерлинии. Прикладывая рейку, проверяйте, чтобы она по всей длине касалась корпуса. По ходу дела обводите маркером все впадины, тогда после того, как инспекция будет проведена, сразу будут видны все неровные участки. Теперь вы можете решать, настолько ли плох корпус, что придется полностью его переделывать, или достаточно будет выправить небольшой участок.
Суть выравнивания в том, чтобы на каждом участке использовать максимально длинную шлифовальную доску, тогда после шлифовки выпуклости исчезнут, и останутся лишь вогнутые участки. При использовании обычной шкурки, навернутой на короткую дощечку, она следует существующим контурам и лишь углубляет имеющиеся неровности. Когда приходится шлифовать большие участки вчетвером, часто лучшим решением является стандартная трехметровая пластиковая водосточная труба шириной 65 мм. Сначала приклейте к ней длинную полосу наждачной бумаги с зерном 80 (продается в рулонах шириной 110 мм). Затем четверо людей берутся за трубу через равные участки, оборачивают ее вокруг корпуса под углом 45° к килю, и тогда можно шлифовать (см. фото внизу).
Несомненно, команда, проводящая выравнивание нуждается в чутком управлении, чтобы давление на трубу было равномерным. Для того чтобы глубина шлифовки была одинаковой по всему корпусу, сосчитайте число движений трубы во время выравнивания первого участка от борта к ДП. После 20 движений переместите трубу вдоль яхты на треть длины трубы и отсчитайте еще 20 движений, соблюдая тот же угол наклона, что и прежде. После того, как дойдете до кормы, начинайте шлифовать в обратную сторону, но в этот раз наклоните трубу под 45° к килю в другую сторону (рисунок снизу). Напоследок пройдитесь по корпусу параллельно килю (т. е. труба должна быть под правильным углом по отношению к ватерлинии). Цель всей этой шлифовки в том, чтобы сровнять выступающие участки и тем самым оставить только впадины. Все впадины можно заполнить смесью из эпоксидной смолы с микросферами. Если нужно заполнить слишком глубокий участок, добавьте в смесь немного аэросила для увеличения тиксотропности смеси, тогда смесь будет легче накладывать, и она не будет стекать. Еще существуют специальные наполнители с низкой плотностью, их легче шлифовать, только смотрите, чтобы при этом не ухудшилась прочность корпуса, и поверхность оставалась гладкой.
Теперь нужно повторить шлифовку с зерном 120, пока корпус не станет настолько гладким, насколько это вообще возможно. Следующий этап -покраска или еще лучше покрытие корпуса из пульверизатора краской на основе эпоксидной смолы, наподобие смеси для выравнивания от фирмы Awlgrip. Таким образом, при необходимости можно достигнуть толщины покрытия в 2 мм. После еще одной шлифовки зерном 240 , перед покраской необрастающим составом или двухкомпонентной полиуретановой краской, нужно наложить эпоксидную грунтовку. Корпус необходимо защитить достаточно толстым слоем эпоксидки, т. к. исходное декоративное покрытие будет удалено при первичной шлифовке.
Если вам кажется что это слишком трудоемкий процесс, найдите лодочную мастерскую, специализирующуюся на выравнивании корпусов яхт, за деньги они сами все сделают! После хорошо проведенного выравнивания цена вашего судна повысится, оно будет защищено от осмотического давления и станет более быстроходным. Если бюджет или время ограничены, для увеличения скорости судна более важно сконцентрироваться на киле или руле.
3.2 Проверка руля и киля
Перед тем, как заняться формой киля, нужно убедиться, что киль и руль установлены ровно и находятся строго на одной линии. Вы не поверите, на скольких лодках кили слегка смещены из-за того, что яхта слишком сильно ударилось об камень или киль недостаточно точно прикрепили. Еще это случается на яхтах во время долгих перевозок на трейлере, когда киль подвергается постоянным толчкам и вибрации. Убедитесь, что ваш трейлер поддерживает корпус равномерно, и весь вес не ложится на один киль. (Однако не ударяйтесь в другую крайность, т. к. поддерживающие прокладки могут оставить вмятины на корпусе, если будут установлены под неукрепленными участками или на них ляжет слишком большая нагрузка.) При транспортировке на большие расстояния нужно использовать трейлер с наилучшей подвеской, которую вы можете обеспечить, чтобы не повредить корпус.
Импортные яхты все чаще и чаще поставляют со снятыми килем и рулем, чтобы снизить стоимость транспортировки.
3.3 Выравнивание киля и руля
Чтобы убедиться, что киль и руль находятся на одной линии, во-первых, необходимо выровнять яхту в кильблоке. Для этого смастерите простой уровень из куска прозрачной пластмассовой трубы. Привяжите трубу к любому борту и наполните ее водой до верха фальшборта или другой удобной точки измерения. Выравнивайте яхту в кильблоке с помощью домкрата, пока точки замера на обоих бортах не окажутся на одной высоте с уровнем воды в трубе. Затем на носу установите отвес для измерения вертикальности. Теперь посмотрите, находятся ли на одной линии со струной отвеса киль и руль, смотреть следует как со стороны носа, так и кормы. Если между плавниками существует какое- либо отличие, сравните в свою очередь каждый из них с вертикальным отвесом, чтобы определить, какой из них укреплен вертикально, а какой криво. Иногда киль перекашивает, так что укрепите другой отвес сразу за килем (можно на скобе в форме буквы р), чтобы убедиться, что линия задней кромки киля не смещена.
