Рефераты. Откуда пошли Олимпиады

Позже к договору об экехерии присоединились другие народы Греции. В VI в. до н. э. священное перемирие признавалось во всем греческом мире. Продолжительность экехерии увеличилась от одного до трех месяцев и включала время перед началом и после окончания Олимпийских игр. Специальными соглашениями, принятыми представителями всех эл­линских государств, условия экехерии были дополне­ны обязательством не взимать пошлины за проезд в Олимпию и обеспечивать безопасность тех, кто направляется на Олимпийские игры.

Греки верили, что соблюдение перемирия контро­лируется самим Зевсом. Это заставляло их строго выполнять предписанные священным перемирием правила. Даже могущественные Спарта и Македония

вынуждены были выплачивать значительные штра­фы за нарушение экехерии.

Но не только страх перед Зевсом побуждал греков соблюдать мир. Время священного перемирия было, наверно, единственным временем, когда можно было свободно проехать по всей Греции, обычно раздира­емой междуусобными войнами. На время игр в Олим­пию собирались делегации всех эллинских госу­дарств, сюда привозили образцы новых товаров, здесь совершали торговые сделки, решали спорные вопросы, заключали мирные договоры, политические и военные союзы. Так, мирный договор 445 года до н. э. между Афинами и Спартой был заключен в Олимпии. Его условия были высечены на каменной стеле в Альтиде.

В Олимпии находились сокровищницы некоторых греческих городов, которые верили в неприкосновен­ность Альтиды больше, чем в прочность собствен­ных крепостных стен. Здесь производились межго­сударственные финансовые расчеты, обмен денег, выдача ссуд, взимались штрафы и долги.

Во время игр в Олимпию приезжали видные поли­тические деятели, лучшие представители античной науки и культуры.

С арены олимпийского стадиона блестящий ора­тор Исократ призывал греков к объединению против персов. Неистовый Демосфен обращал к народу свои пламенные речи— «филиппики», обвиняющие маке­донского царя Филиппа в покушении на свободу Эллады. Отцы истории Геродот и Фукидид со сту­пенек храмов Альтиды читали отрывки из своих сочинений. Здесь выступали великие философы Пла­тон, Сократ, Анаксагор, Диоген, Фалес Милетский и Гераклит из Эфеса.

Когда наступала вечерняя прохлада, гости Олим­пии за пиршественными столами восторженно руко­плескали самым знаменитым поэтам Греции Пинда-ру, Семониду, Еврипиду и Архилоху, посвящавшим свои лучшие произведения красоте состязаний и доб­лести олимпиоников.

Чтобы увидеть лучших атлетов Эллады, в Олим­пию приезжали скульпторы и художники. Участники Олимпийских игр были идеальной натурой. Не случайно Олимпия объединяла скульпторов разных греческих городов. Здесь создавали замечательные творения великие скульпторы Древней Гре­ции — афиняне Фидий и Пракситель, аргосец Поликлет, Лисипп из Сикиона, галикаркасец Скопас и другие. Храмы и служебные помещения Олимпии были украшены статуями и художественной резь­бой. В храме Геры статуй и барельефов было так мно­го, что Герайон напоминал музей.

Архитекторы и ваятели многих городов Греции участвовали в создании одного из величественней­ших зданий Эллады — Олимпийского храма Зевса. Он возвышался над Альтидой более чем на 20 мет­ров. В храме находилось одно из чудес античного мира — двенадцатиметровая статуя Зевса из золота и слоновой кости, созданная величайшим скульпто­ром Фидием, который работал над ней около восьми лет. Об этом выдающемся произведении искусства греки говорили: «Самое большое несчастье — это умереть, не увидев статую Зевса в Олимпии».

Священное перемир'ие сделало Олимпию центром общегреческой национальной культуры. Олимпий­ские игры были не только выдающимся спортивным событием. Они во многом способствовали сближению греческих племен, формированию единого языка, развитию экономики и культуры.

