Нижнее – предельное отклонение (±);
Примечание: все значения величины ђ статистически достоверны (Р 0,01-0,05)
[pic] [pic]
Приведенные результаты позволяют говорить об очень высокой степени влияния разнообразия местности на вариацию результатов в ориентировании у женщин и о более низкой физической подготовленности девочек, девушек и женщин массовых разрядов по сравнению с мужчинами.
Возрастная динамика показателя силы влияния фактора ТМ на результаты в ориентировании показана на рисунках 3 и 4.
В группе новичков этот показатель с возрастом снижается идентично как у мужчин, так и у женщин (сплошная линия) и к 16-17 годам достигает 24,6 (юноши) и 26,4% (девушки). Далее в возрастной группе 18-39 лет величина ђ снова увеличивается до 52,4% (мужчины) и до 66,7% (женщины).
Таким образом, в результате проведенных исследований получены данные, позволяющие сделать заключение:
- тип местности достоверно по всем возрастно-половым группам определяет вариативность результатов в соревнованиях по ориентированию, эта зависимость проявляется по-разному в зависимости от квалификации и пола участников;
- фактор ТМ оказывает более сильное влияние на вариацию результатов в массовых соревнованиях II-III разрядов и менее значим у высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков;
- показатель силы влияния фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании снижается у женщин от 10 до 17 лет, а с 18 лет повышается до исходных величин (новички) и также значительно увеличивается в группе массовых разрядов (III разряд – до 82%, II разряд – до 74,6%). У мужчин показатель силы влияния фактора ТМ в группах III, II и I разрядов с возрастом изменяется незначительно;
- при выборе местности для соревнований по ориентированию необходимо учесть, что фактор ТМ наиболее значим для детей до 15 лет и взрослого населения в возрасте 30-39 лет.
Изложенное выше позволяет считать, что при проведении соревнований по ориентированию необходимо ввести условия, определяющие наиболее предпочтительный тип местности. Такие условия необходимы для того, чтобы разработать сопоставимые критерии оценки достижений – нормативы в этом виде испытаний.
В основу методики выбора типа местности легло предположение в том, что оптимальной местностью является та, на которой будет показана наименьшая вариативность результатов вокруг средней величины. Решение данной задачи осуществлялось с помощью вычисления коэффициента вариации ( ђ ), характеризующего вариативность результатов по каждому типу местности.
Рассчитанные величины коэффициента вариации (в %) представлены в таблице 10, в зависимости от основного признака – рельефа – отражены на рисунках 5 и 6.
Низкие значения коэффициента выявлены в соревнованиях с применением слабо и умеренно пересеченной местности. Например, у юношей 16-17 лет вариация результатов колеблется в пределах от 9,2 до 16,2%, у мужчин 18-29 лет: от 9,4 до 18,5%. Причем, наименьшие значения отмечены на местности типа 3.31 (умеренно пересеченная, закрытая, сухая).
Следует отметить большую, по сравнению с мужчинами, амплитуду колебания результатов у женщин: от 8,6 до 36,9%. Особенностью является также то, что как у мужчин, так и у женщин выявлена большая вариативность результатов на непересеченной местности (1,45-28,2%).
Таким образом, проведенный однофакторный дисперсионный анализ с предварительным вычислением общей, межгрупповой и внутренней вариации показал, что разброс результатов в соревнованиях по ориентированию в значительной степени определяется типом местности, на которой эти соревнования проводятся. Как показали исследования, в группе новичков фактор ТМ определяет вариативность результатов у 16-17-летних на 24,6- 26,4%, у взрослых: 52,4-66,7%. Вычисление средних показателей коэффициента вариации на II типах местности также показало, что у 16-17-летних юношей и девушек влияние типа местности на результаты меньше, чем у взрослых (юноши – 16,6; девушки – 19,6%; 18-29 лет: мужчины – 18,0; женщины – 25,7%).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для соревнований по ориентированию наиболее пригодна местность типа 2.21, 2.22, 2.31, 3.21, 3.31, то есть слабо и умеренно пересеченная по рельефу, полуоткрытая и закрытая по проходимости, сухая или с небольшими заболоченными участками по характеру грунта. Наиболее универсальной местностью, пригодной для всех возрастно-половых групп, является слабо пересеченная, полуоткрытая и сухая местность (2.21), имеющая наименьший средний коэффициент вариации по всем возрастно-половым группам, который не превышает 11,5%. Ближайшее наименьшее среднее значение коэффициента вариации по всем четырем возрастно-половым группам выявлено на местности типа 2.22 (слабо пересеченная, полуоткрытая, болотистая) – 13,1%, но это значение достоверно больше (Р 0,05), чем на местности предыдущего типа.
2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов
Как во всех циклических видах спорта, основная нагрузка в ориентировании определяется длиной дистанции (объём) и временем ее преодоления (интенсивность).
Однако, в ориентировании, соотношению двух основных компонентов нагрузки сопутствуют еще несколько других, а именно: особенности планирования дистанции и постановки контрольных пунктов, тип местности, число контрольных пунктов и т.п. Эти специфические компоненты могут в значительной степени влиять на истинную длину дистанции и эффективную скорость бега, тогда как физическая скорость бега может и не изменяться.