Если вы обнаружили, что киль немного смещен, не расстраивайтесь! Его не так уж и сложно выправить, для этого достаточно ослабить килевые болты. Если уж вам пришлось править киль, тщательно изучите правила класса (в случае монотипной яхты), чтобы убедиться, что киль имеет максимально допустимую глубину погружения и подходящий наклон, т. к. любой из этих параметров на данном этапе легко изменить. К примеру, на яхтах класса J-24 скорость обеспечивают максимальное смещение киля вперед и использование максимально длинной хорды.
Для выравнивания киля сперва ослабьте болты настолько, чтобы его можно было свободно двигать. Закрепите его в вертикальном положении, сверяясь с отвесом на корме. Теперь, когда вы уверены, что киль установлен прямо, измерьте зазоры между корпусом и килем с обеих сторон. На основании этих измерений можно подобрать необходимую толщину прокладки между корпусом и килем, которая обеспечит вертикальное положение киля. Жестко закрепив киль, еще больше ослабьте болты и приподнимите лодку домкратом, чтобы зазор увеличился. Сделайте на креплении киля "нашлепку" необходимой толщины из смеси эпоксидной смолы и аэросила и подождите, пока она застынет. Затем затяните болты и придайте стыку обтекаемую форму.
Если в процессе проверки выявилось, что сместился еще и руль, проще всего, будет выправить один из подшипников. Обычно бывает проще добраться до верхнего подшипника, часто он ввинчен прямо в палубу. Просто смещайте подшипник до тех пор, пока перо руля не встанет на одну линию с килем. Стоит проверить, однако, не является ли перекос результатом простого износа подшипника, и не попала ли в него грязь.
3.4 Форма киля
Форма киля и участок корпуса перед ним являются наиболее важными для скорости судна подводными частями корпуса. Как и у парусов, передняя кромка киля и руля должны быть обтекаемыми и гладкими, чтобы сместить давление потока как можно дальше к корме.
Участок корпуса перед килем сильно влияет на поток, поступающий на киль. Любые неровности приводят к разделению потока, который, попадая на киль, образует большие турбулентные водовороты. Когда турбулентности начинают попадать на киль, его эффективность снижается, и, соответственно, яхта начинает сильнее дрейфовать (см. рис. внизу).
Гоночные яхты, доставляемые транспортом, иногда получают повреждения этого жизненно важного участка во время перевозки из-за грязи или износа канатов или строп, которые врезаются в переднюю часть киля при отгрузке яхты. Так что не ленитесь регулярно проверять корпус на суше на протяжении всего гоночного сезона, особенно перед главной регатой.
Еще один источник возникновения неровностей в критической зоне перед килем - это шов на яхтах, корпуса которых делаются из двух половинок, изготовляемых отдельно. Может существовать небольшое смещение слева от соединительной линии, и его нужно сгладить.
3.5 Завершающие штрихи
Ну и, наконец, после того, как вся тяжелая работа по обработке подводной части судна завершена, настало время защитить ее каким-нибудь необрастающим покрытием. Гоночные яхты, которые стоят большую часть времени на суше или на прицепе, часто необрастайкой не покрывают вообще. Но летом слизь может нарасти даже за время недельной регаты, так что стоит позаботиться о каком-нибудь необрастающем покрытии.
Большинство гоночных яхт защищены жестким необрастающим покрытием, некоторые фирмы начали выпускать покрытия на основе тефлона. (В России из такого рода покрытий известна тефлоновая необрастайка VC17, ценой около $ 100 за литровую банку. После покрытия корпуса яхты такой краской его поверхность становится похожей на тефлоновую сковородку). Бессмысленно после изнурительных часов выравнивания корпуса нанести толстое покрытие, которое вернет все неровности, а затем снова его шлифовать. Преимущество покрытия на основе тефлона в том, что его толщина составляет всего 5 микрон, в то время как обычное покрытие круизных яхт составляет 100 микрон. Гладкая текстура тефлона снижает трение между водой и корпусом и, таким образом, снижается лобовое сопротивление. Кроме того, лодка не так быстро обрастает. Получается, что при использовании такого мощного необрастающего покрытия, между регатами достаточно хорошо отдраить корпус, ну и при необходимости обновить покрытие в конце года.
Обрабатывая подводную часть, не забудьте сгладить все выступающие фитинги или замените их обтекаемыми. Кроме того, убедитесь, что руль жестко, без люфта зафиксирован, чтобы не возникал восходящий поток, приводящий к снижению управляющего момента руля.
Страницы: 1, 2, 3