Рефераты. Основы физической подготовки

Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли Простого физического труда вовсе не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса ставил сам муж через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно изменяет его место и роль в производственном процессе - человек как бы становится над производственным процессом, однако его значение в производстве еще более возрастает. Это связано с тем, что объектом непосредственных трудовых усилий становится разумное использование большого объема овеществленного труда - все усложняются машин, автоматических систем, их постоянное совершенствование. Значительно повышается ответственность человека за результаты труда.

Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, скорости и точности его реакции. Кроме того, современный специалист высшей квалификации управляет не только техникой, но и высококвалифицированными людьми. Социологические исследования свидетельствуют, что именно работа с людьми, руководство людьми утомляет больше всего.


20. Общая и моторная плотность занятия


Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Опре-делять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено, не-одинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовитель-ной, основной и заключительной частях занятия. Общее время, затраченное на занятие (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитыва-ются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия.

Общая плотность занятия — это отношение педагогически оправданных (ра-циональных) затрат времени к общей продолжительности занятия.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесооб-разные мероприятия:

1. организацию обучаемых, проверку домашнего задания, постановку учебных задач, инструктаж по мерам безопасности;

2. сообщение и закрепление теоретических сведений;

3. проведение общеразвивающих упражнений;

4. инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5. подготовку и уборку технических средств обучения, необходимые перемеще-ния учащихся на уроке и т.д.;

6. изучение техники действий, технических приёмов, воспитание физических ка-честв;

7. методическую подготовку обучаемых, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8. мотивацию обучаемых;

9. использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10. педагогический контроль;

11. подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку до-машних заданий;

12. воспитательную работу на занятии.

Для определения общей плотности занятия или его частей суммируются пока-затели времени активной деятельности на занятии. Сюда входит время, затрачен-ное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организа-цию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои Тад. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятии Тобщ. (формула 1):

Общая плотность полноценного по специальной физической подготовке должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

- неоправданные простои на занятие (опоздание с началом, несвоевре-менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

- неподготовленность преподавателя или инструктора; непродуманные организация и содержание занятия, приводящие к паузам;

- излишняя и малоэффективная словесная информация для обучаемых на занятии;

- неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к не-рациональному использованию времени из-за многократного повторе-ния команд и распоряжений, замечаний обучаемым, повторений объяс-нения и т.п.

Моторная плотность занятия — это отношение времени, использованного не-посредственно на двигательную деятельность обучаемых, к общей продолжи-тельности занятия.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физиче-ских упражнений, действий, технических приёмов Тфу умножить на 100% и раз-делить на общее время занятия Тобщ (формула 2):


МПУ = Тфу: Т общ x 100 %


Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания приме-няемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зави-симости от типа занятия. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучи-вания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к сни-жению качества и эффективности учебной деятельности в целом.


21. Методы физического воспитания


В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

— метод регламентированного упражнения;

— игровой метод;

— соревновательный метод;

— словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного упражнения предусматривает:

— твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

— по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

— создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздей­ствием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множеств вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить сальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических

Качеств, способностей.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т. д.

К особенностям игрового метода в частности относится "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач — того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

— дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

— инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

— сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

— указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

— оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

— словесного отчета и взаиморазъяснения;

самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, "сильнее", "держать", "плавно").

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

— показа самих упражнений;

— демонстрации наглядных пособий;

— предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

— кино — и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино-кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

— избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электро­ламп).

В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

— метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

— метод ориентирования, т. е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

— методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео — и звуколидеры, указы­вающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).


22. Ловкость и методы воспитания


Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями, тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Ловкость - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту, трудовой и спортивной деятельности можно условно разделить на две группы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.