Рефераты. Основы физической подготовки

— кино — и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино-кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

— избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электро­ламп).

В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

— метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

— метод ориентирования, т. е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

— методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео — и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).


4. Основные факторы, определяющие содержание ППФП


Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие "трудовая деятельность" по психофизическим компонентам аналогично понятию "спорт". Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

формы (виды) труда специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и умственный. Разделение труда на "физический" и "умственный" носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся. При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении раз- . личных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить "кривую работоспособности па основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, значительную высоту тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. "Кривая" работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ПГТФП, так и в режиме труда и отдыха.


5. Основные требования к организации здорового образа жизни


Основные требования к организации здорового образа жизни

В разделе: Основы здорового образа жизни. Физическая культура и обеспечение здоровья

Для нормального развития и функционирования организма человека необходимо расходовать в сутки 1200 – 1300 ккал на мышечную деятельность, так утверждают физиологи. Основной причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии студентов является недостаток двигательной активности. Согласно современным представлениям, двигательную активность необходимо рассматривать как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, которой определил развитие организма и обеспечил как его адаптацию к окружающей среде, так и оптимизацию его жизнедеятельности. Это объясняется тем, что в структуре механизма двигательной активности в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, который отражает стремление живых систем к достижению максимального результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами. Последние научные исследования Г.Л.Соколовой показали, что гиподинамия – это опасный антифизиологический фактор, который разрушает организм и приводит его к ранней нетрудоспособности. Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза (процесс индивидуального развития организма с момента зачатия до конца жизни) и в период полового созревания. Она приводит к снижению темпов роста организма и к угнетению биохимических процессов. При этом наблюдается значительные функциональные отклонения в развитии головного мозга, которые выражаются в низком уровне работоспособности мозга, тат как происходит сокращение потоков импульсов от мышц, к двигательным центрам коры головного мозга. И если не оказывать дополнительную "помощь" для улучшения мозгового кровообращения в виде специальных упражнений для мышц шеи, то не избежать остеохондрозов, неврозоподобных болей и повышенной утомляемости.

Также установлено, что тренированные люди более устойчивы к гипоксии, к эмоциональным перенапряжениям. У занимающихся спортом при интенсивных нагрузках количество лейкоцитов в крови обычно повышено. Это явление, как отмечает профессор В.С. Фарфель, – "качество предохранительного фактора, обеспечивающего готовность к отражению возможного вторжения в организм инфекции при различных ситуациях. Этот процесс, прошедший эволюционный период, сохранил главное: человек, тренирующий свое тело, как бы упражняет кроветворные органы к выработке кровяных защитных телец. Отсюда – повышенная устойчивость организма тренированного человека к перегреванию и переохлаждению.

Кроме того, необходимо помнить, что у людей "малоподвижных" сердце снабжено минимальным количеством сосудов, просвет которых значительно сужается. Опасность тромбоза сосудов, и как следствие – ишемия миокарда, у них значительно выше, чем у тех, кто занимается физическими упражнениями. Американский ученый Рааб пришел к выводу, что игнорирование физических нагрузок ведет к развитию атеросклероза. Студенты, не зная об этом, нерегулярно посещают занятия по физической культуре, отведенные им для двигательной нагрузки. Избежать этого очень легко, включив в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности, который является врожденным фактором физического и психического развития человека, а отсюда и его здоровья.


6. Общая и специальная физическая подготовка, цели и задачи


Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных па всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

— достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

— приобрести общую выносливость;

— повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

— увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

— улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

— научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Так, например, профессор В. М. Зациорский отмечает, что независимо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц — предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области.

Другой пример: американским физиологом К. Купером были разработаны нормативы, определяющие состояние сердечно-сосудистой системы (выносливости) при преодолении расстояния за 12 мин. Мы приводим фрагмент предложенной им таблицы (до 30 лет), из которого можно сделать заключение, что в целях контроля ОФП необходимо за 12 мин преодолевать не менее 2,0—2,4 км для мужчин и 1,85— 2,15 км — для женщин.

Основной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка.

Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для вузов по дисциплине "Физическая культура" были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках.

Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как контрольные и в конце — как зачетные.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т. д., т. е. необходима специальная подготовка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.