Рефераты. Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в ...

Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в ...

Министерство образования Российской Федерации Средняя образовательная школа №1

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

Тема:

 

«Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6 – х классов и особенностями организации занятий в УТГ»

 

Автор работы: Борисов Алексей

Руководитель: Жернокова И.Н.

 

 

 

 

 

Чайковский 2005


Оглавление


Введение                                                                                                  3

Глава 1. Биоритмы как «живые часы» организма человека                   6

Глава 2. Хронотипы человека                                                               14

Глава 3. Перспектива жизни без лекарств                                            20

Глава 4. Исследовательская часть                                                        23

Заключение                                                                                           26

Приложения                                                                                          28

Список литературы                                                                               42


Введение.

В Париже в середине прошлого века один известный врач внушил под гипнозом своему пациенту, что через 123 дня ему надо вложить в конверт чистый лист бумаги и отправить по определенному адресу. После сеанса гипноза пациент ничего не мог вспомнить об этом «поручении». Прошло 23 дня, и вот на очередном сеансе гипноза врач неожиданно спросил больного: «Через сколько времени Вы должны отправить письмо?» - «Через 100 дней», - незамедлительно последовал ответ. «Считаете ли Вы дни?» - «Нет, это делается само собой».

Вот так сами собой считаются дни, недели, месяцы… И совсем маленькие отрезки времени: часы, минуты, секунды…

Состояние организма, отдельных его органов и клеток изменяется, повторяясь в различные интервалы времени. «Пробегают» импульсы по нервным волокнам, бьется сердце, сокращаются и вновь расслабляются мышцы, меняется артериальное давление, температура тела, настроение, самочувствие, деловая активность.

Забота о сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни, повышение нервно-эмоционального напряжения в трудовой деятельности, физического напряжения в спортивной деятельности ставят перед медико-биологической наукой ряд практических задач.

Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе для физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребёнка.

В зависимости от различий расположения акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), Хронотип во многом определяет поведенческую активность человека (в первую очередь ребёнка) и служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.

В школе третий год проходит эксперимент в параллелях 5-7 классов «Наш спорт – наше здоровье». Он имеет четко налаженное учебно-методическое, психологическое, медицинское, – организованное по типу мониторинга, – сопровождение. Но все-таки существуют миграции детей из одной УТГ в другую, также непосещение занятий и, отсюда, невысокие показатели физической подготовленности детей. Больше всего проблем вызывает параллель шестых классов. В этой группе учащихся наблюдается самая низкая успеваемость в школе. Мы считаем, что среди возможных причин есть несовпадение биологических ритмов учащихся с предложенным им графиком учебных и спортивных нагрузок.

Учитывая актуальность вопроса, мы определили цель работы: предложить администрации школы и педагогическому коллективу практические рекомендации по организации занятий любимым видом спорта для различных хронотипов.

Задачи:

1. Углубить знания о природе биоритмов как «живых часов» организма человека.

2. Провести обследование учащихся 6-х классов на предмет принадлежности их к определенному хронотипу.

3. Определить взаимосвязь между временем организации занятий и хронотипом.

4. Разработать практические рекомендации педагогическому составу по особенностям организации УТГ.

Биоритмы как «живые часы» организма человека.


Биологический ритм - это один из механизмов, которые позволяют организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная адаптация происходит в течение всей нашей жизни, ибо постоянно происходит изменение внешней среды. Сменяют друг друга времена года, циклон приходит на смену антициклону, нарастает и уменьшается солнечная активность, бушуют магнитные бури, люди переезжают из, степной зоны в Заполярье - и все это требует от организма способности к адекватному приспособлению. Только при «исправности этого «механизма» возможна полноценная жизнь. Вот почему, в частности, сведения о биологических ритмах необходимы и для разумного, целесообразного построения режима труда и отдыха, и для сохранения здоровья, и для поддержания высокой жизненной активности.

Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятый, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий.

Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе - для правильного распределения умственной и физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребенка

Этими проблемами (и многими другими) занимается сейчас, специальная наука- хронобиология. 0на относится к числу фундаментальных разделов биологии. Знает ли читатель, что в медико-биологической науке в настоящее время возникло много новых направлений, в название которых входит корень «хроно» (от греческого - «хроно» - «время»), - хронофизиология, хроногигиена, хронопатология, хронотерапия и хронофармакология? Да, из лексикона врачей постепенно уходит привычная рекомендация: «три раза в день по чайной ложке», ибо одни и те же лекарства в разные часы суток могут оказывать на организм неоднозначное действие.