Исходя из этого, мы предположили, что технической сложностью дистанции можно в некоторой степени управлять не только качеством постановки, но и изменением числа КП, тем самым изменяя количество применяемых технико- тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции.
Для того, чтобы выявить количественные характеристики этой зависимости и обосновать оптимальное число контрольных пунктов на дистанции ориентирования, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Выявить корреляционную зависимость между затратами времени на преодоление дистанции в ориентировании и числом КП.
2.Исследовать соотношение элементов соревновательной деятельно- сти (СД) в ориентировании в зависимости от числа КП.
3.Изучить зависимость удлинения маршрутов при выборе путей движения от числа КП.
В таблице 3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о высокой зависимости скорости движения в беге с ориентированием от числа КП.
Таблица 3
Динамика результатов бега с ориентированием в зависимости от числа КП на дистанции |По|№ |Исследуемые |Число контрольных пунктов | |л |п/п|параметры | | | | | |3 |5 |7 |9 | |Мужч|1 |Число КП на 1 км |0,75 |1,25 |1,75 |2,25 | |ины |2 |Удлинение пути движения | | | | | | | |на 1 км %|30,8 |29,1 |20,0 |18,2 | | | | |308 |291 |200 |182 | | | |м | | | | | |Женщ|1 |Число КП на 1 км |0,85 |1,42 |2,0 |2,57 | |ины |2 |Удлинение пути движения | | | | | | | |на 1 км %|22,5 |24,6 |17,0 |16,6 | | | | |225 |246 |170 |166 | | | |м | | | | |
В результате полученных данных выявлены следующие закономерности:
1. Величина коэффициента удлинения пути (Кпути) [1] при всех значениях
КП меньше у женщин, чем у мужчин.
2. При уменьшении числа КП с 7 до 5 отмечается значительное увеличение
Кпути ( на рис. 8 показано стрелкой).
[pic]
Большие (до 30,8%) увеличения маршрутов на дистанциях с числом КП 0,75- 0,85 на каждый километр дистанции вызваны особенностями выбора пути движения при прохождении длинных (до 800 м) этапов. Дальнейшее увеличение длины этапа не влечет за собой большого изменения Кпути. Напри- мер, при уменьшении числа КП с 1,42 до 0,85 (женщины) удлинение пути даже сократилось на 2,1%.
Таким образом, основываясь на результатах анализа путей движения участников массовых соревнований, можно сделать вывод о том, что на дистанциях ориентирования целесообразно устанавливать не меньше 1,42 (женщины) и 1,25 (мужчины) КП на каждый километр дистанции. Дальнейшее уменьшение числа КП не рационально и ведет к значительному снижению числа применяемых технико-тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции (время на остановки и ходьбу с ориентированием уменьшается до 25,2 – мужчины, 14,2% - женщины и увеличивается процент времени, затрачиваемый на чистый бег без ориентирования – до 81,2%). Это снижает качество оценки главного показателя – умения ориентироваться.
Длину дистанции по ориентированию принято целесообразным устанавливать по нижней границе правил соревнований по спортивному ориентированию /39/ с тем, чтобы была возможность выполнять спортивные разряды. Поэтому, с учетом принятой длины предлагаются следующие граничные значения числа КП в соревнованиях по ориентированию (таблица 6).
Таким образом, по данным анализа соотношения элементов соревновательной деятельности, а также величин удлинения путей движения в зависимости от изменения числа КП, определены критерии для установления граничных значений числа КП отдельно для мужчин и женщин. С учетом принятой для соревнований по ориентированию длины дистанции установлены конкретные значения числа контрольных пунктов, находящиеся в границах предельно допустимых величин, которые можно рекомендовать для дистанций ориентирования.
Таблица 6
Рекомендуемое количество КП на дистанциях ориентирования
|Возраст |Пол |Длина |Предельные |Рекомендуемое | |(лет) | |дистанции |значения числа КП |число КП | | | |(км) | | | | | | |Миним. |Максим. | | |16-17 |ю |4 |5 |9 |7 | |16-17 |д |3 |4,2 |7,7 |5 | |18-29 |м |5 |6,2 |11,2 |8 | |30-39 |м |4 |5 |9 |7 | |18-29 |ж |3 |4,2 |7,7 |7 | |30-39 |ж |3 |4,2 |7,7 |7 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке. – География в школе, 1965. N 5, с.12-15.
2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е изд. – М.: Воениздат, 1982. – 102 с.
3. Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения ориентирования на местности в группах здоровья. – Теория и практика физической культуры, 1967, N 12, с. 59-61.
4. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. – Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1983. – 108 с.
5. Воронич В.Д. Роль спортивного ориентирования в подготовке студентов естественно-географического факультета к будущей профессиональной деятельности. – В кн.: Совершенствование физкультурно-массовой и спортивной работы со студентами вузов в свете требований постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта”: Тез. докл. науч.-метод. конф. (Ижевск, июнь 1983 г.). Ижевск: УдГУ, 1983. с. 94-95.
