Рефераты. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно выдвинутому энергетическому правилу двигательной активности особенности развития и деятельности физиологических скелетных мышц в разные возрастные периоды детства. Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие за счет вещества и энергии, полученной из среды.

У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате реакции движения происходит не трата, а приобретение массы, что обеспечивает рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки. При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток к регулирующим нервным образованиям импульсов, возникших в рецепторах мышц.

Возрастной период от 6 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 6 лет составляет около 113 – 124 см, а масса тела 16 – 27 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти – шести годам еще не завершено. Каждая из этих костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фаза развития неодинакова.

Сращивание костей решетчатой кости черепа и окостенение слухового аппарата заканчивается к 6 годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа сохраняются хрящевые швы, поэтому рост головного мозга продолжается (округлость головы ребенка к 6 годам равна примерно 50 см). Эти размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для подвижных игр.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3 – 4 лет, но к 7 годам еще не закончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести в травмам.

Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений с уменьшение площади опоры: - ходьбы по скамейке, рейке; при лазанье, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадет не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.

Позвоночный столб ребенка 6 лет чувствителен к деформации воздействия. Системная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При изменении массы тела, а так же при необходимых условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа.

 Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период 5 лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих.

У детей данного возраста наблюдается и не совершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого, чем нужно, размера, изменения массы тела, перенесенные заболевания.

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них это возраст 6 лет. К 6 годам у ребенка хорошо развиты туловище и конечности, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются.

В целом в подготовительной группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, требующие опоры на одну ногу, например, в подвижных играх: «Сделай фигуру» и др.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой, упражнения по технике движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с приличной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, то есть менять темп.

При проявлении подвижных игр воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т.д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения, самостоятельно выполнять многие виды упражнений.

У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно улучшает.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфологических признаков.

Так поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 % размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении следует разумно формировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается применением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

У детей 6 – 7 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычки, формируются достаточно быстро, но перестройка не затруднена, что свидетельствует о недостаточной подготовленности нервных процессов.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивность формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста.

В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Сердечная его частота к шести годам составляет 92 – 95 ударов в минуту. К семи – восьми годам интенсивность, в основном заканчивается и работа сердца становится более ритмичной.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличается от таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеванию органов дыхания.

Важна и правильная организация дыхательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.

Жизненная емкость легких у 6 – 7 – летних детей в среднем равнв 1100 – 1200 см3, но она зависит от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др.

Число дыхания в минуту в среднем – 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2 – 7 раз, а при беге еще больше.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников показывают, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высокий. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем упражнений для детей старшей группы в течении года может быть увеличен с 0,6 – 0,8 км до 1,2 – 1,6 км.

Прыжки через скакалку ребенка могут выполнять в течении длительного времени (13 – 15 мин.).

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности, активности тех, кто предпочитает «сидячие» игры.


1.2 Влияние двигательной активности на психическое и физическое

здоровье детей


Движение оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.

Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.

При выполнении движений обогащает эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий.

Двигательная активность для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постепенно поступают в мозг, импульсируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Тем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития.

Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, то есть создается некоторый ее избыток. Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, эта предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.