Закономерностям биологических ритмов подчиняется все живое на Земле. Знание этих закономерностей и их практическое использование необходимо, помимо медиков и физиологов, и специалистам сельского хозяйства, и рыбакам, и многим другим. Действительно, имея представление о проявлениях суточного и многодневного, годичного и многолетнего ритмов в жизнедеятельности животных и растений, можно рациональнее расходовать кормовые ресурсы, учитывать обусловленное природой повышение и снижение урожайности отдельных растительных культур (в частности, исключить фактор «неожиданности» высоких урожаев; когда к последним оказываются неготовыми ни люди, ни техника, ни хранилища). В США, например, давно создан специальный институт по изучению циклов. Его учеными обнаружена четкая цикличность изменений не только урожайности хлопка и риса, но и уровня заготовки шкур диких животных, улова осетровых рыб и т. п.

Развивается и совсем молодая наука гелиобиология. Главная сфера ее интереса- изменения магнитного поля Земли под воздействием солнечной активности и влияние этих изменений на живые организмы.

Думается, что важность учета всех подобных закономерностей в. практической деятельности самых разных направлений (от медицины до сельского хозяйства и от педагогики до спорта) бесспорна и теперь уже не требует особых доказательств.

Основные факторы внешней среды воздействуют на живые объекты не в порядке простой последовательности событий, а повторяющимися в определенном ритме фрагментами: солнечные и лунные месяцы, времена года, сами годовые циклы и т. д. Подобная периодичность нашла свое отражение и в биологических ритмах. Можно сказать, что ритмическая активность это одно из фундаментальных, свойств живой материи. Биоритм как бы «отмеряет» в живой системе течение времени.

Да, образно говоря, биологические ритмы — живые часы нашего организма. Причём большое число разнообразных биоритмов не просто сосуществует в организме, они взаимосвязаны между собой сложной иерархией взаимозависимостей. Следует подчеркнуть, что среди биоритмов есть как инертные, так и лабильные, которые по-разному относятся к воздействию внешних ритмов.

Дальнейшее углубление в природу биоритмов позволяет определить; какие взаимоотношения внутренних (эндогенных) ритмов с внешними (экзогенными) наиболее значимы для организма, и также оценить допустимые пределы отклонений в биоритмах под воздействием внешних и внутренних факторов. Всем, например, известно, что изменения за пределы определенных границ частоты пульса и дыхания, кровяного давления и ряда других показателей приводят к глубоким функциональным нарушениям и даже гибели.

Так что же такое биоритмы, изучением которых (на количественной основе) занимается новая наука хронобиология? Это колебания, максимальные и минимальные значения которых наступают через приблизительно равные промежутки времени (циклы). Каждый цикл несколько отличается по своим показателям, но воспроизводится на основе тех. же закономерностей, что и другое. Так что биоритмы можно назвать и упорядоченными во времени и предсказуемыми изменениями биологического процесса.

Любой биологический процесс в организме потому и называется процессом, что он находится в постоянном движении, имеющем циклический характер. Циклические процессы происходят на всех уровнях организации живых систем. В настоящее время данный вопрос стал предметом серьезного изучения, ибо, в частности, как полагают исследователи, это - необходимо учитывать при лечении и нормализации работы различных органов (имеющих собственную цикличность процессов жизнедеятельности).

Биологические ритмы различны. В одном случае - биоритм должен быть устойчивым к случайным воздействиям внешней среды, даже независимым от них, а в Другом - обеспечивать адаптацию организма,— подстраиваясь к конкретным условиям среды. Следовательно, в организме существуют биоритмы, которые «работают» по собственной программе роста и развития организма (инертные), и биоритмы, обеспечивающие жизнеспособность организма при; воздействии факторов окружающей среды (лабильные).

Чтобы пояснить данное положение, приведем пример. Установлено, что у большинства людей ритм колебаний температуры тела составляет около 25 часов, его, как указывают многие исследователи, можно с большой вероятностью предсказать, на несколько месяцев вперед. Но в каждый конкретный момент реальное значение температуры может быть несколько искажено каким-либо кратковременным влиянием - физической нагрузкой, горячим душем или, скажем, порцией мороженого. И многие другие биоритмы организма, «настроенными на тот или иной (например, суточный) ритм, как бы «подстраиваются». «Часы не слишком хороши, если вы не имеете возможности их подстраивать», - говорил известный ученый Артур Т. Уинфри. Действительно, оптимальная целесообразность биологических часов связана не только с их самостоятельностью, но и со способностью определенной «подстройки» под влиянием внешних ритмов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.