Игры Олимпиад

Во все времена года, в памятные даты, перед началом полевых работ и после жатвы — по самым разным поводам в античных городах проводились состязания атлетов. Большинство игр носило мест­ный характер, но были и такие, которые собирали участников из многих эллинских государств. Это Алкатаи — мужские состязания в г. Мегары, спар­танские праздники в честь Ахилла, состязания для женщин — Гереи в Олимпии и Аргосе и Арте-мидии в Спарте, Гермеи — общие для юношей и девушек состязания в Горгиппии (ныне г. Анапа) и другие.

Но особое место в античном мире занимали такие панэллинские состязания, как Олимпийские игры, Истмии, Панафинеи, Немей, Пифии, Гераклеи и Делии, составлявшие удивительно стройную систему общегреческих спортивных праздников. Они прово­дились в четырехлетний период между Олимпий­скими играми, который назывался олимпиадой.

Олимпиады носили имена победителей в беге на один стадий. Эти имена вырезались на мраморной стеле, установленной в Альтиде в 776 году до н. э. Олимпийские игры были настолько популярны, что олимпиады стали обще греческой мерой времени (равной 1425 дням), введение которой было очень важно для Древней Греции, где каждое государство имело свой календарь.

В III в. до н. э. римский историк Тимей, составляя хронологию эллинов, начал ее с олимпиады Корэба (776—773 гг. до н. э.) — первого известного Тимею олимпионика, одержавшего победу на Олимпийских играх 776 года до н. э. В последующем в хронологии Тимея были значительные пробелы, так как постоян­ными записи олимпиоников стали лишь с 580 года до н. э. К этому времени укрепились межгосударст­венные связи эллинов и окончательно сложилась система общегреческих состязаний, включающая игры в Олимпии и других областях Эллады.

Истмийские игры, или Истмии, проводились в честь бога морей Посейдона на Истмийском пере­шейке возле Коринфа каждые два года — во второй и четвертый годы олимпиады. Запись победителей Истмии велась с 583 года до н. э. Однако начало игр восходит, по-видимому, к середине II тысячелетия до н. э., потому что ко времени расцвета древнегре­ческих государств эти состязания были уже тради­ционным и регулярно проводившимся праздником. Возникнув как погребальные игры, Истмии были преобразованы афинским царем Тесеем в комплекс­ные спортивные состязания союзных племен Аттики и Арголиды. Позже к играм стали допускать атле­тов других эллинских государств.

Программа Истмии включала бег, пятиборье, борьбу, кулачный бой, панкратион, гонки колесниц и скачки. Не менее популярными были гимнастиче­ские и конные состязания.

Истмии играли важную роль в формировании общенациональной культуры греков. В мусических (от греческого музы — богини пения, поэзии, ис­кусств и науки) состязаниях Истмии участвовали пи­сатели, поэты, певцы и музыканты Средней и многих областей Северной Греции, Пелопоннеса, островов,

Традиционной наградой победителей Истмийских игр был венок из листьев сельдерея или ветвей сосны-пинии с вплетенным листом пальмы.

Во время проведения Истмии объявлялся свя­щенный мир, однако соблюдался он не так строго, как во время Олимпийских игр.

Немаловажное значение имели Истмии в полити­ческой и экономической жизни греков. Во время игр заключались договоры и соглашения, тексты кото­рых вывешивались на специальном столбе в сосновой роще возле храма Посейдона.

С именем Тесея связаны и Панафинейские игры в Афинах. Первоначально это был местный общин­ный праздник — Афинеи, проводившийся ежегодно в честь покровительницы города — Афины Полиады (т. е. городской). Этот праздник учредил царь Эрихтоний.

Тесей  стал  проводить  один  раз  в  четыре  года так называемые Великие Панафинеи — игры, на ко­торые   приглашали   жителей   других   государств — союзников Афин.

Согласно греческой мифологии, он впервые про­вел Панафинеи после возвращения с Крита, где побе­дил принадлежавшее царю Миносу чудовище Мино­тавра и избавил Афины от страшной дани: афиняне должны были приносить в жертву Минотавру юно­шей и девушек.