6. Вьюнков В.Н. Подготовка к массовым кроссам. - Теория и практика физической культуры, 1941, N 3, с. 17-18.
7. Гаврилов В.Д. Качества, определяющие эффективность спортивной деятельности в ориентировании на местности, и характеризующие их тесты /на примере ориентировщиков юношеских разрядов/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 16 с.
8. Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет под влиянием занятий спортивным ориентированием. – В кню: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 82-83.
9. Горбачев В.И. Спортивное ориентирование – эффективное средство повышения двигательной подготовленности школьников. – В кн.: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.
10. Деметер Р.С. Особенности учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой на открытом воздухе зимой в физкультурном коллективе: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1955. – 25 с.
11. Зильбер А. Я. Эффективность круглогодичных учебных занятий по физическому воспитанию в средне школе на открытом воздухе: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1956. – 17c.
12. Зовут лесные стадионы. – Правда, 1984, 24 сентября.
13. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности. - Теория и практика физической культуры, 1971, N 12, с. 26-28.
14. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов землеустроительного и геодезистского факультетов. – Теория и практика физической культуры, 1973, N 4, c. 53-56.
15. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих агрономов. – Теория и практика физической культуры, 1980, N 1, c. 41-43.
16. Карманова Л. В. Содержание и методика ежедневных физкультурных занятий на воздухе и их роль на физическое воспитание детей старшего школьного возраста: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 27 с.
17. Кочергин В.В. Исследование взаимосвязи в преподавании географии и туризма в школе. – В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых ГДОМФК им. П.Ф.Лесгафта, Л.: 1971, c. 78-80.
18. Кивистик А.К. О теории подготовки дистанций спортивного ориентирования /в заданном направлении/ и ее применении в Эстонской ССР: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – Тарту., 1973. – 27 с.
19. Магде А.С. Организация и проведение факультативных занятий по топологии в школе. – География в школе, 1970. N 6, с.12.
20. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников по спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1978. – 19 с.
21. Максимов Н.А. География в 5 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – 112 с.
22. Максимов Н.А. Вычерчивание плана пришкольного участка. – География в школе, 1967. N 4, с.6.
23. Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием на функциональное состояние организма. – Теория и практика физической культуры, 1983, N 12, с. 30-31.
24. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
25. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. – М.: Просвещение, 1972. – 67 с.
26. Малахов Н.В. О картографической подготовке учащихся. – География в школе, 1966, N 8, c. 11.
27. Моисеенко А.Л. Определение зрительной памяти у спортсменов- ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1974, N 4, c. 58.
28. Моисеенко А.Л. , Ганюшкин А.Д. Исследование наглядообразной памяти у занимающихся спортивным ориентированием. – Теория и практика физической культуры, 1971, N 9, c.70.
29. Мухаметянов Ф.Д. Спортивное ориентирование как эффективное средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите Родины. - В кн.: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.
30. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов- ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1978, - 112 с.
31. Огородников Б.И. и др. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию – М.: Физкультура и спорт, 1980, - 72 с.
32. Озолин Н.Г. Спорт на местности. – Теория и практика физической культуры, 1941, N 4, с. 9-10.
33. Озолин Н.Г. Спорт на местности. Пособие для инструкторов физической культуры, комсомольского и физкультурного актива. – М.: Физкультура и спорт, 1943. – 183 c.
34. Первов Г.А. Исследование эффективности и особенностей методики круглогодичных занятий по физической культуре в школе на открытом воздухе /на материалах школ Кустанайской и Запорожской областей/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1972. – 18 с.
35. Петров Н.В. Обязательный курс физического воспитания студентов вузов в условиях открытого воздуха /разработка методики и ее исследование/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1959. – 19 с.
36. Плохинский Н.А. Биометрия. –М.: МГУ, 1970, с. 62-76.
37. Полиевский С.А., Сидоренко Н. Я., Кедрова Г.М. Профессионально- прикладная подготовка, как средство повышения эффекимвности производственной практики учащихся горных ПТУ. Теория и практика физической культуры, 1975, N 9, с. 52-54.
38. Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спорсменов- ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N 6, c.17- 19.
39. Спортивное ориентирование: Правила соревнований. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 88 с.
40. Фатеева Л.П. Повышение физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры на открытом воздухе /в услови
ях нечерноземной полосы РСФСР/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1977. – 26 с.
41. Черкасова И. Б. Альпинизм, туризм и ориентирование как составные части профессионально-прикладной подготовки студентов горных специальностей. – В кн.: Вопросы физического воспитания студентов, Лю: изд. Ленинградского университета им. А.А. Жданова, 1970, вып. XII, c. 71-72
42. Штакельберг Л.Д. О физкультурной работе школы в связи с введением начальной допризывной подготовки учащихся. - Теория и практика физической культуры, 1940, N 11, с. 10-11.
43. Saltin B. Talingserienterung, del II. Kondition och lopteknikraning, Stockholm, SOFT. ----------------------- [1] Величина, характеризующая увеличение маршрутов при выборе путей движения. За единицу принят путь движения идеального ориентировщика – по прямой /157, с. 76/
Страницы: 1, 2