В процесс отбора в контрольной группе входили следующие виды тестирования:
– бега на 30 метров;
– прыжки в длину с места;
– отжимание в упоре;
– поднимание туловища из положения лежа.
В экспериментальной группе входили следующие виды тестирования:
– поднимание туловища из положения лежа;
– психодиагностика (приложение Е);
– прирост физических качеств (приложение F).
Темп прироста рассчитывается по формуле:
W = 100 (V2-V1) / 0,5 (V1+V2) x %
Где W – темп прироста, числа «100» и «0,5» являются константами, а V1 и V2 – исходный и конечный результат в конкретном контрольном упражнении.
Оценку прироста физических качеств полученного результата сравниваем с показателями, представленными в таблице 9.
Таблица 9
Шкала оценки прироста физических качеств
Темпы прироста, %
Оценка
За счет чего достигнут прирост
До 8
Неудовлетворительно
За счет естественного прироста
8-10
Удовлетворительно
За счет естественного прироста и роста естественной двигательной активности
10-15
Хорошо
За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания
Свыше 15
Отлично
За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
3.3 Результаты опытно-экспериментального исследования
В результате педагогического эксперимента нами был выявлен исходный уровень физических показателей у детей в возрасте 11 лет (Приложение А, В).
Таблица 10
Средние показатели исходного тестирования в контрольной и экспериментальной группе
Группы
Бег на 30 метров
Прыжки в длину с места
Отжимание в упоре
Поднимание туловища из положения лежа
Контрольная
4,3
185,6
9
43,1
Экспериментальная
4,1
187,3
43,6
Как видно из приложения А и В, средние физические показатели у контрольной и экспериментальной группы не значительно отличаются друг от друга.
Таблица 11
Средине показатели тестирования психических качеств экспериментальной группы (кол-во)
Упорство в спортивной борьбе
Спортивное трудолюбие
Целеустремленность
Способность мобилизоваться во время соревнований
15
13
10
12
Таблица 12
Средине показатели тестирования темпа прироста физических качеств экспериментальной группы (%)
3,2
25
25,3
9,4
За время эксперимента в обеих группах улучшились физические показатели. Однако это улучшение в разных группах участников эксперимента носило разный характер.
После определения исходных критериев уровня развития физических качеств у контрольной и экспериментальной группы были, продолжены педагогические наблюдения за обеими группами.
В каждой из групп продолжался тренировочный процесс в ходе, которого производится тестирование и отбор для дальнейшей ориентации в спорте, т.е. зачисления в группу специальной подготовки.
В конце эксперимента в контрольной и экспериментальной группе были снова проведены тестирования на определение показателей скоростно-силовых качеств, выносливости, силы, гибкости и т.д. (приложение C и D).
Таблица 13
Средние показатели конечного тестирования в контрольной и экспериментальной группе
4,0
190,2
11,15
47,4
3,97
192,1
11,6
47,9
Для облегчения подсчета и математической обработки данных результатов было принято решение условно представить каждого из 40 человек испытуемых под порядковым номером (1, 2, 3 и т. д.).
В таблице 14 представлены дети (контрольная и экспериментальная группа) под порядковыми номерами, условно зачисленные в группу для дальнейших занятий в группе специальной подготовки по легкой атлетики.
Таблица 14
Дифференцирование отобранного контингента в зависимости от критериев отбора (контрольная группа)
Условно зачисленные в группу для занятий в легкой атлетике по специальной подготовкой
Нумерация детей, условно зачисленных в группу специальной подготовки
1
4
7
5
11
16
17
-
14
3
2
19
20
6
8
Исходя и полученных результатов тестирования в контрольной группе было отобрано 11 человек, для дальнейшего зачисления в группе специальной подготовки.
В экспериментальной группе исходя из анализа результатов тестирования было отобрано 16 человек для дальнейшего зачисления в группе специальной подготовки.
Анализ полученных результатов в экспериментальной группе в сравнении с данными полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основания утверждать, что предложенная, выдвинутая нами гипотеза была верна. Наиболее углубленный и четкий метод отбора, способствует выявлению физически и психически подготовленных спортсменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Современный уровень развития легкоатлетического спорта характеризуется более ранним вовлечением детей в интенсивную тренировочную и соревновательную деятельность. Возраст 10-14 лет, это тот возраст, где о спортивной пригодности ребенка можно только догадываться. Если даже ребенок талантлив в спортивном отношении, то невозможно определить в каком виде спорта он может максимально раскрыть свою одаренность, талант. Способный ребенок, явление неспецифическое, и при отборе следует искать детей с хорошими двигательными способностями.
2. Чем раньше ребенок вовлекается к регулярным занятиям легкой атлетики, особенно в технических видах, тем больше вероятность пополнения ДЮСШ юными дарованиями. Также, чем ранее привлечение детей к систематическим занятиям легкоатлетическими упражнениями, тем длиннее должен быть этап предварительной подготовки, который тесно связан с этапом начальной подготовки. Знание оптимального возраста для достижения лучших результатов в спринте, в прыжках и в метаниях служит важным ориентиром при отборе будущих чемпионов.
3. Углубленный отбор позволяет выявить наиболее физически и психологически подготовленных детей для занятий легкой атлетикой. При углубленном изучение всех данных организма можно ускорить отборочный процесс, тем самым больше уделить внимания для подготовки квалифицированных легкоатлетов на раннем этапе обучения.
Таким образом, все же в основе комплексной характеристики способностей спринтера лежат антропометрические особенности (рост, вес, основные пропорции тела), уровень развития важнейших для спринтера физических качеств, и их соответствие основным биодинамическим особенностям спринтерского бега. Учет антропометрических особенностей юных спортсменов при отборе так же зависит от этапов подготовки. Если на начальном этапе отбора, больше внимание уделяется на двигательные способности детей, а при отборе в группы спортивного совершенствования предпочтение отдается спортсменам выше среднего роста, атлетического сложения, средней комплекции.
Изучение степени наследуемости различных морфофункциональных показателей организма человека показало, что генетические влияния на них чрезвычайно многообразны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10