По-видимому, в этом мифе отразились воспоми­нания о том времени, когда Аттика (и ее столица Афины) была колонией Крита. Древнегреческий историк Фукидид описывал Тесея как историческую личность — афинского вождя, высадившегося с вой­ском на Крите во второй половине XV в. до н. э., разгромившего критян и объединившего аттические племена под властью Афин.

Панафинеи проводились в августе третьего года каждой олимпиады и включали конные, гимнасти­ческие и аналогичные истмийским мусические состязания.

Победителей игр награждали оливковыми венка­ми и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготавливали специальные амфоры с изображением видов состязаний. Такие награды по­лучили распространение в других античных государ­ствах и их колониях. Позже, в I—II вв. н. э., амфоры стали заменять кубками.

Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 тысяч мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились гимнастические состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проводились за чертой города у крепост­ных стен, которые превращались в зрительские три­буны.

На острове Делос в годы проведения Олимпий­ских игр проходили общегреческие игры — Делии, посвященные Аполлону и поэтому иногда называ­емые Аполлонеями.

В Греции культ Аполлона распространился в XV—XIII вв. до н. э. Греки считали Аполлона отличным музыкантом, дискоболом, лучником и ку­лачным бойцом и почитали его почти так же, как Зевса.

Для участия в Делиях весной на остров приплы­вали делегации греческих полисов. Игры были свое­образной репетицией для атлетов. Прежде чем от­правляться на игры в честь Зевса, они состязались в честь его сына — Аполлона. Поэтому программа Делий соответствовала олимпийской.

На Делосе находился храм и жертвенники Апол­лона, но главное его святилище, в котором находился Дельфийский оракул, было на материке. Здесь, в общегреческом религиозном центре Дельфах, у под­ножия горы Парнас, проводились Пифийские игры. Эти панэллинские праздники устраивались в память победы Аполлона над змеем Пифоном, жившим в пещере Парнаса.

Вначале Пифийские игры проводились как состя­зания поэтов и музыкантов. Достоверные сведения о включении в программу Пифийских игр гимнасти­ческих и конных состязаний по образцу Олимпий­ских игр относятся к 586 году до н. э., хотя, по-види­мому, они проводились и раньше. Игры устраивались через четыре года, в каждый третий год олимпиады. Для состязаний в Дельфах был построен стадион длиной 192 и шириной 25,5 м, беговая дорожка которого (длиной 177,5 м) начина­лась каменной полосой с желобами — своеобразными стартовыми колодками. Стадион окружали подково­образные ступенчатые трибуны на 7—8 тысяч зрите­лей. Еще не менее 20 тысяч зрителей могли разме­ститься на склоне примыкающего к стадиону холма. Конные состязания проводились недалеко от Дельф, на Криссейской равнине.

Победители Пифийских игр во всех видах состя­заний до V в. до н. э., как и олимпионики, награж­дались оливковыми ветвями, а позже лавровыми венками и яблоками.

Немейские игры, Немей, проводившиеся в долине Немея   в   северо-восточной   области   Пелопоннеса — Арголиде,   по-видимому,   первоначально   были   по­гребальными.

Одна из легенд рассказывает о том, что первые игры в Немее провел аргосский царь Адраст после смерти отца, участника знаменитого похода арго­навтов — Талая. В другом мифе основателем Немей-ских игр назван Геракл. После того как Геракл совершил свой первый подвиг — убил чудовищного льва, опустошавшего Немейскую долину, он соору­дил здесь алтарь Зевсу, пригласил юношей из ок­рестных селений и провел спортивные состязания.

Немейские игры устраивались через два года -во второй и четвертый годы олимпиад. Первые про­водились   зимой,   вторые — летом.   Программа   игр независимо   от   времени   года   была   постоянной — состязания музыкантов, гонки колесниц, скачки, бег, прыжки в длину, борьба, пятиборье, метание диска, кулачный бой. В таком виде Немейские игры про­водились с 572 года до н. э., но, по-видимому, по отдельным упражнениям состязания в Немее устра­ивались и раньше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.