Перспективу изменения росто-весовых показателей можно учитывать, основываясь на данных, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Антропометрические показатели спринтеров различной квалификации
Антропометрические показатели
Квалификация спортсмена, результат
Новички
12.4-14,0
3-й разряд
11,6-12,3
2-й разряд
11,5-11,1
1-й разряд
10,6-11,0
КМС-МС
10,1-10,5
Сильнейшие мира
9,9-10,0
Рост, см
165,0
±
1,67
177,7
0,79
177,5
1,39
179,2
1,01
179,8
0,86
177,9
0,83
Вес, кг
52,1
2,16
66,3
1,09
68,8
1,35
72,7
0,96
75,7
1,37
76,2
1,14
Весо-ростовой индекс
315,76
3,26
373,10
3,23
387,60
4,01
405,69
5,16
421,02
5,23
428,33
4,88
Эти данные могут служить ориентиром лишь условно, но все же следует отметить, что начиная примерно с результата 11,6 сек, т.е. с возраста 14-15 лет, рост спринтеров практически не меняется вплоть до достижения ими результатов 9,9-10,0 сек. Зато вес спортсменов неуклонно увеличивается и как следствие – возрастает весо-ростовой индекс [8, с. 33].
Для занятий основными видами легкой атлетики необходимо отбирать детей с высоким ростом и небольшим весом. Именно такой подход предлагает ведущие специалисты при отборе будущих прыгунов. Показатели роста, веса и соотношение размеров некоторых частей тела, а также соотношение жировой и мышечной массы являются главными сторонами, определяющими возможность достижения высоких результатов в прыжках в длину и высоту.
Специалисты по прыжкам также отмечают, что результаты в прыжках в длину с разбега во многом обусловлены уровнем исходных задатков.
В процессе отбора предпочтение отдается детям с хорошо развитой мускулатурой, высоким ростом и относительно небольшим весом. Весо-ростовые показатели могут служить дополнительными критериями отбора новичков для занятий прыжками в длину и в высоту [8, с. 35].
По мнению специалистов, прыгуны должны быть с высоким ростом. Они предлагают начать оценку детей с изменения тотальных размеров тела, особенно отобрать детей потенциально высокого роста. Рослый ребенок, все же имеет больше преимущества в прыжках. При отборе потенциально рослых детей можно использовать простой способ определения бедующего роста прыгуна:
Рост (для мальчиков) = (рост матери х 1,08 + рост отца) / 2
Рост (для девочек) = (рост отца х 0,923 + рост матери) / 2
В качестве конкретной модельной характеристики могут служить данные о росте и весе сильнейших прыгунов мира (таблица 4).
Таблица 4
Показатели роста и веса сильнейших легкоатлетов мира
(по И. Тер-Ованесяну, 2000)
Вид легкой
атлетики
М
Ж
Прыжок в высоту
185-195
175-185
75-80
60-65
Прыжок в длину
184
170-177
72
65
Прыжок с места
183-188
-
75
Уровень современных мировых достижений во всех видах метаний приводит к необходимости предъявлять повышенные требования не только к физической подготовленности, но и к особенностям телосложения спортсменов [10, с. 112].
Анализ динамики весо-ростовых показателей сильнейших метателей мира позволило получить усредненные данные роста и веса сильнейших метателей (таблица 5).
Таблица 5
Показатели роста и веса сильнейших метателей мира (по И. Тер-Ованесяну, 2000)
Вид легкой атлетики
Метание диска
182-192
174-178
100-110
80-85
Метание молота
185-190
Метание копья
180-185
168-174
80-90
68-75
При этом во всех видах метаний весо-ростовые данные сильнейших метателей мира отличаются друг от друга, что свидетельствует о стабилизации антропометрических требований к спортсменам высокого класса [8, с. 29].
По данным ряда исследователей, для метаний диска особое значение имеет размах рук. У всех выдающихся метателей диска размах рук значительно (на 10-12 см) превышает длину тела. Поэтому его нужно обязательно учитывать в процессе начального и последующего отбора будущих дискоболов [8, с. 35].
Из представленных данных можно заключить, что для достижения высокого результата в метании диска рост имеет меньшее значение, чем вес и размах спортсменов. В заключении можно привести ориентировочные антропометрические показатели, которыми следует руководствоваться при начальном отборе метателей (таблица 6).
Таблица 6
Антропометрические показатели, используемые при отборе будущих метателей
Показатели
Пол
Возраст, лет
11-12
13-14
15-16
Ю
153-156
160-170
175-180
Д
152-155
156-162
164-172
Размах рук
172-185
156-160
162-170
170-180
По первой главе следуют следующие выводы:
1. Проблема отбор детей состоит в том, что с годами поколение меняется, меняются и телосложение, конституция тела человека, что обязательно должно учитываться при отборе и должны быть созданы общепринятые критерии по которым в дальнейшем будет производиться отбор. В настоящее время наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных сторон отбора и спортивной ориентации возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании научно обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
2. Отбор состоит из трех этапов. 1 этап – предварительный, 2 этап – промежуточный и 3 этап – заключительный. К критериям отбора относится: антропометрические данный, медицинские показания, телосложение, двигательные способности.
3. Каждому виду спорта соответствуют свои требования и общепринятые нормы веса тела, роста, размера рук и ног, скоростные качества или силовые. На основе этих критериев и производится отбор детей для занятий легкой атлетикой.
ГЛАВА 2. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
2.1 Физиологическая характеристика физических упражнений
При ходьбе, легкоатлетическом беге, скоростном беге на как, лыжных гонках, велогонках, гребле и плавании движения имеют циклический характер.
Особенности физиологических сдвигов при тренировке в каждом из этих видов спорта зависят от длины дистанции. Чем она больше, тем относительно меньше мощность работы. Циклическая работа по мощности и продолжительности делится на 4 зоны. Однако это деление является условным. В действительности циклическая, работа во всех видах спорта выполняется с некоторыми колебаниями мощности. На одной и тон же дистанции она может меняться в зависимости от тактических задач, степени тренированности спортсмена и других факторов. Особенно резко изменяется мощность работы при кроссах [8, с. 32].
Циклическая работа разной мощности предъявляет различные требования к организму и сопровождается разными морфофункциональными изменениям»; в его системах. Например, тренировка к работе умеренной мощности способствует развитию общей выносливости и повышению аэробной производительности. Тренировка же к спринту, развивая главным образом быстроту и силу, увеличивает анаэробные возможности организма [9, с. 382].
Одни и те же циклические виды физических упражнений оказывают разное влияние на организм человека в зависимости от его возраста и уровня физической подготовленности. Кроме того, воздействие на организм тех или иных видов спорта зависит от условий, и которых проводятся тренировки и соревнования. Например, лыжные гонки, скоростной бег на коньках и особенно плавание дают больший закаливающий эффект, чем другие циклические упражнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10