Заключение
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от общего количества детей, поступающих в школу. Многие ученые и практики указывают причину – недостаточная двигательная активность у детей.
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Физкультурно-оздоровительная система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека.
Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома.
Данная модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста, насыщенная разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности, может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных режимов.
В каждом конкретном ДОУ педагогический коллектив должен творчески отнестись к проблеме организации оптимального двигательного режима и выбрать свой собственный вариант, учитывая местные условия конкретного ДОУ:
- экологическую обстановку;
- материально-техническую базу;
- количество и состав возрастных групп;
- состояние здоровья и физического развития детей;
- физическую подготовленность детей.
Список литературы
1. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.– М., 1966.
2. Берштейн Н.А. Психика формируется в движении. – М., 1974.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.
4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1988.
6. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, лазать, метать. – М., 1985.
7. Гребенова И.И., Ананьева Н.А. Ваш ребенок. – М., 1990.
8. Доннер, Кэрол Тайны анатомии. – М., 1991.
9. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1995.
10. Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем здоровым. – М., 2005
11. Зайцев Р.К., Кобанов В.В. Педагогика здоровья. – СПб., 1994.
12. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье. Укрепление здоровья. – СПб., 2000.
13.Зелинская Д. Школа здоровья. – М., 1995.
14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1986.
15. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М., 2002.
16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2001.
17. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М., 2000.
18. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. – М., 2000.
19. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках. – М., 1991.
20. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду в начальной школе. – М., АРКТИ, 2004 – 264 с.
21. Михайлов В.В. Физкультура для всей семьи. – М., 1988.
22. Мийайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. – М., 1986.
23. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975 – 239 с.
24. Немов Р.С. Психология. – М., 1998.
25. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ. – М.: Мозайка-Синтез, 1999 – 80 с.
26. Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольников. – М., 1971.
27. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет. – М., 1988.
28. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. – СПб., 1997.
29. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001 – 166 с.
30. Прокофьева Е.А. Румяные щеки. – М., 1993.
31. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М., 1964.
32. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2002 – 256 с.
33. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2005 – 96 с.
34. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М., 1983.
35. Хухулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1971.
36. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 2002 – 79с.
37. Щебенко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000.
Приложение
Модель двигательного режима детей 5 – 7 лет в дошкольном учреждении (по Руновой М.А.)
№
Виды занятий
Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
1.1
Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.
1.2
Двигательная разминка
Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10 мин.
1.3
Физкультминутка
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.
1.4
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.
1.5
Оздоровительный бег
Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
1.6
Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.
1.7
Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные)
Два-три раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.
1.8
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами
Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
1.9
Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне
Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.
1.10
Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем
После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводиться по рекомендации врача Длительность 12-15 мин.
1.11
Логоритмичная гимнастика
Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом).
2. Учебные занятия
2.1
По физической культуре
Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин.
2.2
По плаванию
Два раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10-12 человек. Длительность 30-35 мин.
3. Самостоятельные занятия
3.1
Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
4. Физкультурно-массовые занятия
4.1
Неделя здоровья (каникулы)
Два-три раза в год (последняя неделя квартала).
4.2
Физкультурный досуг
Один-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной - двух групп. Длительность 50-60 мин.
4.3
Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде
Два-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин.
4.4
Игры - соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов
Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин.
4.5
Спартакиады вне детского сада
Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин.
5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий
5.1
Группы ОФП
По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин.
5.2
Спортивные кружки, танцы
По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин.
6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
6.1
Домашние задания
Определяются воспитателем
6.2
Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольных учреждении
По желанию родителей, воспитателей и детей.
6.3
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада.
Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4